a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

23.05.2016. Бигонь Н. К. Методические рекомендации для воспитателя на тему: «Дидактическая игра в экологическом развитии дошкольников».

Опубликовано: 2016-05-23 09:59:08

Методические рекомендации для воспитателя на тему: «Дидактическая игра в экологическом  развитии  дошкольников».

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить ребёнка – дошкольника анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в  немалой степени готовить их к успешному обучению.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия.

Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления.

Программа «Детство» предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладения детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает метод моделирования.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или информационными (наглядно-образными, логико-символическими).

Многие виды занятий, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе действий с предметами, он легко усваивает, если эти значения дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Переход к построению модельных образов в экологическом образовании, дающих возможность усваивать, использовать обобщенные знания – не единственное направление в развитие образного мышления дошкольников.

Наглядно – действенное и особенно наглядно – образное мышление тесно связано с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ними практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения экологических задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает в слух.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи, без использования образцов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знание об общих и существенных признаках объектах природы, явлений действительности, закрепленных в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить и используются схемы, модели и мнемотаблицы.

Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

Воспитатель:

  1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.
  4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
  5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние и дикие животные», «растения», «живые», «неживые» и т. д.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания используются разные виды моделей .

  1. Предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешне взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся предметы, игрушки, конструкции.
  2. Предметно- схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов макетов.
  3. Графические модели (графики, схемы). Передают обещенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Это календари природы, таблицы фиксации продолжительности дня. При формировании обобщенных понятий используется модель, в которой отраженны существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, своеобразное строение конечностей. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возростнных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих, связях и отношениях. Рассматривание  модели при этом является лишь частью занятия. 

Особое место в экологическом воспитании занимает в качестве дидактического материала мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучение  и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психически процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  • Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Занятие состоит из нескольких этапов, течение которых воспитателем осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы  и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. Преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ, т. е. Происходит отработка метода заполнения.

Этап 4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении таблицы основной упор делается  на объекте рассказа. Через мнемотаблицы очень хорошо знакомить детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, т. е. такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя воспитатель, который показывает и доводит до детей, то содержание, которое он вложил в таблицу.  

  Основы развития мышления ребенка закладывается в раннем детстве, при решении задач, требующих установления связей и отношений между объектами и явлениями природы.

Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память, значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.  

В экологическом воспитании, дидактическая игра для ребенка- дошкольника – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, справиться с поставленной задачей без перенапряжения, эмоциональных срывов.

Все происходит легко, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждение. Дети очень любят играть.    

Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходим тщательный отбор и анализ игрового материала.

  1. Игры подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех экологических задач, которые решаются на данном возрастном этапе.
  2. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике, уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
  3. Содержание игры на должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
  4. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
  5. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка - дошкольника.
  6. Для того, чтобы игра выступала эффективным средством образования, необходимо прослеживать связь каждой игры с предыдущими и последующими играми.

Темы дидактических игр экологического характера

  1. «Живая и не живая природа».
  2. «Соседи по планете» (живая природа)
  3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
  4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?»
  5. «Что где растет?»
  6. «Кому что нужно?»
  7. «Что такое?», «Кто такой?».
  8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
  9. «Почему мы такие разные?»
  10. «Как можно и как нельзя»
  11. «Природное - рукотворное»

В каждой теме можно использовать различные варианты дидактических игр.

Правильный подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр постепенно и последовательно помогают расширять представления детей о природе; развивают мыслительные операции такие, как анализ, синтез, сравнения, обобщение, классификация.

         Трудно переоценить вклад дидактических игр в развитии ребенка формировании его экологического сознание и экологической культуры.

 

 

 

Оставить комментарий: