a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая рекомендация "Спортивные игры - эстафеты в формировании физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Пономарёва Оксана Петровна Опубликовано: 2016-05-18 20:48:25

 

Спортивные  игры – эстафеты  в формировании физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации

Автор  О.П. Пономарева, воспитатель МБДОУ № 3 «Ласточка»

 Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которое способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создать условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. И одно из форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются спортивные игры – эстафеты, которые направленны на формирование физических качеств у детей.

В методической работе представлен перспективный годовой план с детьми старшего дошкольного возраста, перспективный годовой план  с участием родителей в спортивных играх – эстафетах и комплекс игр-эстафет.

Методические рекомендации предназначены  для педагогов ДОУ,  которые могут успешно решать задачи по формированию физических качествдетей старшего дошкольного возраста.

Введение

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики. Именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Из всего разнообразия игр, теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют игры - эстафеты, направленные на развитие таких качеств как ловкость, быстрота, выносливость, координация движений.

   Решением проблемы развития физических качеств дошкольников занимались отечественные специалисты (Е.Н. Вавилова, Е.М. Клевенко, В.А. Муравьев, Н.Н. Назаров, А. Рунова и др.)[1, 6, 10, 13]. При проведении игр-эстафет дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Такжеважно значение соревнования для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств.

         Цель:

Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через использование спортивных  игр – эстафет.

Задачи:

  1. Создавать условия для проведения игр – эстафет для формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
  3. Воспитывать чувства коллективизма,  взаимопомощи.

 Теоретические основы формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства. В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т.д.

Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики.

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе  в различных формах – физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры и игры-эстафеты. Авторами разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленные на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (О.И. Кокарева, Л. М. Коровина, Э.Я. Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств.

Это,  не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых - условия материальной жизни общества. Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом.

 Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия), непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:

■ телосложение;

■ основные функциональные параметры;

■ развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Таким образом, многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития и функциональными возможностями организма ребенка.

Характеристика физических качеств детей  старшего

дошкольного возраста

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений как: выносливость, ловкость,  быстрота, сила, гибкость  равновесие.    

Одним из физических качеств является выносливость. Исследователи по-разному определяют ее. Так, например, В. М. Зациорский  под выносливостью понимает способность противостоять утомлению. (Э. Я. Степаненкова) [12,с.148.]

Р. Е. Мотылянская, обобщая различные мнения на этот счет, дает следующее, наиболее полное, определение: «Выносливость — это способность организма  совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80—90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности и физической подготовленности). Благодаря преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе».

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание).

Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные

упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Исследования В. С. Фарфеля [15, с126] подтверждают мнение о том, что ловкость все - таки является качеством воспитываемым и тренируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:

накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

ü    применение упражнений с необычными исходными положениями;

ü    зеркальное выполнение упражнений;

ü    изменение скорости и темпа движений;

ü    варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

ü     усложнение упражнений дополнительными движениями.

В понятие ловкость входят следующие компоненты:

ü    быстрота реакции на сигнал;

ü    координация движений;

ü    быстрота усвоения нового;

ü    осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С. Фарфель, Л.П. Матвеев, Л.Б. Кофман и др.).[13, c 134].

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Как психофизическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:

ü    латентное время двигательной реакции;

ü    скорость отдельного движения;

ü    частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н. Вавилова [1,с.22] предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности – общеразвивающих.

Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б. А. Ашмарин).

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие    гибкости,   вместе   с   тем   развивают   силу   и    выносливость.

Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.

Различают активную и пассивную гибкость.  

Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.

Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам, что наблюдается, например, при передачах мяча.

От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц - сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, в спрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Таким образом, для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.  Несмотря на их разнообразие, им не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровни физической подготовленности дошкольников

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения.

Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.д.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, и только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

Таким образом, физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств. Вот поэтому очень важно проводить игры-эстафеты для развития физических качеств у дошкольников.

Роль игр – эстафет в формировании физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Эстафетой называют  такую  игру,  в  которой  каждый  из  участников  на  соответствующем  этапе  должен  передать  другому  какой – то  предмет

(эстафетную  палочку,  мяч,  обруч)  или проделать  одно  за  другим  какие – то  действия,  стараясь  при  этом  опередить  в  скорости  своих  соперников  из  другой  команды.  В  играх – эстафетах  команды  детей  состязаются  между  собой  в  преодолении  различных  препятствий,  в  быстром  и  рациональном  решении  двигательных  задач. 

Дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре,- пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревновательный характер. 

В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале. При проведении игр учитываются индивидуальные возможности, а педагогическое руководство двигательной деятельностью детей способствует целенаправленному формированию моральных и волевых качеств.

Игры-эстафеты обеспечивают разностороннее развитие моторики детей, а также способствуют формированию умения действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию и отвечают игры-эстафеты.

При  отборе  игр - эстафет  воспитатель  руководствуется,  прежде всего,  уровнем  подготовленности  детей  и  степенью  овладения  тем  или иным  видом  движений.  В  начале  учебного  года  целесообразно  проводить  игры – эстафеты  с  более  простым  содержанием,  с  менее  сложными  движениями,  с  привычным  для  детей  построением  команд  в  колонну  по  одному,  со  знакомым  направлением  движения  в зале.  Следует  подбирать  игры – эстафеты  так,  чтобы  двигательные  задания  в них,  даже  основанные на одном  и том  же  движении,  усложнялись  постепенно.  Такая  система  работы  подводит  детей  к  правильному  выполнению  движений,  к  выполнению  основных  правил  в  эстафете,  обеспечивает  повторение  и закрепление  усвоенных  ранее  навыков  и  умений,  формирует  умение  детей  передавать эстафету.

Итак,  главное  требование,  которым  надо  руководствоваться  при  подборе  двигательных  заданий  для  игр – эстафет, - соответствие  содержания  игровых  действий   и  правил  возрастным  особенностям  детей,  их  умениям  и навыкам,  возможностям.

При  этом  необходимо  учесть  общий  уровень  физического  и  интеллектуального  развития  детей  данной  возрастной  группы,  уровень сформированности  элементов  техники  движения,  уровень  их  двигательных  умений;  состояние  здоровья  каждого  ребенка,  индивидуальные  особенности;  время  года,  время  в режиме  дня,  место  проведения  игры – эстафеты.

На  выбор  игр – эстафет  влияет так же и  время  года.   Проводить  игры-эстафеты нужно не только в теплое, но и в холодное время года,  так как - это способствует  более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств у детей. В  прохладную  погоду  проводятся  такие  игры – эстафеты,  в которых  все  дети   одновременно  выполняют  движения,  что  позволяет  предупредить  переохлаждение  и  уменьшить  время  ожидания.  Зимой  в игры – эстафеты  необходимо  включать  игровые  задания  с  санками,  лыжами,  со  снежками  и  др.  В  сырую  погоду  не  следует  проводить  игры – эстафеты  на  улице, т.к. дети,  болея  за  игроков  своей  команды,  переживают  и  кричат – это  может  спровоцировать  простуду.  В  жаркую  погоду  проводятся  игры – эстафеты  спокойного  характера,  малой  и  средней  подвижности,  исключающие  опасность  перегревания.  При  подборе  игр – эстафет  для  улицы  необходимо  учитывать  наличие  на  площадке  спортивных  снарядов,  естественные  условия.

При  отборе  игр – эстафет  нужно  учитывать  и  время  в  режиме  дня,  при  этом  еще  учитывается  предшествующая  и  последующая  деятельность  детей. Утром рекомендуются игры–эстафеты с физкультурными пособиями  и  игрушками,  побуждающими  детей  к  движению  (с мячом,  с  обручем,  с  гимнастическими  скамейками,  с  гимнастическими  палками,  веревочками  и  пр.).  Также  утром  проводятся  игры – эстафеты  большой  подвижности  с  несколькими  игровыми  заданиями,  с непривычным  направлением  движения  в  игре,  с  нетрадиционным  движением  зала.

Прием  пищи  также  учитывается  при  отборе  и  проведении  игр - эстафет.  Игры – эстафеты  большой  подвижности  проводятся   через   25 – 30  минут  после  еды,  но  и не  перед  едой:  эмоциональная  и  физическая  нагрузка  повышают  возбудимость,  что  может  отрицательно  сказаться  на аппетите  детей  и  вызвать  излишнее  утомление.

Двигательное  содержание  игр – эстафет  должно  согласовываться  с  условиями  проведения.  Игры – эстафеты  с бегом  на  скорость,  с  метанием  на  дальность  и  в  цель,  с  ходьбой  и  бегом  в  необычных  условиях  (в  горку,  по  песку,  по  снегу,  по  мелкой  воде) невозможно  организовать  в  помещении.

Итак,  при  подборе  игр – эстафет  необходимо  учитывать:

  1. Педагогические  задачи,  которые  будут  решаться  в  играх – эстафетах.
  2. Форму  занятия,  в  которое  включена  игра - эстафета.
  3. Состав  команд  по  количеству  участников,  по  двигательным  способностям,  по  возрасту  и  полу.
  4. Уровень  физической  подготовленности детей.
  5. Условия  и место  проведения  игры – эстафеты:  размеры  зала  или  площадки,  наличие  инвентаря.
  6. Состояние  участников:  характер  их  деятельности  перед  игрой – эстафетой  и  непосредственно  после  эстафеты.

При  подготовке  к  проведению  игры – эстафеты  требуется  подготовить  площадку:

  • Обозначить  линию  старта (стартовая  линия  цветная,  для  каждой  команды  свой  цвет);
  • Линию  поворота  (не  менее  чем  в  1,5м  от  стены);
  • Подготовить  необходимый  инвентарь  для  эстафет. Игра – эстафета  должна  обеспечиваться  соответствующим  инвентарем:  мячи различных  размеров,  палки,  кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т.п. Для  дошкольников  инвентарь  должен  быть  безопасным  и ярким, заметным  в игре, а  его  размер  и  масса  должны  соответствовать взрасту  и  функциональным   возможностям  детей;
  • Подготовить  места  для  «болельщиков»;
  • Отметить  места  для  построения  команд;
  • Продумать  награды (жетоны,  награды,  грамоты);
  • Музыкальное  сопровождение.

Перед  проведением  игр-эстафет  педагогу  необходимо  выучить  правила эстафет,  последовательность  движений  в  каждой  игре-эстафете  и  разучить  с  ними  девизы,  речевки,  познакомить  со сложными  сочетаниями  движений  в  игре.

Подготовку  к эстафетам  проводят  заранее. Дети  делятся  на  две-три  команды. Команды  составляются  с  одинаковым  количеством игроков  и  приблизительно  равные  по  силам.

Деление на команды  мальчиков  и  девочек  нежелательно.

Заранее  выбирают  капитанов  команд,  они  дают  название  своей  команде  под умелым  косвенным  руководством  воспитателя. Девиз  команды  выбирается  детьми  с  подачи  воспитателя (предлагается несколько  девизов,  из  них  выбирается один). Также  детьми изготавливается  коллективная  эмблема,  а   для  каждого  ребенка  эмблему  делают  воспитатели.  Капитану  надевается  нарукавная  повязка. Воспитателям  необходимо  заранее  подготовить «подарки»  участникам  эстафет.  Необходимо  продумать  способ  построения  участников. Для  того  чтобы  детям  было  удобно  следить  за действиями  товарищей,  можно  изменить  привычное  построение  в  колонну  по  одному  на  другие  виды:

  • В колонну  по  одному,  но  за  детьми  низкого  роста;
  • В  шахматном  порядке;
  • Полукругом;
  • В  шеренгу (если  мало  участников).

Судейство.

         При  проведении  игр-эстафет  с  детьми дошкольного  возраста  на 

площадке  находится  два  педагога – это  судьи. Один  педагог – судья  является  ведущим. В  его  обязанности  входит  объяснение  игровых  заданий, показ  действий  и  их  последовательности  на  площадке,  руководство  эстафетами.  Этот судья  следит  за  выполнением  правил,  регулирует  физическую  и  эмоциональную  нагрузку,  начисляет  очки  за  победу  в  эстафетах.  Второй  судья  при  необходимости  страхует  детей.

         Объяснение  эстафет  должно  быть  очень  кратким,  четким,  понятным.  После  расстановки  детям  сообщается  название  и цель  эстафеты,  затем  содержание (т.е. перечень  заданий  в  запланированной  последовательности  их  выполнения) и  в  конце  объяснения  перечисляются  основные  правила.  Далее  необходимо  подчеркнуть  цель  действия  участников, рассказать, к  чему  надо  стремиться  каждому  игроку  или  команде, указать,  какая  команда  будет  считаться  победившей,  а  какая – проигравшей. Затем  сообщить  условные  сигналы – команды  для  начала  и  окончания  эстафеты,  а  также  условные  сигналы  для  временных  перерывов  или  остановки  игры.

         Правила  передачи  эстафеты  также  сообщаются детям  до  начала  эстафеты.

Они  заключаются  в  следующем:

1)    Если  эстафета  проводится  без  пособий (у  детей  в руках  ничего  нет), то передается  эстафета  касанием  ладони  по  ладони;

2)    Если  эстафета  проводиться  с пособиями (дети  переносят  мяч,  кубик, флажок,  эстафетную  палочку,  и  пр.), то  передается  предмет  или  передача  эстафеты  происходит  касанием  ладони  по  плечу.

Таким образом, в каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества:ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал и т.д. Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

Оставить комментарий: