a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Заседание круглого стола :«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Опубликовано: 2016-04-18 20:10:15

Документы для скачивания

Актуальность. Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Цель заседания.

Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».

Форма проведения заседания:

обмен опытом, деловая игра, памятки.

Предварительная работа:

изучение литературы по теме; подготовка презентации, наглядного материала для конкурса, атрибутов к деловой игре.

  Предлагаю вам послушать стихотворение.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя…

- Я, я, я, - Ева молвила, - я.

Сказала она знаменитых семь «я» -

И так на Земле появилась семья.

Почему именно эту тему я выбрала для нашего заседания круглого стола? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква в слове – ваша ассоциация.

С – сила,

Е – единство,

М – мир, мощь,

Ь

Я – ядро.

Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

 

Предлагаю ознакомиться с буклетами, в которых представлены задачи формирования у детей представлений о семье, её значении в жизни человека.

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ   2 – 4 года

  1. Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать)
  3. Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи
  4. Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка)
  5. Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге

 

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ   4 – 5 лет

  1. Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей
  2. Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям
  3. Воспитывать желание помогать своим близким
  4. Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей
  5. Учить называть имена и отчества родителей
  6. Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена)
  7. Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им в конкретных делах
  8. Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть свои обязанности

 

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ 5 – 6 лет

  1. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким)
  2. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками
  3. Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.
  4. Воспитывать уважительное отношение к труду, к занятиям других членов семьи
  5. Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции)
  6. Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра)
  7. Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек
  8. Закреплять знание домашнего адреса
  9. Воспитывать интерес к своей родословной
  10. Формировать представления о семейных традициях

 

ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СЕМЬЁЙ   6 – 7 лет

  1. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им
  2. Объяснять детям, что, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его
  3. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру
  4. Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек
  5. Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушка, прадедушка)
  6. Закреплять знание своего домашнего адреса и телефона
  7. Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции

Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви, на ромашке гадали «любит – не любит».

Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на две команды – для этого складываем картинки из пазлов (одна картинка объединяет участников каждой команды). На столах у вас находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо принять активное участие в конкурсах. Итак, мы начинаем!

Конкурс «Доскажи пословицу»

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи. Давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Я буду предлагать вам начало пословицы или поговорки, вам надо будет вспомнить её окончание.

  • Где любовь и совет… (там и горя нет).
  • В родной семье и … (каша гуще).
  • В своем доме и … (стены помогают).
  • В прилежном доме густо, а в … (ленивом доме пусто).
  • В каждой избушке… (свои погремушки).
  • В гостях хорошо… (а дома лучше).

 За каждый правильный ответ команда получает ромашку.

Знакомя детей с семьей и её членами, мы используем художественную литературу. А как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать следующий конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.

Родилась у мамы дочка                                                        Дед и баба вместе жили,

Из прекрасного цветочка.                                                      Дочку из снежка слепили,

Хороша, малютка просто!                                                      Но костра горячий жар

С дюйм была малышка ростом.                                           Превратил девчушку в пар.

Если сказку вы читали,                                                          Дед и бабушка в печали.

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)                             Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

 

            Что за сказка: кошка, внучка,                                                 Вышли дружною семьёй,

Мышь, еще собака Жучка                                                    Чтобы справиться с одной.

Деду с бабой помогали,                                                        Не приди на помощь мышка,

Корнеплоды собирали? («Репка»)                                      Ничего б у них не вышло. («Репка»)

 

           Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

 

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах – в молоке и в двух водах? («Конёк-горбунок»)

            Коль не слушаешь совет

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты.

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:… (Алёнушка)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка? («Крошечка-Хаврошечка»)

           У отца был мальчик странный,                                             У Алёнушки-сестрицы

Необычный – деревянный.                                                  Унесли братишку птицы.

Но любил папаша сына.                                                        Высоко они летят,

Кто же это? (Буратино)                                                          Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»)

 

            Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной, он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки… («Маша и медведь»)

Музыкальный конкурс

Нужно узнать песню и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.

  • «Папа может…»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой»
  • «Не волнуйтесь, тётя»
  • «Мама мир подарила»
  • «У меня сестрёнки нет»

 

 

 

Творческий конкурс

 У вас на столах лежат конверты с картинками, лист ватмана, клеящий карандаш. Нужно составить коллаж «Семья» и рассказать об этой семье, – какая она по внутренним взаимоотношениям, социальному статусу.

 Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.

ТИПЫ СЕМЕЙ

В зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

            В зависимости от места жительства супругов:

  • патрилокальные – молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные – молодые живут в семье родителей жены;
  • неолокальные – поселяются отдельно от родителей.

            В зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат – власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат – во главе стоит мужчина;
  • демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в наше время).

            В зависимости от наличия обоих супругов:

  • полная семья, в состав которой входят оба супруга;
  • неполная семья, в которой один из супругов отсутствует.

            В зависимости от количества детей:

  • бездетная или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

 

 Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи. Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи (дифференцированный подход).

Попробуем раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:

  • 1-й компонент – материальное положение семьи. Учитывается уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение.
  • 2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.
  • 3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.
  • 4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.

Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад совместно с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.

Игра «Карандаши»

Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 – 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50 – 60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Присесть, встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод. Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, педагоги, будем действовать совместно с семьей.

Задачи воспитания и развития детей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать её в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

 Наш коллектив – это тоже своеобразная семья, и у нас тоже есть свое древо. Но на нем пока нет листвы. У вас на столах лежат листочки для нашего древа. Я предлагаю написать на них пожелания для нашей семьи и наклеить на древо.

На этом позитивном моменте мы заканчиваем наше заседание.

Оставить комментарий: