a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Звуки Д,ДЬ, буква Д" Учитель-логопед - Пимушкина Е.Д.

Опубликовано: 2016-08-01 21:25:53

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звукопроизношению для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Звуки[ Д] , [ Д' ] ; [ Д] - [ Д' ] . Буква Д » Подготовила: Пимушкина Е. Д. , учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Коррекционно- развивающие задачи. 1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков. 2. Учить вслушиваться в шепот. 3. Научить ребенка четко произносить звуки[ Д] , [ Д' ] , дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов. 5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов. 6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы. 7. Учить анализировать слова: дом, Дима. Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»( развитие слухового внимания) . Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру. Задание 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды»( развитие остроты слуха) . Взрослый произносит шепотом различные команды( например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т. д. ) , а ребенок слушает их внимательно и выполняет. Задание 3. Знакомство со звуком[ Д] . Отгадать загадку, назвать первый звук в слове- отгадке. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез. ( Дым) Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука[ Д] : когда мы произносим звук[ Д] , то: - губки свободны; - зубки сближены, но не сомкнуты; - язычок стучит кончиком за верхними зубками; - горлышко «работает». Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД. . . Характеристика звука: звук согласный( язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 4. Фонетическое упражнение. Дятел долбит дерево: ДДДДДД. . . ( произносить звук[ Д] вслед за взрослым: Д ДДДДДДД Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук[ Д] »: а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до. Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком[ Д] . Сколько пальчиков загнули? Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса. Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов: да- до- ду, ды- ду- да; да- до- ду- ды, ду- ды- да- до. Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком: ДА: пома. . . , награ. . . , побе. . . , пого. . . , коман. . . , секун. . . ; ДЫ: похо. . . , пара. . . , наря. . . , еле. . . , са. . . , пру. . . Задание 8. Работа с картинками: из ряда картинок( 5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука[ Д] ; четко перечислить картинки, в названии которых есть звук[ Д] , выбрать картинки, в названии которых звук[ Д] стоит в начале слова; четко назвать картинки, в названии которых звук[ Д] стоит в середине слова. Провести игры «Что изменилось? », «Чего не стало? »; Задание 9. Вспомнить слова со звуком[ Д] ( звук[ Д] стоит в начале слова, в середине слова) . Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Друг( дружный, дружить. . . ) , дом( домовой, домашний. . . ) , дуб( дубовый, дубрава. . . ) , дым( дымоход, дымный. . . ) . Задание 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос( упражнение в словообразовании) . Какой одинаковый первый звук во всех словах? Дом — домок — домочек — домище; дуб —. . . ; дым —. . . ; друг- . . . Задание 12. Выучить чисто говорки: Да- да- да — у меня вода. Ды- ды- ды — нет воды. Ду- ду- ду — за водой пойду. Задание 13. Знакомство со звуком[ Д' ] . Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь. . . Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь- динь. . . Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук[ Д' ] »: дь, мь, а, дь. . . ; дя, мя, мю, ди. . . ; Дима, Вика, Маша, дело, деньги. Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов: дя- де- дю- ди; дю- ди- дя- де. Задание 17. Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги. Игры: «Что изменилось? », «Чего не стало? ». Определить место звука[ Д' ] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком. Задание 18. Подобрать слова по первому слогу: ДЕ: - в очка, - душка, - ло. . . ; ДИ: - в о, - ма, - на. . . Задание 19. Дифференциация звуков[ Д] —[ Д' ] . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: да- дя, ды- ди, . . . ди- ды, дя- да. . . Назвать первый звук в именах детей: Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина. Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше»( дифференциация звуков[ Д] —[ Д' ] с использованием картинок) . Подобрать слова со звуками[ Д] и[ Д' ] , определить место звуков в словах( начало, середина слов) , используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками. Изменить существительные по падежам. Это( кто? ) — Даша, Дима, нет( кого? ) —. . . , подарю подарок( кому? ) —. . . , вижу( кого? ) —. . . , горжусь( кем? ) —. . . , говорю( о ком? ) —. . . Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: Кто приходит, Кто уходит, — Все ее за ручку водят. ( Дверь) Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. ( Дерево) К вечеру умирает, Поутру оживает. ( День) Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. ( Дорога) Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится? »[ Д] . Дятел дуб долбил, да не додолбил. Задание 22. Знакомство с буквой Д. Д — с высокой крышей дом. В этом доме мы живем. В. Ковшиков На что еще похожа буква Д? Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки. Игра с пальчиками: «Дом и ворота»( взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками) : На поляне дом стоит- Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша». Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота». Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем Игры с буквой. Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима( составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах) . Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами. Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР[ Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство- пресс, 2004. – 6 6с. Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинка. П особие для логопедов, воспитателей и родителей[ Текст] / Т. А. Куликовская. – М. : 2004. - 1 27с. Лопухина, И. С. Логопедия – ритм, речь, дви жени е[ Текст] / И. С. Лопухина. – СПб. : Дельта, 1997. – 143с. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР[ Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство- Пресс, 2007. - 154с.

Оставить комментарий: