a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Использование авторских игр для обучения детей грамоте", учитель - логопед Жуковина Т.А.

Опубликовано: 2014-05-18 14:45:46

Документы для скачивания

Использование при подготовке к обучению грамоте авторских упражнений, разработанных по принципам метода Монтессори – материалов, с детьми с ЗПР

 

Жуковина Т.А., учитель – логопед

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 2 г. Шебекино»

 

             Коррекционная работа с детьми с диагнозом ЗПР по праву считается одной из самых сложных  в системе  логопедической работы в детском саду. У детей данной категории ярко проступают нарушения регулирующей и планирующей функции речи: дети  «не слышат» инструкции взрослого, их игровая деятельность часто хаотична, а поведение многих – деструктивно. Дети с ЗПР демонстрируют, как правило, невысокие общеучебные   способности (сосредоточенность, навыки коммуникации и  т.д.).  Для преодоления этих проблем в соответствии с  ФГТ  логопеду необходим принципиально новый подход к организации обучения  детей. И таким новым методическим подходом могут стать принципы и направления педагогики Марии Монтессори. Ведь смысл её метода заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, которые заложены в нём природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. М.Монтессори писала:  «Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по–настоящему свободным». Ошибочно было бы полагать, что вышесказанное годится только для детей  с нормальным развитием. Как отмечал Л.С.Выготский: «Законы развития едины для любого человеческого существа». Безусловно, развитие ребёнка с особенными образовательными потребностями отличается замедленными темпами и своеобразием. Задача педагога — помочь организовать ребенку свою деятельность, пойти своим уникальным путем, следуя девизу М. Монтессори  «Помоги мне это сделать самому».

       Методы и организация Монтессори – педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного, психического развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении.            Упражнения имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи с заменой материала, развивают зрительно – моторную координацию, память, концентрацию внимания.   

      При разработке игр по методике М. Монтессори учитывались следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению;

         Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели - “самостроительству” ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития.

         Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребёнка и даёт ему возможность воспринять проблему с большей готовностью.

         Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребёнком в его самовоспитании и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок.  Он присутствует у упражнениях вместе с инструкциями и материалом для работы.  Ребёнок должен не только просто повторить упражнение, но при выполнении упражнения не делать больше ошибок. Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребёнок не только обостряет свои чувства, но и упражняет своё внимание. Возможностью контроля над ошибками способствует и развитию наиболее высоких умственных способностей: сравнения, суждения.              

         Упражнения по методу Монтессори  помогают реализовать  важное требование к организации процесса обучения - повторение на выполнение одной и той же трудности, но с изменением и усложнением материала ( в соответствии с изучаемой темой).

          Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее. Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной. В разработанных упражнениях этот принцип тоже нашел своё отражение.

          Таким образом, разработанные упражнения соблюдают   основные принципы Монтессори – материалов, но, одновременно являются самостоятельными упражнениями, направленными на подготовку детей к обучению грамоте: распознавание звуков и их качеств и свойств, различение и запоминание букв, знакомство с разными частями речи, обучение чтению. А наряду с этими  знаниями, дети приучаются к порядку, самостоятельности, умению найти себе занятие. У них развивается логика и мышление.

 

Авторские разработки упражнений  по принципам  М. Монтессори.

 

Упражнение «Картинка – звук - буква»                                                               

                              Возраст:4 – 5 лет.

Цель упражнения. Прямая:Утончение фонематического слуха. Выделение гласного звука в начале слова и соотнесение его с буквой.

Косвенная: подготовка к звуковому анализу слова.

Материал:Коробка, разделённая на 6 частей. Набор предметных картинок, в названии которых в начале слова слышится один из гласных звуков: [а], [у], [о], [и]. На обратной стороне картинки буква, соответствующая первому звуку в слове.

Описание работы: Ребёнок ставит коробочку с материалом. Берёт одну за другой картинки, озвучивает их, выделяя гласный звук в начале слова, и раскладывает картинки в соответствующие ячейки с изображением букв.

Контроль: в конце игры ребёнок проверяет себя, перевернув картинки, и сопоставив буквы на картинке и ячейке, в которой они лежат.                           

      Упражнение  «Гласный в середине слова»                            

                                     Возраст: 5 – 7 лет.

Цель упражнения. Прямая:Утончение фонематического слуха. Выделение  гласных звуков [а]. [у], [о],[ и]. [ы] в середине слова и соотнесение его с буквой.

Косвенная: подготовка к звуковому анализу слова.

Материал:Коробка, разделённая на 6 частей. Набор предметных картинок, в названии которых в середине слова слышится один из гласных звуков. На обратной стороне картинки буква, соответствующая  этому звуку в слове. В 5 ячейках наклеены гласные буквы.

Описание работы: Ребёнок ставит коробочку с материалом. Берёт одну за другой картинки, озвучивает их, выделяя гласный звук в середине слова, и раскладывает картинки в соответствующие ячейки с изображением букв.

Контроль: в конце игры ребёнок проверяет себя, перевернув картинки, и сопоставив буквы на картинке и ячейке, в которой они лежат.

Упражнение  «Гласный в конце слова»

                              Возраст: 5 – 7  лет.

Цель упражнения. Прямая:Утончение фонематического слуха. Выделение гласного звука в конце слова и соотнесение его с буквой.

Косвенная: подготовка к звуковому анализу слова.

Материал:Коробка, разделённая на 6 частей. Набор предметных картинок, в названии которых в конце слова слышится один из гласных звуков. На обратной стороне картинки буква, соответствующая последнему звуку в слове. В 5 ячейках наклеены гласные буквы.

Описание работы: Ребёнок ставит коробочку с материалом. Берёт одну за другой картинки, озвучивает их, выделяя гласный звук в конце слова, и раскладывает картинки в соответствующие ячейки с изображением букв.

Контроль: в конце игры ребёнок проверяет себя, перевернув картинки, и сопоставив буквы на картинке и ячейке, в которой они лежат

                      Вариант упражнения  «Твёрдый - мягкий»

                               Возраст: 5 – 7 лет.

Цельупражнения. Прямая: Утончение фонетического слуха. Распознавание качества согласных звуков по твёрдости и мягкости.      Косвенная:  Подготовка к  звуковому анализу.

Материал: коробка, разделенная на 3 части. Набор предметных картинок на один из согласных звуков. Данный звук в слове обозначает  мягкость или твёрдость. На обратной стороне картинки наклеен квадрат синего или зелёного цвета для самопроверки. Такие же квадраты наклеены на дно ячеек.

Описание работы: Ребёнок ставит перед собой коробку и берёт из большого отделения по одной картинке. Он определяет мягкость или твердость заданного согласного звука и кладёт её в соответствующую ячейку коробки .

Контроль: осуществляется установлением соответствия цвета квадрата на обратной стороне картинки и ячейки, в которой она лежит.

                          Упражнение  «Гласный – согласный» 

                                             Возраст: 5 -7 лет

  Цель упражнения. Прямая:Утончение фонематического слуха. Различение   гласных и согласных звуков и букв.

Косвенная: подготовка к звуковому анализу слова.

Материал:Коробка, разделённая на 3 части. Набор карточек  с буквами, соответствующих звукам.  В двух ячейках  наклеены цветовые символы гласных и согласных звуков (для гласных – красный квадрат, для согласных – синий ).

Описание работы: Ребёнок ставит коробочку с материалом. Берёт одну за другой карточки, озвучивает их, определяет свойство  звука  и раскладывает карточки в соответствующие ячейки с цветными квадратиками.

Контроль: в конце игры ребёнок проверяет себя, перевернув карточку и сопоставив цвет квадрата на карточке и ячейке.                         

Упражнение  «Предложения и схемы»                                                                                  

                                             Возраст: 6 – 7 лет

Цель. Прямая:  составление схемы предложения, усвоение частей речи.

             Косвенная: осознанное чтение фраз, подготовка к письму.

       Материал: коробка с 7 ячейками. В 1 ячейке лежат  карточки с предложениями (количество слов от 2 до 5). В остальных ячейках символы разных частей речи: чёрные треугольники – существительные, красные круги – глаголы, синие треугольники – прилагательные,  оранжевые кружки – наречия, розовые прямоугольники – союзы, зелёные полумесяцы – предлоги.

       Работа с материалом: ребёнок берёт  карточку из 1 ячейки, читает предложение и выкладывает под карточкой  схему этого предложения, используя символы разных частей речи.     

       Контроль осуществляет ребёнок, сопоставляя символы слов на обратной стороне  карточки с символами слов, выложенными им под карточкой .

                      Упражнение  «Найди ошибки с ударением»     

                                            Возраст: 6 – 7 лет

      Цель. Прямая: определение ударного гласного в слове, развитие языковой интуиции.

       Косвенная: усвоение смыслоразличительной роли ударения в слове, подготовка к правильному чтению.

       Материал: коробка с 3 ячейками. В 1 ячейке лежат  карточки со словами разных частей речи, в которых надстрочной палочкой обозначено ударение. 

       Работа с материалом: ребёнок берёт  карточки из 1 ячейки, читает слова, определяет ударный гласный и раскладывает карточки в пустые ячейки. В одну ячейку кладет карточки с правильным ударением в словах, а в другую с неправильным ударением.

      Контроль осуществляет ребенок, сопоставляя условный значок на обратной стороне  карточки с условным значком ячейки.

 

                                  Упражнение  «Как делают?»

                                               Возраст: 6 – 7 лет

          Цель: развитие языковой интуиции, усвоение представлений о глаголах и наречиях, развитие осмысленного чтения, подготовка к письму, активное пополнение словаря.

          Материал: коробка с 3 ячейками. В 1 ячейке лежат  предметные картинки с подписью: название картинки и действие, во 2 ячейке – таблички  с названием наречий, в 3 ячейке – символы частей речи: черные треугольники (имена существительные),  красные кружки (глаголы), оранжевые кружки (наречия).

        Работа с материалом: ребенок кладет сверху вниз предметные картинки из 1 ячейки. Из 2 ячейки он выбирает  табличку  с соответствующим названием наречия и кладет ее рядом с картинкой. Из 3 ячейки ребенок берет символы слов и раскладывает их под соответствующими словами

         Контроль проводит педагог и ребёнок сам зрительно видит соотношение частей речи.              

                                  Упражнение «Разные слова»

                                            Возраст:6 – 7 лет

Цель. Прямая: развитие языковой интуиции, усвоение представлений о существительных, глаголах и прилагательных, развитие осмысленного чтения. Косвенная: подготовка к письму, активное пополнение словаря.

          Материал: коробка с 4 ячейками. В 1 ячейке лежат  карточки  со словами. Во 2 ,3 и 4  ячейке –  наклеены символы частей речи: черные треугольники (имена существительные), голубые треугольники (прилагательные), красные кружки (глаголы),

        Работа с материалом: ребенок берёт из  1 ячейки карточку, читает слово, определяет  его принадлежность к  частям речи и кладёт в соответствующую ячейку.

         Контроль: осуществляетребёнок, перевернув карточку и соотнеся символ слова на обратной стороне карточки с символом слова ячейки.

 

Упражнение «Что делают?»

                                               Возраст: 6 – 7 лет

     Цель: развитие языковой интуиции, усвоение представлений о существительных и глаголах, развитие осмысленного чтения, подготовка к письму, активное пополнение словаря.

      Материал: коробка с 4 ячейками. В 1 ячейке лежат  предметные картинки, во 2 ячейке – таблички  с названием предметов, в 3 ячейке – таблички  с названием действий предметов, в 4 ячейке - черные треугольники (символы имен существительных) и красные круги (символы глаголов).

      Работа с материалом: ребенок кладет предметную картинку,  над ней черный треугольник, а под картинкой табличку с названием этого предмета. Из 3 ячейки он выбирает  табличку  с соответствующим названием действия и кладет ее рядом с картинкой, а над табличкой кладет красный круг. Например: рядом с картинкой самолета располагается табличка со словом «летит», а под картинкой табличка со словом « самолет».

       Контроль проводит педагог и ребёнок сам зрительно видит соотношение частей речи.

Оставить комментарий: