a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

36. МАСТЕР-КЛАСС «ЖИТЬ - ЗДОРОВО!» для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для детей 3 – 7 лет"

Автор: Федорова Надежда Викторовна Опубликовано: 2016-07-10 17:59:31

Документы для скачивания

МАСТЕР- КЛАСС «ЖИТЬ- ЗДОРОВО! » Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для детей 3 – 7 лет Музыкальный руководитель: Федорова Н. В. Нижневартовск Пояснительная записка. Оздоровительная работа ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление физического и психического здоровья, на эмоциональное благополучие детей с целью формирования полноценной личности ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором,   воздействует на общее состояние человека,  вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.   В. М. Бехтерев отмечал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. По словам П. Н. Анохин а музыка положительно влияет на работоспособность или отдых человека. В своей работе «Методика музыкального воспитания» Н. А. Ветлугина пишет, что пение  развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.   Ритмика   улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, можно сказать, что музыка — это одно из средств физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Активной формой работы музыкального руководителя с педагогами выбран мастер- класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. В системе работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях предлагаются разработки Е. Косиновой, Т. Куликовой, В. Емельянова, М. Картушиной, А. Уманской. Мастер- класс « ЖИТЬ- ЗДОРОВО! » Музыкальный руководитель: Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер- класс на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях ». Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: - раскрыть значение здоровьесберегающих технологий; - познакомить с методикой их проведения; - поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников; - распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий; - познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности. Ход мастер – класса: Вступление: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне?   ( Нет или да) Деток вы любите? ( Да или нет) Пришли вы на мастер- класс, Сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь?   ( Нет) Я вас понимаю… Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?   ( Да) Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне?   ( Нет) Последнее спрошу у вас я: Активными все будете?   ( Нет или да) Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер- класс « Здоровьесберегающие технологии для укрепления здо ровья детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях ». Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здороьесберегающих технологий: Валеологические песни- распевки; Несложные, добрые тексты и мелодии поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Валеологическая песенка- распевка «Я иду» Поем все вместе: 1. Я по городу иду. Па- рам, па- рам, па- ру- ру! Улыбаюсь на ходу! Па- рам, па- рам, па- ру- ру! Здравствуй, улица моя! Мы с тобой – друзья! 2. Я по городу иду. Па- рам, па- рам, па- ру- ру! Улыбаюсь на ходу! Па- рам, па- рам, па- ру- ру! Детский сад увидел я, Здесь мои друзья! Музыкальный руководитель: После исполнения песенки можно предложить детям обнять друг друга. Это дает возможность воспитывать добрые, теплые чувства друг к другу. Дыхательная гимнастика; Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальном занятии: - укреплять физиологическое дыхание детей( без речи) , - формировать правильное речевое дыхание( короткий вдох- длинный выдох) , - тренировать силу вдоха и выдоха, - развивать продолжительный выдох. Теперь мы с вами тренируем правильный вдох и выдох. Дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Разделимся на две команды: О дна команда с помощью о сенних листьев озвучит шум леса. Шумит лес: ш- ш- ш. . Другая команда, надев пчелок на палец, изо бразит жужжание этих насекомых. Жужжит пчела: ж- ж- ж…( Выполнение упражнения. ) Воспроизведем звуки природы вместе после вдоха, на выдохе. А теперь похвалим себя. Упражнение «Обними плечи»( вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти») Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг с другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Упражнение можно выполнить 4 раза, затем несколько секунд – отдых и упражнение повторить вновь. Итак, 4 раза по 4 движения- вдоха. Это норма для ребенка 3- 6 лет. Артикуляционная гимнастика; Способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации дви жений животных( Е. Косиновой, Т. К уликовой) . Результат: - повышаются показатели уровня развития речи детей. - певческих навыков, - улучшается память, внимание. Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение « Улыбочка- трубочка». Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку. Следующее упражнение «Утро с котиком Рыжиком» Котик Рыжик утром встал Потягивание Чистить зубки побежал. Вправо- влево, вправо- влево, В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно Чистим зубки мы умело. «почистить» за нижними зубами вправо- влево, Затем за верхними зубами. Пополощем ротик, Имитация полоскания рта. Как чистюля Котик. Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами, И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами вперед- назад. Мы за ним не отстаем – Все покажем язычком. Оздоровительные и фонопедические упражнения Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Сейчас мы с вами выполним оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. «Корова» Ранним- рано поутру пастушок: « Ту- ру- ру- ру! » А коровки в лад ему затянули: « Му- му- му! » Глубоко вдыхаем ртом, медленно выдыхаем и «мычим», при этом легко постукиваем указательными пальцами по ноздрям. А теперь тоже самое с постукиванием пальцами носогубных складок. «Пчелы» У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар! «Хорошо любой поймет, если есть зимою мед! » Держим руку на шее и произносим поочередно: «Ж- ж – ж» и «З- з- з» Игровой массаж Делая самомассаж ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок легко может этому научиться в игре. ( Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной) А мы с вами будем знакомиться с музыкальной грамотой. Круговой массаж «Филармония веселых ноток»( Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу) Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке Ч тобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано Буду ноты изучать. На рисую нотный стан, Проводят линии по спине Непохожий на орган. На сп ине танцует луч- Рисуют скрипичный ключ на спине Это- мой скрипичный ключ. С ним изучим без забот Семь веселых звонких нот! Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс надо спинку нам помять. - Села утка на гнездо. Пощипывание спины Это- будет нота ДО. - Спит собачка во дворе. Поглаживание спины Эт о- будет нота РЕ. - Кошку с дерева сними. Массаж головы Эт о- будет нота МИ. - По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине Эт о- будет нота ФА. - А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине Эт о- будет нота СОЛЬ. - В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине Эт о- будет нота ЛЯ. - В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине Это- будет нота СИ. Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой З наю полный звукоряд Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ П о очереди называют ноты Пальчиковые игры Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно- ассоциативное мышление. «Веселится детвора» Тр- р- р- машины загудели, «Заводят мотор» руками Вж- ж – ж – колеса засвистели! Отойди в сторонку, Грозят пальцем На площадке – гонки! Обгоняет всех лисица Пальчиками правой руки «бегут» На машине голубой, по левой руке. А за нею кукла мчится, Пальчиками левой руки «бегут» Машет зрителям рукой. по правой руке. Мишка в красном колпачке Стучит кулачками по коленям Едет на грузовичке. Зайка тоже очень рад: Пальчиками «бегут» по телу вверх Дали зайке самокат. до шеи. Вот и финиш. Стоп. Руки скрестить на груди, похлопать ладошками по плечам. Ура! Руки вверх. Веселится детвора! Хлопают в ладоши. Речевые игры Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция. Речевые игры решают такие задачи как: - Развитие музыкальных и творческих способностей детей( эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма. - Формирование у детей представления о форме, структуре музыкального произведения, - Развивает звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй, - Улучшает дикцию детей, - Способствует развитию речи детей посредством использования пальчиковых игры, - Побуждают детей импровизировать в различных видах деятельности, - Укрепление голосового аппарата, - Учит выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику. Речевые игры имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре позволяют детям импровизировать, раскрыть свой творческий, актерский потенциал. Речевые игры проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в самостоятельной деятельности детей, на прогулке. «Пчелы водят хоровод» Речевая игра со звучащими жестами Водят пчелы хоровод- Топаем на месте. Брум, брум. Хлопки «тарелочками» В барабан ударил кот- Имитируем пальцами игру на барабане Трум, трум. Стучим кулачком о кулачок. Стали мыши танцевать- Выставляем ногу на пятку. Тир- ля- ля. Так, что начала дрожать Кружимся дробным шагом. Вся земля. Хлопаем в ладоши. Музыкальный руководитель: Так как, мы говорим о музыкальных занятиях предлагаю речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию. Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит, Маракасы Где дождинкой зазвенит. Колокольчик Раздается громкий стук: Деревянные палочки Это дятел – тук да тук! Дятел делает дупло – Ксилофон Белке будет там тепло. Ветерок вдруг налетел, « Шуршалки » По деревьям пошумел, Громче завывает, Тремоло бубна Тучки собирает. Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики Капель бойкий перезвон. Все звенит, стучит, поет – Все инструменты Осень яркая идет! Музыкальный руководитель: Давайте похлопаем себе. Замечательный оркестр получился у нас. Какие вы молодцы! Музыкотерапия Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную( двигательные импровизации под соответствующий характер музыки словесных комментарий) и пассивную( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) . Современные сведения показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по- разному влияют на организм человека: Ударные инструменты – способны дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить; Духовые инструменты – влияют на формирование эмоциональной сферы. Струнные – воздействуют на сердце. Вокальная музыка – влияет на весь организм, но больше всего на горло. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Неоценимую услугу музыка оказывает: - во время приема детей, когда их встречает не только приветливый воспитатель, но и мажорная классическая музыка, либо добрые песни с хорошим текстом. - во время пробуждения детей после дневного сна. Это тихая, нежная, легкая, радостная музыка, которая должна использоваться в течении месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Итак, сегодня я познакомила вас- со здоровьесберегающими технологиями, которые применяю на музыкальных занятия. - как музыка влияет на ребенка. Таким образом, мы с вами создали образ «Жить – здорово! », символизирующий единство музыки и здоровья. Пусть вас всегда сопровождает добро и  радость общения. Дарите музыку друг другу. Пусть каждый день и каждый час, Она звучит в сердцах у нас! Благодарю всех за участие!

Оставить комментарий: