a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка "Развитие навыка двухголосного пения на начальном этапе обучения хоровому искусству"(из опыта работы)

Автор: Раскатова Галина Сергеевна Опубликовано: 2016-05-02 17:28:45

Документы для скачивания

МБУДО «Центр развития детей и молодежи. Детская школа и с кусств» Методическая разработка «Развитие навыка двухголосного пения на начальном этапе обучения хоровому искусству» Из опыта работы Автор: преподаватель СП « Грязовецкая школа искусств» МБУДО «Ц е нтр развития д е тей и молодежи, руководитель хора «Виктория» Раскатова Г. С. Хоровое пение- один из видов коллективной исполнительской д еятел ь ности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их м ир о воззрения, формированию б у дущей личности. Под хоровым пением подразумевается прежде всего пение многог о лосное. Повышение уровня хоровой культуры невозможно без широкого внедрения м ногоголосия. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно- исполнительской формой в хоровом искусс т ве. Некоторые руководители хоровых коллективов считают, что на начальном этапе, особенно при работе с детьми младшего возраста, самое главное – д о биться хорошего унисона. Действительно, воспитание активного унисона- очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только м е лодический слух. А полноценное музыкальное развитие обязательно предпол а гает серьезную работу над развитием и совершенствованием гармонического слуха. Это непростая задача, но чем раньше начать ее осуществление, тем пл о дотворней станет весь процесс хоровых занятий. Неслучайно поэтому нами изменен коренным образом принцип формирования хорового колле к тива – все поющие дети определены в один хор, независимо от возраста. Работа над многоголосием начинается с развития навыка двухголосного пения. Это самый ответственный и сложный этап в работе над мн о гоголосием, на котором дети должны научиться воспринимать оба голоса о д новременно и равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной зад а чей. Очень часто, а поначалу- всегда, дети старательно поют свою партию, почти не воспринимая мелодическую линию другого голоса. Получается м е ханическое сложение двух голосов, местами звучащее удовлетворительно. Здесь и кроется главная опасность. Дирижер долж ен чувствовать- слышат ли дети оба голоса, или им это тол ь ко кажется. Этап двухголосия оказывается одним из тех" подводных рифов" в работе хора, когда можно либо заложить фундамент будущего чистого и выразител ь ного многоголосия, либо навсегда смириться с фальшивым пением. Ес ли р у ководитель научит детей именно слышать 2 голоса, то пение 3- , 4- голосия не составит проблемы. При двухголосн ом пении особое внимание педагог должен обратить на характер и строение второго голоса. Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Среди них существует мнение, что второй голос «пл о хой», «неинтересный», и они с большим удовольствием поют первый голос. Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только ум е лым подбором репертуара. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законче н ную и в музыкальном отношении интересную мел о дию. Например, такие, как «Соловей, соловеюшка », «Как пошли наши подружки» и другие. Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим. Напр и мер, русские народные песни «У меня ль во садочке », «Как у наших у в о рот». Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях существ у ет так называемый" закон двухголосного пения" : второй голос должен быть всегда на первом плане! Смысл этого требования заключается в сл е дующем. В музыке гомофонно- гармонического склада первый голос чаще всего несет главную художественную мысл ь- образ. Второй, третий и так далее гармон и ческие голоса являются вспомог а тельными. Соответственно, и в музыкальной разработке, и в выразительности гармонические голоса усту пают главной м е лодии. Но именно в силу особой художественной выразительности и музыкал ь ной развитости главный голос в первую очередь и доходит до сознания сл у шателей и самих исполнителей. И если не уделять специального внимания гармоническим голосам, не подчеркивать сознательно их значение, то нивел и руется или даже совсем исключается из восприятия то особое, что несет с с о бой гармония: раскрытие многогранности, глубины и красоты основного м е лодического образа. Сознательное выделение при пении второго голоса пом о гает детям лучше услышать и почувствовать красоту двухголосия. Для этого можно ис пользовать такие приемы, как динамиче ское выдел е ние нижнего голоса или исполнение пар тии нижнего голоса со словами, а вер х него – с закрытым ртом или на какой- либо слог. Освоение детьми элементарных навыков двухголосного пения позволит в дальнейшем перейти к исполнению трёх- и четырёхголосных произведений русской, зар у бежной и народной музыки. Несколько слов хочется сказать о принципах деления на хоровые партии в де т ском хоровом коллективе. Р азделение голосов по вокальным данным на хоровые партии в мла д шем школьном возрасте( 8- 9лет) преждевременно, так как только к десяти г о дам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формиров а ния тембра. В младшем школьном возрасте ведущую роль при раздел е нии на первые и вторые голоса играют музыкальные данные( уровень развития муз ы кального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса) . В во з расте десяти- одиннадцати лет необходимо проводить прослушивание де тей и постепенно на протяжении обучения хоровые партии могут переформи ров ы ваться. В нашем хоре во вторых голосах поют дети с диапазоном от c 1 до c- d 2 октавы. Возможности детей обязательно учитываются при подборе реперту а ра. В случае нео б ходимости делаются аранжировки хоровых партий с учетом возможностей детей или подбирается удобная тональность для данного хор о вого коллектива. Рассмотрим более подробно начальный этап освоения двухголосного пения в х о ре. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в мла д шем хоре. Перед хормейстерами, особенно начинающими, часто встает вопрос: с какого вида двухголосия лучше всего начинать обучение. Однозначного отв е та на этот вопрос дать нельзя. Правильнее будет использовать одновременно несколько видов соединения голосов, решая тем самым сразу н е сколько задач. Хоровая практика показывает, что развитие навыка многоголосного п е ния прох о дит в несколько этапов. Первый этап – подготовительный. Его основная задача- научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания  голосов. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухг о лосное, но и многоголосное хоровое пение. На этом же этапе закладываются основы певческого дыхания, артикуляции, дикции. В нашем конкретном сл у чае первоначальные вокально- хоровые навыки дети осваивают в первом( вт о ром) классе ДШИ. Переход в основной состав хора осуществляется по итогам первого года обучения. В последующие годы пения в хоре работа над чистотой, стройным звуч а нием продолжается, при этом происходит постепенное расширение диапаз о на. Но одновременно включаются двухголосные упражнения на различные виды голосоведения. Следующий этап – освоение различного вида голосоведений на примерах разноо б разных упражнений. Наибо лее простым видом является так называемое «педальное» двухгол о сие, в кото ром один из голосов представляет собой выдержанный звук. Этот до л гий звук может быть как в первом, так и во втором голосе. Другой вид упражнений основан на противоположном движении гол о сов, когда каждый голос имеет определенную самостоятельность. Причем х о ровые партии могут меняться местами( например, сопрано могут звучать н и же ал ь тов) . Наиболее сложный вид двухголосия основан на параллельном голосове дении. Чаще всего встречается в произведениях движение параллельными терциями. Поэтому в распевание включаются упражнения на терции. В процессе изучения музыкального материала, в котором имеют м е сто терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное качество является первоосновой формирования других, б о лее сложных навыков двухголосия, а также всех видов многогол о сия. В «чистом виде» в песне отдельные виды голосоведения встречаются не часто, обычно они чередуются, образуя самые разнообразные сочетания, п о этому целесоо б разно в обучении использовать разные их виды. Упражнения могут быть построены на самостоятельном музыкальном материале или связаны с исполняемым репертуаром и использоваться для о т работки и преодоления определенных интонационных трудностей. Успешные результаты упражнений зависят от ряда условий, среди кот о рых немалую роль играют их музыкальная значимость, наличие определе н ной, доступной детям цели, предварительное планирование последовательн о сти с учетом музыкального развития школьников, а также количество упра ж нений. Упражнения песенного типа, подобранные определенным образом, м о гут вызвать у детей эмоциональные переживания, которые послужат дейс т венным стимулом освоения навыка двухг о лосного пения. Третий – основной этап – разучивание и исполнение музыкальных пр о изведений на два голоса. Большое значение здесь приобретает подбор репертуара. При его подборе необх о димо учитывать следующее: произведения должны быть разнообразны по характеру, простые по средствам выра зительности и способные вызвать эмоциональную отзывч и вость детей, репертуар должен соответствовать исполнительским возможностям коллектива, иметь художественную и педагогическую ценность. должен соблюдаться принцип – от простого к сложному. В репертуар включаются произведения с различными видами голосов е дения, о которых говорилось выше. Довольно часто, особенно в народных песнях, встречается подголосо ч но- полифоническое развитие, основанное на имитации. Именно этот вид н а родного многоголосия натолкнул русских композиторов на возможность и с полнения отдельных песен каноном. Как показывает практика, каноны усваиваются детьми сравнительно ле г ко. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно о б легчает во с приятие образующейс я многоголосной ткани. Наиболее трудным в каноне бывает момент вступления второго голоса. Обычно, слушая партию ведущего голоса, дети мысленно продолжают петь мелодию и потому сбиваются, не попадают на первые звуки канона. В связи с этим полезно, исполняя мелодию, постоянно возвращаться к ее началу, н а пример с третьего, восьмого, десятого тактов на первый. Преодолению неув е ренности при вступлении второго голоса способствует и сознательное инт о нирование, опирающееся на знание нотной грамоты. Поэтому в нашей пра к тике мы используем в работе сольфеджирование мелодии. Каноном может исполняться вся песня или один из её к у плетов. Особую сложность при работе с хором представляет пение без сопров о ждения, a capella. Но именно этот вид хорового исполнительства является с а мым интересным и совершенным, поскольку красота и богатство человеч е ского голоса пре д ставлены здесь в наиболее полном виде. «Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства хорового пения, нужно слышать, как хор звучит без инструментального сопровождения … В этом случае все то особенное, что свойственно человеческим гол о сам – живые интонации речи, непосредственность и теплота чувств, - все проступает и о б наруживается с наибольшей ясностью и заставляет наш слух внимательно подмечать малейшие оттенки исполнения»- это высказывание хорового д и рижера А. В. Свешникова убедительно раскрывает огромное значение пения без сопровождения для хорового воспитания. Такой вид исполнительства тр е бует от певцов развитого чувства ко всем сторонам хоровой звучности, а та к же достаточно совершенного владения вокальными навыками. Навык пения a capella приобретается в постоянной тренировке. Бол ь шую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без с о провождения хоровых произведений, написанных с инструментальным сопр о вождением, а также умелый подбор репертуара. Первые произведения должны обязательно иметь ясную ладовую основу и четкую метроритмическую структуру, удобную тесситуру и спокойную динамику, несложную фактуру изложения и простые средства музыкальн о го языка. Свободное владение навыком пения без сопровождения является гла в ным показателем достижения наивысшей ступени хорового ма с терства. В заключении хочется сказать, что развитие навыка многоголосного п е ния- процесс кропотливый, долговременный. Но систематические занятия в хоре, построенные с учетом возрастных особенностей детей, их голосовых возможно стей, включающие постепенное усложнение задач, доступный и и н тересный репертуар, обязательно дадут положительные результ а ты. Но самое главное условие успешной работы, на наш взгляд, это увлече н ность пением и творческое вдохновение как каждого участника хорового коллектива, так и его руководителя.

Оставить комментарий: