a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование Монтессори - материалов для интуитивного чтения, учитель - логопед Жуковина Т.А.

Опубликовано: 2014-05-13 10:32:11

Документы для скачивания

Консультация для родителей Использование Монтессори – материалов для интуитивного чтения. Учитель – логопед МАДОУ «ЦР Р- д/ сад № 2 г. Ебекино » Жуковина Т. А. Сегодня стало модным обучать чтению с 2 лет. И никто не интересуется, нравится ли малышу постоянно учиться в столь нежном возрасте. Дети не терпят насилия и отвечают на него неврозами. Какой выход из данной ситуации? – система дошкольного воспитания Марии Монтессори. Она дает ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной и образованной. Важнейшим фактором развития детской речи является наделение слов в сознании ребенка определенным смыслом. Звуковая сторона речи подчиняется смысловой. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но не с печатного текста, а, например, с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно. Д етское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса, в возрасте примерно от 2 до 4х лет и предшествует освоению письма и постепенного осмысленного чтения. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву, в возрасте 4 – 5, 5 лет. Важно не забывать, что успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия( дифференциации и различения фонем) , фонематического анализа( возможности выделения звуков из речи) , пространственных представлений, зрительного мнезиса( возможности запоминания зрительного образа буквы) . Ошибкой было бы использовать дидактические материалы, помогающие детям «читать» интуитивно, как средство обучения настоящему или «постепенному», как говорил Лев Николаевич Толстой, осмысленному чтению. Это всего лишь один из этапов языкового развития. Основной целью работы с Монтессори – материалами в данный период является, прежде всего, развитие зрительных и тактильных ощущений, активное пополнение словарного запаса, развитие языковой интуиции. Р ебенок в возрасте 4- х лет способен сравнивать более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает! » Примером такого материала является игра «Соединение подписей с картинкой». Картинки объединены одной лексической темой, в одной коробке размещен материал по 4 – 6 лексическим темам. Данная игра имеет 2 цели: прямая цель – объединить подписи с соответствующими словами, а косвенная – развитие умения сравнивать, сопоставлять друг с другом слова и символы изображений на картинках. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», - укореняется в сознании ребенка. В процессе этого упражнения у ребенка развивается образное и языковое мышление, осознание того, что, оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова – символа, но и «прочитать « это слово. Малыши ещё до года начинают проявлять интерес к книгам, к ярким, крупным, красочным картинкам. Родители поощряют такой интерес ребёнка, называют картинку, на которую показывает малыш. Потом просят малыша отыскать и показать названный предмет. А ведь под каждой картинкой написано название предмета – слово, но на него пока ребёнок не обращает внимания. У М. Монтессори есть упражнени е «Книжка с картинкой и словом»- это книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой его название. Каждая посвящена одной теме: «фрукты», «овощи», и так далее. От ребенка не требуется никаких усилий. Он читает слово интуитивно, по очертанию букв, соотнеся его с картинкой. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребенку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности. Малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему э то дается легко. О н держит в руках настоящую книгу, листает настоящие страницы. Чтение как бы само собой входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв в упражнении «Домино из букв», ребенок также интуитивно впитывает написанные на табличках слова. Картинка на обратной стороне служит контролем. И только гораздо позже, усвоив буквы, ребенок будет осмысленно читать и подбирать нужные слова. Для интуитивного чтения числительных можно использовать упражнение «Числа». Ребёнку четырёх лет достаточно для начала 5 карточ е к с числительными и цифрами от 1 до 5. Позже можно польз овать я полным набором карточек с цифрами от 1 до 10. С целью развития интуитивного чтения необходимо использовать упражнения М. Монтессори, направленные на соотнесение звука и его символа – букву. Так в игре «Парочки букв», не зная ни одной буквы, ребёнок легко и с удовольствием соотнос и т букву на карточке с вырезанной буквой путем их наложения. Упражняясь в «П исьме на манке », ребенок пишет буквы по образцу, тренируя и развивая не только координацию движений, но и все лучше впитывая символичное обозначение звуков, образы букв. Работа с упражнением «Ш ершавы е букв ы» также помогает ребенку через тактильные чувства, ощупывая каждую букву по контуру, а потом называя её делать шаг к работе разума, создавая образ буквы, кончиками пальцев. Упражнения с буквами помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и формировать пространственные представления, анализ и синтез, что способствует усвоению оптического образа буквы. В результате таких упражнений дети легче усваивают буквы – символы изучаемых звуков. На этапе интуитивного чтения единицей зрительного восприятия в процессе чтения становится буква. Ребенок воспринимает зрительно не целое слово, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным. Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова. Прочитанное слово пока не осознается. Поддерживая интерес ребёнка к буквам, можно предл ожи ть упражнение «Таблица слогов». На первых порах ребенок выполняет работу чисто механически, просто заполняя «марками» таблицу. Это упражнение дает ребенку первое представление о слогах. Поиск места для каждой «марки» заставляет ребенка подсознательно объединять согласную с гласной, и фиксировать это соединение в голове. Ребенок работает молча, что имеет важное значение для полноценного впитывания внешних образов слогов. По мере запоминания букв, можно предлагать прочитывать выложенные «марки»- слоги. Упражнение «Переписывание» позволяет ребенку упражняться в переписывании слогов, слов, а потом и предложений с карточек на чистый лист бумаги или листик в клеточку. Работа представляет собой процесс чисто механический, но ребенок работает с удовольствием. У него развивается не только мелкая моторика, внимание, но и зрительная память. Ребенок проявляет желание прочитать написанное, а значит, развивает интуитивное чтение. Для лучшего запоминания букв полезно использовать упражнение «Узнай буквы». В ней ребёнок на ощупь уч и тся определять знакомые е м у буквы. Э то очень трудная задача для ребёнка, п оэтому на первом этапе потребуется ваша помощь. Важным переходом от интуитивного чтения к осмысленному является упражнение «Названия предметов». В этом упражнении ребенок сопоставляет слово с предметом из окружающей среды. Он делает важное открытие: все что окружает его можно записать, а потом прочитать. Важно использовать названия предметов, находящихся в комнате и хорошо знакомых ребёнку. Сначала вместе с ребёнком прочитайте написанные слова и ра зложите таблички к соответствующим предметам. Потом попросите ребёнка принести вам карточку с заданным словом: «Принеси мне табличку, где написано слово кровать. Теперь найди и принеси слово стул. » и. д. . Можно обыграть ситуацию и попросить ребёнка провести экскурсию по комнате и самостоятельно прочитать все разложенные таблички. Несомненно понравится ребёнку упражнение с табличками, на которых написаны имена членов семьи. С учетом особенностей вашего ребёнка показ упражнени я необходимо повтор я ть до полного усвоения ребенком правил работы с материалом. К оличество картинок и карточек в играх меняйте в зависи мости от степени усвоения ребёнком материала игры. Время от времени заменяйте картинки и карточки в игре на новые. Это поможет избежать механического запоминания, поддержать интерес, способствовать развитию мышления, внимания, памяти. Главное, чтобы ребенок почувствовал свои силы, закончил упражнение до конца. Только в такой ситуации у ребенка будет формироваться самостоятельность. В результате использования упражнений Монтессорив ребёнок гораздо быстрее и легче пере йдёт к осознанному чтению отдельных слов.

Оставить комментарий: