a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации для родителей по сотрудничеству с детьми младшего дошкольного возраста по освоению Программы (форирование элементарных математических представлений, развитие речи, изобразительная деятельность). Воспитатель Арапова И. Р.

Опубликовано: 2016-05-24 12:42:37

Рекомендации  для родителей по формированию элементарных математических представлений детей второй младшей группы

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Ребёнок должен понимать понятия:  мало, много, верх, низ, большой, маленький и другое. Дети хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и размеры, ориентировку в пространстве.

Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут).  Работа с малышами начинается с заданий на объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, знакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнают модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх.  Во второй младшей группе детей учим ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.  Вся работа проводится в игровой форме.  Рекомендую проводить с детьми  следующие игры: «Разложи по цвету»,  «Геометрическое лото»,  «Найди отличия», «Найди пару»,  «Что лишнее», «Продолжи узор», «Большой, маленький», «Сложи по порядку». Так же хорошо использовать в занятиях с детьми различные виды мозаики, строительный материал, счетные палочки нанизывание бусин по цвету или по форме.

Изобразительная деятельность

Чтобы научить детей рисовать предметы круглой формы, можно предложить им изобразить колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, мячи, сушки, и многое другое  то, что более знакомо детям, с чем они чаще играют. При обучении изображению предметов, состоящих из нескольких частей, можно использовать бусы, неваляшку, снеговика, цветы, шары на ниточках и т. п. Не спешите предлагать детям изображение предметов новой формы, пока они не освоили предыдущую форму.                               

Рисование предметов прямоугольной формы требует своевременной остановки движения и изменения направления  руки с карандашом под углом. Вначале это трудно для детей: они не могут вовремя остановиться, рисовать линию в другом направлении, скругляют углы. Чтобы помочь детям освоить рисование прямоугольной формы, можно применить прием отдельного рисования каждой линии. Так, например, сначала детям дается лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией, затем предлагается на этой линии нарисовать стоящие в ряд кирпичики. Рисуя каждый кирпичик, ребенок проводит две линии сверху вниз до горизонтальной линии  и соединяет их вверху. Получается прямоугольник-кирпичик. Когда детям предлагается изображение предмета, нужно предварительно обследовать его, уточнив строение, форму и величину частей.

Детей  данного возраста нужно учить закрашивать изображения в пределах контура, проводя линии и мазки в одном направлении (сверху вниз, слева направо или по косой), не выходя за линии контура, не проводя по одному месту несколько раз.

Обучая детей аппликации, основное внимание обращается на освоение детьми форм, которые даются для наклеивания. Прежде всего, дети должны овладеть техникой наклеивания и приемами намазывания формы (предмета) клеем.

Во время лепки дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. На первом этапе обучения ребёнку можно предложить изменить знакомый предмет для получения другого: например свернуть палочки в колечки, баранки, бублики. После того как дети освоят лепку столбика и кольца, учатся лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком между ладонями круговыми движениями. Далее ребёнка учим лепить дискообразные предметы приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Дети могут слепить лепешку, печенье, пряник и украсить их, углубляя поверхность пальцем или специально приготовленными палочками – печатками. В этом случае им предоставляется самостоятельность. Затем детей учим лепить предметы, состоящие из нескольких частей: самолет, снеговик, башенка из шариков, кольцо или диск, птичка, кукла-неваляшка. Поэтому по заданию взрослого дети лепят снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет – из трех валиков.

Развитие речи

 В  речи детей четырех лет кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Но дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Научить ребенка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно следующим образом. Возьмите любую игрушку и, помещая ее в разные места, спросите, где кукла (машина, зайка). Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

Взрослый: Что это?

Ребенок: Чашка.

 Взрослый: Чашка, какого цвета?

Ребенок: Белого. 

Взрослый: Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

Ребенок. Цветочек и  т.д.

 На данном возрастном этапе ребенок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка—это одежда;  чашка, блюдце, тарелка — это  посуда;  кровать, стул, стол— это мебель). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите ответить на такой вопрос: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребенку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребенка.

  Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребенка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие, побуждает к размышлениям, к разговору о прочитанном произведении.

Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.

Игры и упражнения, которые мы рекомендуем, направлены на развитие у ребенка слухового восприятия и речевого слуха. Они приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

  • «Угадай, что я делаю». Ребенок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родителей двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Ребенок называет действия, которые производит взрослый.
  • «Угадай, где звонит». Заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.
  • «Угадай, чья эта песня». Попросите малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (четко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с…) и как поет комарик (отчетливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з…). Затем, попеременно произнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда поет водичка, а когда комарик.
  • «Угадай, где стучит дятел». Имитируйте стук дятла клювом по дереву—то тихо, то громко. Ребенок должен сказать, где стучит дятел - близко или далеко.

Оставить комментарий: