a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.

Опубликовано: 2016-07-20 13:15:01

 

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? И вот, сегодня я хочу поделиться виденьем, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.

В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Моделирование событий служит средством планового высказывания в процессе обучения связной описательной речи.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. Пересказ;
  2. Составление рассказа по серии картин;
  3. Описательный рассказ;
  4. Творческий рассказ.

Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок в старшем дошкольном возрасте.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от несущественных в данном конкретном случае. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.

         Элементы модели.

В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • силуэты, контуры, пиктограммы (символические изображения предметов);
  • планы и условные изображения;

В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зелёный треугольник – ёлочка, серый кружок – мышонок и т. д. На последующих этапах дети выбирают заместителей, без учёта внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. д.)

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребёнка. Всё это повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной к школе группе дети должны уметь:

  • пользоваться  диалогической  и монологической речью;
  • вести координированный диалог с  воспитателем;
  • содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
  • составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;
  • пробовать составлять простые небылицы, загадки. 

  Из чего же строится речевое развитие ребёнка?

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыков пересказа предполагает формирование следующих умений:

- усвоение принципа замещения, то есть умение обозначить персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

- передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей.

В своей работе построение речевого развития ребёнка я осуществляла через беседы, чтение литературных произведений, игры – драматизации, заучивание стихов и их чтение.

Беседуя с ребёнком или, читая литературный текст, подчёркиваю новые слова, выделяю средства художественной выразительности (сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помогаю использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.

Что касается работы с модельными схемами, то вначале это разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей, что позволяет немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогут детям установить смысловые связи между ними.

Параллельно с этой работой необходимо обязательное использование    настольно – печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Детям предлагаю такие игры как: «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Времена года», «Ассоциации» и т. д.

На следующем этапе проводится работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.

Идёт прослушивание выразительного чтения произведения, дети отвечают на вопросы, разыгрывают сюжет в настольном театре или по ролям, рассматривают иллюстрации к произведению. Далее при рассказывании сказки, в её обыгрывании заменяется какой-нибудь сюжет, или герой сказки на  предмет – заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму – квадрат и т. д.

Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т. е. предлагаю детям прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываю как можно последовательно составить рассказ.

Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом я ни в коем случае не предлагаю что-то конкретное, а только советую, направляю, предлагаю, и даю возможность ребёнку самому проявить инициативу.

Следующим этапом работы по использованию схем, это самостоятельный выбор ребёнком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях использую комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это комплекты моделей «животные и птицы», «природные явления», «растения», «предметов ближайшего окружения».

Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребенка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создает (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Я незаметно помогаю ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям, дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: «Жил был мальчик, он пошёл в лес, погулял, погулял, поел, пришёл домой и лег спать». Чтобы этих сложностей было как можно меньше, я предлагала такие речевые игры как «Кто что делает?»,  «Целое - часть», «Объясни?», «Скажи по- другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т. д.

Только к концу учебного года дети начинают сами составлять модельные схемы. Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка. Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы «план сочинения», который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет.

После подобных развивающих занятий, дети свободнее составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: