28.05.2016. Бигонь Н.К. Консультация для воспитателей "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр."
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении. Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.
В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:
Игры с предметами - игрушками, подручными и природными материалами; Настольные игры с использованием печатных материалов; Словесные игры.
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации. За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
По мере развития познавательных возможностей, дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное, содержание слов. Некоторые игры, с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают детей задаткам социальной этики и морали, стимулируют работу воображения, активируют и обогащают словарь дошкольника в занимательной игровой форме. Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.). Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.