a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математическому развитию

Опубликовано: 2016-06-30 11:52:31

Документы для скачивания

МДОУ детский сад с. Мандрово Валуйского района Белгородской области Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математическому развитию Автор опыта: Кульшенко Наталья Викторовна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с. Мандрово Валуйского района Содержание: 1. Информация об опыте 2. Технология опыта 3. Результативность опыта 4. Библиографический список Информация об опыте 1. Тема опыта. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математическому развитию. 2. Сведения об авторе опыта. Кульшенко Наталья Викторовна, воспитатель старшей разновозрастной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с. Мандрово Валуйского района. 3. Условия возникновения, становления опыта. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. Систематическое изучение науки логик и- один из наиболее эффективных способов развития логического мышления. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. Поэтому задача развития логического мышления у детей дошкольного возраста становится всё более актуальной. Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга, механизмы его развития, функционирование, отражение объективной реальностью. В настоящее время для дошкольников разрабатывается большое количество различных игр, задач и упражнений. Дети с раннего возраста начинают играть, но не все игры, задачи и упражнения направлены на развитие мыслительных операций, в том числе и логического мышления. Необходимо подбирать игры, которые бы обучали, развивали у детей логическое мышление. Наша задача- помочь детям сохранить и развить стремление к логическому мышлению, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу( имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума) тем умнее, а значит счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- дошкольного детства. 4. Актуальность опыта. Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Мы не перестаём удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребёнку что- то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. Дети очень любопытны, они хотят знать прямо сейчас, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего- математика. Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это связано с целым рядом причин: началом школьного обучения с 7 лет, обилием информации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать логические задачи. Преследуется главная цель- вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться в всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия развивают умственные способности и довольно успешно. Занятия математикой- одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до старости мы связаны с математикой и логикой. «Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир»( Бертран Рассел) . Наша задача- п омочь ему сохранить и развить стремление к логическому мышлению, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу( имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума) тем успешнее, а значит счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- дошкольного детства. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость" мышления, учит логике. С возникновением математической логики математика и логика очень тесно переплелись. Основоположником математической логики считается немецкий философ Г. Е. Лейбни ц- великий математик и крупный философ 17 века. Однако бурное развитие математическая логика получает в 19 веке. Её разработка связана с именем английского логика Джорджа Буля. Большим любителем логических головоломок был Л. Кэрролл. Он писал: «Методы логики позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, выработают привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики». 5. Ведущая педагогическая идея опыта. Преследуется главная цел ь- вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Именно использование творческих способностей дошкольников позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития логических операций на занятиях по формированию математических представлений. 6. Длительность работы над опытом. Желание работать над опытом по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста у меня возникло в 2009 году. По результатам обследования 2009- 2010 учебного года выявлены позитивные изменения в овладении детьми практическими умениями в творческой деятельности, математике. 7. Диапазон опыта. Система логико- математических игровых упражнений и заданий с детьми включает в себя: • занятия по формированию элементарных математических представлений с включением драматизации, дидактических игр, разыгрывания ситуаций, этюдов, пальчиковая гимнастика; • коррекционно- развивающие упражнения на развитие мышления, воображения; • использование занимательного материала; применение игровых пособий; • сотрудничество с родителями воспитанников. 8. Теоретическая база. В основе педагогического опыта лежит программа «Детство», составленная коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Герцена, отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития. Содержание программы обогащено элементами логики. Программа «Детство» уделяет большое внимание логическому мышлению и использует различные методы, чтобы помочь детям овладеть элементами логического мышления. Пособие для воспитателей цикла «Математические ступеньки», предназначенная для работы с детьми всех возрастов. Настоящее пособие оказывает помощь в подготовке и проведении занятий по развитию математических представлений в каждой возрастной группе детского сада. Книга «Математика- это интересно», авторы: Михайлова 3. А. , Чеплашкина И. Н. В настоящем пособии представлены игровые ситуации для детей от 2 до 7 лет, включающие игровой сюжет, описание игровой обстановки, учебно- игровые задачи, методику вовлечения ребёнка в деятельность по овладению сравнением, соотнесением, группировкой, упорядочиванием по заданным свойствам. Учебно- методическое пособие разработано в соответствии с содержанием раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство». Смоленцева А. А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием». В пособии представлена система оригинальных игр, которые раскрывают особенности труда людей разных профессий. В занимательной дидактической форме строится работа по элементарной математической подготовке детей 5- 6 лет к школе, по практическому применению дошкольникам знаний о счете и измерении в быту. В опыте применяла журналы: «Дошкольное воспитание» и «Ребёнок в детском саду», где раскрывается система работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Технология опыта Жизнь человека постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Логическое мышление необходимо потому, что в жизни и деятельности каждый человек наталкивается на какие- то новые, неизвестные свойства предметов. Значение логического мышления стремительно возрастает в современной жизни. Вызывается это многими причинами: 1. Развитие элементарного логического мышления, ставшее умениями и навыками, доведёнными до автоматизма, превращается в надёжный иммунитет против различных домыслов, ограждает сознание человека от проникновения в него предрассудков и суеверий. 2. Умение строго и чётко пользоваться терминологией, понятиями самых различных областей наук и искусства, ориентироваться в их потоке, не редко сталкиваясь с резко меняющейся оценкой тех или иных событий, фактов, становится всё более необходимым для молодого человека в наши дни. 3. Изучение логического мышления весьма основательно повышает общий уровень культуры, так как в любой области знания, будь это наука, учебной дисциплины, художественная литература- везде используются формы логического мышления. - Для того, чтобы максимально подготовить каждого ребёнка к школьному обучению, я поставила перед собой важную задач у- найти пути формирования у детей элементарных математических представлений. Однако, чтобы ребёнок проявил природную творческую активность, самостоятельность в освоении математики, требуются определённые условия- систематическое включение различных видов работ при изучении нового материала: во- первых, показываются и объясняются новые задания, демонстрируется образец, выявляются свойства и связи математических ответов. Во- вторых, выполняются индивидуальные задания под контролем воспитателя. Остальные слушают, наблюдают, отвечают и называют. В- третьих, дети работают самостоятельно с различным материалом, овладевая новыми умениями и навыками. Наглядные, словесные и практические методы обучения на занятиях необходимо использовать в комплексе, разнообразную деятельность, взаимодействия с близким человеком, заботливым, уважительным, понимающим. Таким образом, основная цель в работе над опытом: выявить условия, при которых будет обеспечиваться развитие логического мышления у старших дошкольников. На основании сформулированной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить современные представления о понятии «логическое мышление». 2. Изучить работу психологов и педагогов о развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть динамику развития мышления у дошкольников. 4. Изучить опыт работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5. Организовать экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста. 6. Обобщить психолого- педагогические условия и рекомендации для развития логического мышления дошкольника. Обучение детей логическим операциям на занятиях по математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи- шутки, головоломки, предостерегающие ребёнка от поспешных и необоснованных выводов. Им не следует решать как обычнее задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, имеющиеся знания. Приучая ребёнка внимательно слушать условие задачи, предлагаю задачи- шутки, в которых имеются числовые данные; но производить арифметические действия не надо. Не всегда ребёнок с лёгкостью может найти ответ, понимая, что задача с «секретом». Наша задача- помочь ребёнку нащупать правильный путь рассуждения. Дети очень активны в восприятии задач- шуток. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату решения путём предложений. Назначение задач- шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, в выработке умения выделять главные свойства. Задачи на смекалку предлагаю в указанной последовательности, начиная с более простых. Цел ь- научить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач. Задача на смекалку геометрического характера включаются в содержание занятий по математике с целью активизации детской мысли, развития логического мышления. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач. С целью развития мышления у детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной цифры, в продолжени и ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребёнка. Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте на занятиях по математическому развитию находят наибольшее применение дидактических игр. Основное их назначение- обеспечить упражняемость детей в развлечении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений у детей. Дидактические игры включаю в содержание занятий как из средств реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятия. Дидактические игры оправдывают себя в решении логических задач, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Они интересны детям/ эмоционально захватывают их. Решение задач способствует формированию общих умственных способностей, логике мысли, рассуждении и действии, смекалке и сообразительности. Особое место в развитии логического мышления у детей занимают игры- головоломки на составление плоскостных изображений предметов животных, птиц, домов из наборов геометрических фигур. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр. Детей увлекает результа т- составить увиденное по образцу или составить задуманное. Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, v способствуют развитию логического мышления, смекалки. Поддерживать интерес на занятиях по математическому развитию помогают загадки, стихотворения, скороговорки, сказки. Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу. Их тексты должны быть небольшими по объёму. На занятиях использую отрывки из произведений известных писателей, например С. Маршака, в которых художественные образы ближе и понятны детям. Одна из основных задач дошкольного образования- и нтеллектуальное развитие ребёнка. Оно сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их конструировать предметами, знаками и словами. Цель моей работы, которую я буду продолжать и дальше, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью. Я хочу, чтобы те навыки, которые дети получили в творческой деятельности, они смогли проявить в современной жизни. Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие развития творческих способностей- тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Результативность опыта В результате проведённой нами исследовательской работы мы пришли к убеждению о том, что проблема развития логического мышления является актуальной и мало разработанной. При анализе психолого- педагогической работы нами была установлена роль логического мышления в развитии личности, рассмотрена динамика развития мышления у детей и развития логического мышления у старших дошкольников. В процессе экспериментальной работы нами была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности мыслительных операций( классификация, сравнение, анализ, обобщение) . На основе изучения опыта ДОУ по проблемам развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста нами была разработана система занятий по математике и логике. Проведённая работа оказалась эффективной, это подтверждает контрольная диагностика. В результате проведённой работы уровень сформированности мыслительных операций значительно повысился, так как до эксперимента около 30% детей имели низкий уровень, около 60% - средний уровень, 10% г высокий уровень, а после проведения цикла занятий 53% детей имеют средний уровень, 47% - высокий уровень. Экспериментальная работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления необходимо соблюдать ряд условий: 1. Систематическая предварительная работа по использованию системы дидактических игр направлены на развитие логического мышления. 2. Создание развивающей среды. Для формирования логического мышления у детей должна быть специально подобранная, обогащенная среда. 3. «Зона дальнего развития»- система информативных образов, сформированных в дошкольном возрасте. ДИАГНОСТИКА Направлена на выявление представлений, понятий, способов мыслительной деятельности и умений оперировать ими при решении познавательных задач. Диагностика проводится в начале, середине и конце года. Уровни усвоения программы Низкий. Ребёнок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному- двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения. Средний. Ребёнок осуществляет классификацию по одному- двум свойствам, самостоятельно выделяет признак( основание) , по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества. Высокий. Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному- двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам. Библиографический список 1. Гетманова А. Д. Логика. М. : Университет, 1998 г. 2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. С- Пб. : Акцидент, 1995 г. 3. Ивлев Ю. В. Логика. М. : Московский университет, 1992 г. 4. Мухина B. C. Детская психология. М. : Просвещение, 1985 г. 5. МухинаВ. С. Психология дошкольника. М. : Просвещение, 1975 г. 6. Немов Р. С. Психология. М. : Просвещение, 1990 г. 7. Обухова Л. Ф. Детская психология. М. : Привола, 1997 г. 8. Пиаж Ж. Речь и мышление ребёнка. С- Пб. : Союз, 1997 г. 9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Академия, 1997 г. 10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией Столяра А. А. М. : Просвещение, 1988 г. ПРИЛОЖЕНИЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Тема: «В ГОСТИ К ПАРОВОЗИКУ» ЦЕЛЬ: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, столько, сколько, поровну; закреплять умение сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине и высоте, употреблять слова и выражения длиннее, короче, управлять в правильном названии знакомых геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Фланелеграф, 2 поезда, у красного поезда 3 вагона, у синего 4 вагона, вагоны расположены один под другим. " домика: желтый и красный. Высота желтого домика- 4 этажа, красного- 3 этажа. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Конверты с геометрическими фигурами. В них 6 кругов, 1 квадрат. 3 прямоугольника. ХОД ЗАНЯТИ Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пришел Медведь. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь математикой. У меня есть паровозики. Посмотрите, они одинаковые или разные? ( на фланелеграфе выкладываются два поезда, один под другим) . Ответы детей. Воспитатель: - Сравним, какой поезд длиннее, а какой короче? - П очему? Ответы детей. Воспитатель: - Каких вагонов больше, а каких меньше? Ответы детей. Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно определили, то, что красный поезд короче, а синий длиннее, потому что у красного поезда вагонов меньше, а у синего больше. Воспитатель: - Ребята, а что нужно сделать, чтобы и красных и синих вагонов было поровну или одинаковое количество? Ребенок: - Нужно убрать один лишний вагончик. Воспитатель: - Хорошо, мы уберем один вагончик. Что у нас получится? Ребенок: - Получилось поровну или одинаковое количество- 3 красных вагона и 3 синих. ( 4- 5 ответов) . Воспитатель: А как мы с вами сравним поезда, чтобы они были одинаковые? Ребенок: - Можно прибавить один красный вагон, и у нас получится поровну или одинаковое количество вагонов, поезда будут одинаковые по величине. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Воспитатель: - Мишутка пригласил нас покататься на поезде. Поедем? Воспитатель: - Тогда становитесь и в путь. Дети становятся паровозиком и делая кругообразные движения руками, повторяют: " Чу- чу- чу" . Сделав круг по группе, дети останавливаются около макетов двух домов. Воспитатель: - Вот стоят два домика. Как вы думаете, они разные или одинаковые? Ответы детей. ( Желтый дом выше, а красный ниже, так как у желтого четыре этажа, а у красного только три) . Воспитатель: - Молодцы. Давайте покажем какой дом выше, а какой ниже. Когда я скажу" желтый дом" , вы поднимаетесь на носочки и вытягиваете руки вверх, а когда я скажу" красный дом" , вы приседаете( игра проводится 2- 3 раза) . Затем воспитатель предлагает детям конверты с геометрическими фигурами( круги, квадраты и прямоугольники) и спрашивает: I, - Какие фигуры у вас в конвертах? Ответы детей. Воспитатель: - Предлагаю построить из этих фигур поезд. Затем спрашивает, какие фигуры понадобились детям для того, чтобы построить, поезд, какого цвета эти фигуры. После этого предлагает детям поехать на этих поездах в сказочный лес. МДОУ детский сад с. Мандрово МИНИ- ГАЗЕТА «В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ» «весёлый счет от нуля до бесконечности» Воспитатель: Кульшенко Н. В. Веселый счет от нуля до бесконечности. Считалки среди детей в наши дни в большом почете. Сведения в этой об ласти у них достаточно обширны: серый заяц исправно бегает в лес за лыком, кукушка ведет детей мимо сетей, за каким- то интересом следует по наез женному маршруту машина, из почек распускаются цветочки. . . Большинство известных считалок книжного происхождения. И в детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, смешные. Дети так и относятся к ним- как к веселым стихам. Главная особенность считалки- четкий ритм, возмож ность выкрикивать раздельно все слова. Детям в возрасте 5- 6 лет это дос тавляет особое удовольствие. А вот играть в считал очку они- за редким ис ключением- не умеют. Мало того, не знают игровых считалок, требующих различных действий от ведущего и участников игры. Самый распространенный вид русской народной считалки предназначен не посредственно для расчета играющих. Если нужно определить, кто водит при игре в прятки, в салочки, то считают так. Тара- бара, Домой пора. Коров доить- Тебе водить. Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. По следний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок отно сятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе особо выделяются бессмысленные считалки с абсурдным сюжетом и звуко- и сло восочетанием. Сива, ива, Первенчики Дуба, клен, Другенчики, Шуга- юга, Круги- други, Кон! Вон! Подобные считалки можно найти в детском фольклоре разных народов. Вот как пересказал английскую сказку С. Я. Маршак. Интер, мици, тици, тул, Игра, дира, дон. Окер, покер, доминокер, Шишел, вышел вон. Следующая группа считалок- игровая- предназначена одновременно для расчета, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, зада ниями, указаниями и прочими требованиями. Дело в том, что считалки- это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной спра ведливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого( или заводилы- р ебенка) распоряжается распределением ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре дол жен быть находчив, сообразителен, памятлив, догадлив, ловок, добр даже благороден. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. Считалки из русского фольклора «Заяц белый, Тучи, тучи, тучи, тучи, Куда бегал? »- Скачет конь большой, могучий, «В лес дубовый! »- Через тучи скачет он, «Что там делал? »- Кто не верит- выйди вон «Лыко драл! »- «Куда клал? »- Шла кукушка мимо сада, «Под колоду». - Поклевала всю рассаду. «Кто украл? »- И кричала: ку- ку, мак- «Родион! »- Отжимай один кулак! « Шишел- вышел, Вон пошел». Ёжик, ёжик, чудачек, Подогрела чайка чайник, Сшил колючий пиджачок, Пригласила восемь чаек: Встал в кружок и ну считать- - Приходите все на чай! Нам водилку выбирать! Сколько чаек? Отвечай! МДОУ детский сад с. Мандрово Математическое развлечение «Путешествие во времени» Воспитатель: Кульшенко Н. В. Путешествие во времени Развлечение Старшая группа Цель. Актуализировать знания детей о наземном и воздушном транспорте в разные исторические эпохи. Закреплять умение выстраивать «ленту време ни». Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук. В развлечении принимают участие две команды детей. Задания для первой команды связаны с темой «Воздушный транспорт», для второй команды- с темой «Наземный транспорт». Ведущий. Сегодня мы совершаем необычное путешествие во времени на наземном и воздушном транспорте. Вам необходимо вспомнить все, о чем мы говорили на предыдущих занятиях, сконцентрировать внимание на вы полнении заданий, проявить смекалку. Вы готовы? Тогда вперед. Задание «Математическое». Каждая команда получает лист бумаги с пронумерованными точками, которые необходимо последовательно соеди нить. После выполнения задания один из членов команды называет предмет, изображение которого получилось. ( Воздушный шар и автомобиль. ) Задание на внимание. Ведущий зачитывает отрывки из знакомых детям литературных произведений и задает вопрос каждой команде. Первая команда. «По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, плане ров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на теле фонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось». ( В. Катаев «Цветик- семицветик ». ) Что летело после самолетов? Вторая команда. «- Ну что, мужик, пора? - Вот теперь пора. - Как договорились: тебе корешки, а мне вершки. Медведь дождался, когда мужик собирал с поля урожай, обломал вершки- л истья- и ну в лес бежать, пока мужик не передумал. А мужик тем временем собрал репу, погрузил ее в телегу и повез на базар продавать». ( Русская на родная сказка «Мужик и медведь». ) На чем мужик повез на базар репу? Задание «Строители». Первой команде надо построить из кубиков то, при помощи чего можно совершить путешествие на Луну, второй команде — то, на чем многие мамы и папы добираются до работы. Задание «Разгадай». Ведущий загадывает поочередно каждой команде че тыре загадки по теме. Задание «Логическое». Каждая команда собирает разрезную картинку: первая команда- с изображением самолета, вторая- с изображением ка реты. Задание «Лента времени». Каждая команда выстраивает «ленту време ни», учитывая историю развития наземного и воздушного транспорта, и доказывает правильность ее построения.

Оставить комментарий: