Проект для начальных классов
Документы для скачивания
Золотова Валентина Борисовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко»
Технология 4 класс Раздел программы: «Штучное и массовое.
От мастерской ремесленника к промышленному комбинату».
Тип урока: Комбинированный (Изучение нового и обобщение изученного материала)
Форма урока: Урок-защита проекта-исследования
Цель: Познакомить обучающихся с современным производством хлеба
Рассказать о научно-техническом прогрессе
Заставить задуматься над тем, как люди совершают открытия
Развивать любознательность и воображение
Воспитывать уважительное отношение к людям и бережное отношение к хлебу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: Выставка хлеба и других мучных изделий, выставка круп.
Плакаты висят: «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом», «Хлеб - всей жизни голова», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска и полатях возьмёт тоска».
(презентация слайды «Хлеб - всему голова)
Ход урока.
Учитель: Растения, зёрна которых годятся в пищу, называют хлеба. Хлеба – это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормилицы – пшеница, рожь, ячмень – имеют и особое название – жито. Слово жито народ произвёл от слова жить. Будет жито и жить можно. Хлеб – всей жизни голова. Наш урок посвящается хлебу.
1 ученик: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
2ученик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить Щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
3 ученик: С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!
(Вручают хлеб-соль гостям)
4 ученик: Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.
5 ученик: В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нем здоровье, наша сила ; в нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.
6 ученик: В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Учитель: Без хлеба – половина обеда. А мы едим хлеб и даже не задумываемся о том, как он появился, когда, кто его для нас выращивает.
Привычный всем хлеб люди изобретали долгие века. Важным открытием на пути к нему была каша. А прежде, чем сварить кашу, человек должен был овладеть огнём да ещё сделать посуду из глины.
Мужчины на охоте, сторожат на тропе у водопоя оленя или гонят его к яме-ловушке. Добудут ли оленя – дело не ясное. Однако, во владениях племени растёт пшеница. Люди дикие и пшеница дикая: колос тощий, зёрна маленькие. И всё же ими можно насытиться. А как быть младенцам и старикам? Зёрна позднего сбора, твёрдые, беззубым их не разжевать.
(приложение №1)
Длинноволосая женщина думает думу. Она сидит возле костра. Вдруг спасительная мысль проносится в мозгу первобытной женщины. Она наполняет глиняный горшок водой, ставит на угли, щепоть за щепотью сыплет в горячую воду твёрдые пшеничные зёрна. Зёрна набухают. Они становятся мягче, разбухли, стали больше, они впитали воду. Теперь под их оболочкой клейкая, сладковатая мякоть. Самая первая каша – готова – это предок хлеба.
Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать его не зубами, между двух камней. Между нижним неподвижным, как верхняя челюсть, и верхним, подвижным, как челюсть нижняя. Так он получил первую крупу – дроблёное зерно. Поусердствовал ещё, растёр зёрна в порошок – самую первую муку.
(приложение №2)
Кто-то, замесив муку на воде, получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку. То был первый – пресный хлеб. Но до хлеба, который мы теперь едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски.
(приложение №3)
Родители 1: В лесах и садах жарких стран растут хлебные деревья. На стволах и на толстых сучьях хлебного дерева вызревают плоды, формой похожи на тыкву. Состоят они из крахмала, подобно зёрнам пшеницы и ржи. Зёрнышко весит меньше грамма, а плод хлебного дерева – до двадцати килограммов. Одно дерево кормит целый год трёх человек. Причём без хлопот. Сорвал хлебный шар, разрезал на пластины, подержал на горячей сковороде и получил свежую лепёшку. Хорошо, хлеб сам в рот падает. Но ведь так и облениться не долго.
Учитель: Русскому народу силу, стойкость и выносливость издревле давала работа на хлебном поле – ниве. Одно из самых жизнестойких племён восточных славян называлось «поляне». По Днепру и его притокам, на степных просторах, были поля полян. Труд тех людей, почти весь! – поглощался пашней. И пашня оделяла их за то пашеницей, то есть пшеницей.
У торговца богатство в кубышке, в кошельке. У пахаря богатство – это нива. При опасности зароет торговец свою кубышку, схватит кошелёк и пустится в бега. А пахарю своего не спрятать, не убежать с ним. Вот оно поле открыто всем ветрам и набегам. Надо его защищать. И пахарь – невольно воспитывает в себе воина, защитника земли.
Родители 2: У берегов Чёрного моря были дикие поля. Земля хорошая – но никем не паханая. С дикого поля, как повествуют сказания, налетал на города и сёла Руси Змей Горыныч. У сказочного змея было и реальное обличие – конные рати кочевников и половцев. Там, где они проносились с саблями и факелами, оставалась пустыня. И некому было хоронить мёртвых. Кто остался живым, того угоняли в полон (плен), продавали в рабство. Борьбу с печенегами в XI веке возглавил Киевский князь Владимир Святославович. Борьбу с половцами в XII веке Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах. Владимир – защитник земли русской.
Родители 3: Зимой 1240-41 годов немецкие псы-рыцари, не сумев взять Новгород, отняли у окрестных селян лошадей и зерно. Так они надеялись оставить весь новгородский народ без хлеба. Ведь поле не вспашешь, не засеешь. Потомки псов-рыцарей немецкие фашисты начали войну против русского народа в конце июня – до созревания и уборки хлебов. Так они рассчитывали оставить нас без урожая 1941 года.
7 ученик: В дыму Ленинградское небо, но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба сто двадцать пять грамм.
8 ученик: В годы тягот и лишений новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений за свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова»!
Учитель: Историки считают, что первыми хлеб на закваске пекли в Африке египтяне. Этот способ переняли народы Европы. Известно имя пекаря древнего мира – Марк Вергилий Эврисак, грек по национальности, переселился в Рим, построил пекарню, какой ещё не было в городе. Завоевал желудки египтян, он завоевал и их сердца!. Ему и его жене Анистии в итальянском городе Риме стоит памятник. Воздвигнут он ещё до нашей эры, две тысячи лет назад.
Родители 4: На свете я видела хлеба не мало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол осеняя крестом.
Он отдыхал накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
Родители 5: На Руси к хлебу всегда относились с любовью и уважением. Из минувших веков ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай: «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!» Церковный обряд венчания, соединявший жену с мужем, казался верующим недостаточно крепким. По возвращении из церкви молодые супруги у крыльца дома клали руки на хлеб. «Будем жить в любви и согласии. Хлеб свидетель наших обещаний. Каждый день он с нами и напомнит в час размолвок».
Учитель: Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит руками, чтобы не причинить ему обиды. На Руси хозяйка, уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы испрашивая прощения.
9 ученик: Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной.
10 ученик: Берегите каждый колос наших радостных полей,
Словно песен тихий голос громкой родины своей!
11 ученик: Не хотим мы видеть чёрных зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный золотистых волн прибой!
12 ученик: Не мечтаем мы о чуде, к нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди, научитесь хлеб беречь!»
Родители 6: Был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая старый обычай, люди, как бы обращаются к хлебу на «Вы», выказывая ему своё почтение. А как иначе. Ведь столько надо потрудиться хлеборобам, чтобы у нас на столе всегда был хлеб.
13 ученик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
14 ученик: Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Родители: А теперь давайте бережно отведаем хлеба разных сортов.
(дегустация)
- НОД "9 мая- День Победы"
- Развлечение "Михайлов день"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий