a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

35. Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программе "Арлекин" для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Автор: Федорова Надежда Викторовна Опубликовано: 2016-07-10 17:55:44

Документы для скачивания

Содержание 1. Пояснительная записка 3 1. 1 Количество занятий 4 1. 2 Цели и задачи программы 4 1. 3 Планируемые результаты 5 2 Содержание программы 5 2. 1 Основные направления работы с детьми 5 2. 2 Формы, методы и приемы 6 2. 3 Условия реализации программы 6 2. 4 Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы 7 2. 5 Определение уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности 7 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности 8 Список литературы 9 Приложение. Календарно- тематическое планирование 10 1. Пояснительная записка Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театрализованная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно- образовательные и развивающие художественно- эстетического развития. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В этом заключаются воспитательные возможности театрализованной деятельности. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Также театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Процесс театрализованных занятий представляет собой систему творческих игр, этюдов, направленных на развитие психомоторных и творческих способностей детей. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами: 1. Федеральным законом от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 №1155" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384) . 3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13. 08. 2013г. №1014" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования" . 4. «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, ( далее – СанПиН) . 5. Уставом МБДОУ. 6. Лицензией на образовательную деятельность. Содержание выстроено в соответ ствии с программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебные странички театра» Издательство: МОУ «Городской информационно- методический центр» Тюмень 2007; Программа художественно- эстетического воспитания «Театральная палитра» О. В. Г ончаровой Творческий центр Москва 2010. - Технологии: «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипина Творческий центр Москва 2003; « Театр всевозможного» А. И. Буренина Санкт- " Петербург 2002. «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петрова Москва «Школьная Пресса» 2000. «Театрализованная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин М. ; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному восприятию окружающего мира, формированию основ музыкальной культуры, которое расширяет и обогащает его посредством дополнительного образования. 1. 1 Количество занятий Название Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год Продолжительность занятий «Арлекин » 2 8 64 30 мин 1. 2. Цели и задачи программы Цель: развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр, игр- представлений. Задачи: Последовательное знакомство детей с видами театра; Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление; Учить согласовывать свои действия с другими детьми; Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом; Развивать пластическую выразительность и музыкальность; Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; Пополнять словарный запас; Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; Знакомить с театральной терминологией; Воспитывать культуру поведения в театре. 1. 3. Планируемые результаты Дети имеют знания об искусстве театра и эмоциональное отношение к нему; Умеют действовать согласованно; Умеют произносить скороговорку в разных темпах, с разными интонациями; Умеют строить простейший диалог; Умение строить сценический образ действующих лиц; Самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, жестов, м имики; Сопровождать движение куклы песенной, танцевально- пластической или инструментальной импровизацией. 2. СОДЕРДАНИЕ ПРОГРАММЫ 2. 1. Основные направления работы с детьми Театральная игра. Развитие игрового поведения, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Ритмопластика. Включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают свободу и выразительность телодвижений. Учат создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. - и гры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; - пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; - п ополнять словарный запас; - произносить скороговорки и стихи. Основы театральной культуры. Приобретение дошкольниками элементарных знаний и понятий, терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра; формирование культуры зрителя. Основы актерского мастерства. - р азвитие актерских умений и навыков вооб ражения, сценического внимания и действия, перевоплощения; - формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. Основы кукольного театра. - з накомство с различными видами театров; - о бучение приемам кукловождения различных кукольных театров( настольный, теневой, пальчиковый, ростовые куклы, бибабо и др. ) . Работа над спектаклем. Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. 2. 2. Формы, методы и приемы Достижение цели, решение задач и практическая реализация осуществляется с помощью подходов, позволяющих ре ализовать основные этапы театрализованной деятельности( А. И. Буренина) : - мотивация к игре; - определение темы и цели игры; - выбор игровых средств, распределение ролей; - апробация различных вариантов( корректировка выбранных ролей) ; - достижение игровой цели; - осознание результатов игры. Форма проведения занятий: - групповые, - индивидуальные. Занятия- беседа – излагается теоретические сведениями. Практические занятия – де ти осваивают сценическое мастерство, разучивают роли, движения. Занятие постановка- репетиция- отрабатываются сценические номера. Заключительное занятие – спектакль. Проводится в присутствии родителей, педагогов, гостей. Методы и приемы работы: Показ; Объяснение; Самоконтроль; Контроль; Поощрение; Одобрение; 2. 3. Условия реализации программы Место проведения: музыкальный зал в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 9 «Малахитовая шкатулка» Программа рассчитана на 1 год обучения вокально- хоровым навыкам с детьми старшего дошкольного возраста. Количество – 8 человек. Оборудование: - наличие музыкального инструмента фортепиано, - библиотека сценок, сказок, творческих упражнений, - музыкальный центр, - СД диски с фонограммами песен, 2. 4 Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками использую следующие принципы: Психологического комфорта- создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности; Креативности( творчества) – ориентация на творческое начало; Вариативности – развитие у детей мышления, умение искать выход из трудного положения Систематизация занятий; Учета индивидуальных способностей каждого ребенка. 2. 5. Определение уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности Анализ проводится на основе творческих заданий, разработанных доктором педагогических наук, профессором Т. С. Комаровой и кандидатом педагогических наук, доцентом О. А. Соломенниковой. 1. Основы театральной культуры. Устойчивый интерес детей к театральной деятельности, знает различные виды театра, правила поведения в театре, охарактеризовать театральные профессии. 2. Речевая культура. Понимание главной идеи, содержания литературного произведения, пояснение своего высказывания; умения дать подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев, пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи. 3. Эмоционально- образное развитие. Умения применять в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характера героев, используя различные средства выразительности. 4. Навыки кукловождения. Умение импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем. Способы проверки достижения требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников. Диагностическая карта обследования развития творческих способностей детей в играх- инсценировках и играх драматизациях Педагогическая диагностика развития детей. Под редакцией Т. С. Комаровой и О, А. Соломенниковой) . Показатели Эмоционально воспроизвести общий характер героевобраза( мимика, жест, пантомима) Умение импровизировать на заданную тему Самостоятельно подбирать движения в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки. Умение вести диалог от лица персонажа Интонационная выразительность речи Пересказ знакомого текста Управление силой голоса, темпом речи. Умение самостоятельно подбирать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. Развитие воображения ФИО ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Высокий уровень( 18- 21 баллов) . Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения( пьесы) . Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно- образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно- творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень( 11- 17 баллов) . Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике- инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень( 7- 10 баллов) . Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки( эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя. 3. Проектирование дополнительного образовательного процесса Приложение. Календарно- тематическое планирование Список литературы. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. , 1991. Буренина А. И. Театр всевозможного. С- П, 2002. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М. , 1972. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. , 1991 Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. - 1982/ 11 с 32- 38. Гончарова О. В. Театральная палитра. Творческий центр, - М. , 2010. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М. , 1997. Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду. / Совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ . Синтез, - М. , 2008. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. / Обзор программ дошкольного образования/ . ТЦ. М. , 2010. Кандала Т. И. «Занимаемся, празднуем, играем». – Волгоград: Учитель, 2010. Комарова Т. С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – Ярославль: Академия развития, 2006. - 144с. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра. –М. , 1999. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ. - М. , 2001 Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. - М. , 2000. Сорокина Н. Ф. Театр- творчество- дети. – М. , 2002. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. –М. , Владос 2001. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. , 1990. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М. , Мозаика- Синтез, 2010.

Оставить комментарий: