a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей второй младшей группы " Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Автор: Платицина Елена Владимировна Опубликовано: 2016-05-13 09:52:45

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема:   «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки» Воспитатель 1 младшей группы Платицина Е. В. Актуальность:  сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Задачи: познакомить родителей со значимостью совместных с ребенком игр не только для развития речи, но и для всестороннего развития ребенка, их незаменимостью для укрепления взаимоотношений взрослых членов семьи и детей; дать родителям возможность в процессе игры почувствовать увлекательность и простоту, доступность и несложность игр на развитие мелкой моторики руки. Ход мероприятия: Период  дошкольного детства- это очень благоприятное время для всестороннего развития вашего малыша, которое ни в коем случае нельзя упустить. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, они отказываются работать с пазлами, мозаикой, не хотят заниматься лепкой и аппликацией, им трудно красить карандашами. Как следствие, дети оказываются обделенными в выборе возможностей освоения мира. Такие дети часто не могут справиться с элементарными действиями, которые доступны другим. Это очень негативно сказывается на эмоциональном благополучии ребенка, влияет на его самооценку. С течением времени таким детям сложнее дается освоение приемов письма. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Игры, которые родители могут провести со своими детьми «Чьи следы? » Для игры нужен кусочек теста. ( Можно взять оставшиеся от стряпни тесто или приготовить соленое тесто) . Тесто предлагается раскатать круглой, квадратной или любой другой формы. Затем возьмите мелкие кубики( прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д. формы) и выдавите на тесте отпечатки. Затем закройте глаза и при помощи пальцев определите форму отпечатка. Играя в эту игру, вы тренируете у ребенка мелкую моторику руки, умение ориентироваться на поверхности( размести «след» внизу, вверху) , развивается фантазия, нестандартное мышление. Например: след от квадрат а- здесь мог проходить квадратный человек, инопланетянин и т. д. А дальше вы можете составить про него сказку, обыграть. Это в свою очередь развивает умение детей высказывать свои мысли, строить предложения, составлять рассказы. «Мозаика» А дальше преобразив тесто( разгладив его) вы можете предложить ребенку поиграть в мозаику из того, что есть у вас под рукой: горох, бобы, фасоль, бусинки, папины болты и гайки, разного цвета и размера пуговицы, можно настричь трубочки для коктейля. Предложите ребенку выложить геометрические фигуры, какие- то предметы, пусть ребенок сам придумает себе тему. Эта игра также направлена на развитие мелкой моторики руки, развитие творческих способностей ребенка. Играя в эту игру можно закрепить знание цветов, геометрических фигур. «Бусы» Бусы можно собрать из того, что есть у вас под рукой: разного цвета и формы макароны, цветные трубочки, разного размера и цвета пуговицы, косточки от бабушкиных счет. Делая бусы, вы чередуете их по цвету, размеру, материалу из которого они сделаны. Также, надев одну бусинку, после нее можно завязать узелок и дальше уже чередовать их. Предложите малышу показать синие и красные пуговицы, сравнить каких больше, меньше. Помимо решения задач на развитие мелкой моторики руки и творческих способностей ребенка в этой игре развиваются математические способности ребенка: умение, сравнивать, чередовать цвета( развивается чувство ритма) . Также в процессе игры идет развитие памяти, внимания, умения ребенка логически мыслить, отвечать предложением на поставленный вопрос.  «Пальчиковый бассейн» Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем( вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. «Рисунок на крупе» Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – то предметы( забор, дождик, волны) . «Спрячь платочек»      Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок( или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке. «На лыжах» На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. «Котёнок кусается» Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения. Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. ( Смена рук. ) Но я, же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »( Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой) . Также мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку( только под контролем взрослого) ; игры, где требуется что- то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д; рисование карандашом( фломастером, кистью и т. д. ) ; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание; физические упражнения – разнообразные висы и лазание( на спортивном комплексе, по лесенке) . Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила: дайте ребенку возможность самому выбрать игру; будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером; игра должна быть непродолжительной по времени; дайте четкую и понятную ребенку инструкцию; всегда подводите итог игры( делайте рефлексию) : что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малышей две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Успехов Вам и вашим детям.    

Оставить комментарий: