a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "О чем говорить с ребенком в семье", воспитатель Гончарова Л.И.

Опубликовано: 2016-07-05 16:42:08

Документы для скачивания

О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог? Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе. Устная речь человека существует в двух формах:   диалогической и монологической. Для  диалога  характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели. С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи( мамой, бабушкой) . Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и   обувь  и т. д. Тематика бесед для детей 5- 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела. Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6- м году жизни ее уже не достаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т. е. пользуется монологической речью. Монолог  – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа. Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова- заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два- три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое( как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…) , придумывать сказки на заданную тему. Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка,   кукла, машинка, тарелка. Например: « Это   кукла. Она пластмассовая.   Куклу   звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С   куклой   дети играют, к ладут ее спать, кормят, одевают». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности сл едует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет? », «Из чего сделан? », «Для чего нужен? ». После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и т. д. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами. Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагает ребенку отгадать, какой предмет задуман, а затем просите его сделать то же: « Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним об едают, пьют чай. Что это такое? » А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке. Детям 6- 7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом( особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица. Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем- четырем опорны м словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». « Наступила зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, а девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у д етей». Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: « Мальчик был в лесу, собирал грибы. Вдруг он услышал, где- то близко заревел медведь…» Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по- своему перестраивая начало и конец. Советы и пожелания родителям Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их. П редложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2- 3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу, это добрый стимул для составления рассказов и сказок. Чаще и больше разговаривайте с ребенком. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами. Система тически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи какой…? », « Придумай слово н а заданную букву, тему». Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки. Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов… Каждое непонятное слово обязательно разъясняйте. Подготовили: Смирнова О. Л. , Гончарова Л. И. , воспитатели старшей группы компенсирующей направленности №6

Оставить комментарий: