a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

АПО "Подготовка к обучению грамоте детей с ЗПР посредством упражнений М. Монтессори" учителя - логопеда Жуковиной Т.А.

Опубликовано: 2014-06-05 14:08:13

Документы для скачивания

Управление образования администрации Шебекинского района

 

Подготовка к обучению грамоте  детей с ЗПР посредством

упражнений М. Монтессори

 

                                               Автор опыта: Жуковина Татьяна Александровна

                                    учитель - логопед МБДОУ «Центр развития

                                ребёнка -  детский сад № 2 г. Шебекино»

 

 

2013

 

 

Содержание

 

Информация об опыте……………………………………………………….3 стр.

Технология описания опыта………………………………………………...7 стр.

Результативность опыта……………………………………………………17 стр.

Библиографический список……………………………………………….. 19стр.

Приложение к опыту……………………………………………………….20 стр.

 

  1. об опыте.

 

  1. возникновения, становления опыта.

          Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду  уже более 20 лет функционируют  коррекционные группы для детей с ЗПР от 4 до 7 лет. Работа с детьми с задержкой психического развития показала, что детям данной категории очень трудно дается определение места звука в слове, подбор слов на заданный звук, различение звуков по твердости и мягкости, выполнение звукового анализа слова.  Дети испытывают трудности в запоминании и написании букв и в последующем овладении чтением. Наблюдается низкая продуктивная деятельность, отсутствие сосредоточения, активности, целенаправленности  и самостоятельности в работе. Отмечается недостаточный уровень основных интеллектуальных операций: анализа,  синтеза, сравнения. 

Последние 4 года на базе коррекционных групп идет эксперимент «Апробирование и внедрение принципов педагогики М. Монтессори». Меня привлекла методика обучения чтению по системе Монтессори. В соответствии с этим выбрала тему самообразования «Подготовка к обучению грамоте с использованием упражнений М.Монтессори». Стала использовать в своей работе упражнения Монтессори на распознавание звуков, запоминание букв, интуитивное чтение, осмысленное чтение, обучение письму. Работа увлекла, заинтересовала, возникло желание изготовить свои игры по принципам Монтессори. На практике увидела результаты работы.

         1.2. Актуальность опыта  состоит в том, что система Монтессори и в современное время способствует успешности в подготовке детей к обучению грамоте.  Дети с задержкой психического развития относятся к детям с ОВЗ и нуждаются в специальных условиях воспитания и развития.  Педагогическая система Марии Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений - в полной мере отвечает специфике сегодняшней образовательной ситуации и отражает стоящую перед российским образованием задачу  интегрированного обучения.

          Требования к будущему  школьнику значительно возросли, в том числе к навыкам овладения звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом. А дети с ЗПР, как правило, демонстрируют низкие знания, что создает трудности, как самим ученикам, так и учителям. Для преодоления этих проблем требуются новые методы и приёмы в работе логопеда в МБДОУ, позволяющие не только улучшить качество овладения элементами грамоты, но  и раскрыть потенциал личности ребенка, «научить учиться».

В процессе  работы над опытом выявились  противоречия  между имеющимися у детей умениями и навыками:

- в  овладении звуковым анализом и синтезом и несформированностью фонематического слуха;

- чтением слов и фраз и трудностями в  запоминании букв;

- письмом букв и слов и слабой моторикой пальцев рук.

         Поэтому весьма актуальным   стало внедрение в логопедическую работу элементов  методики обучения чтению по  системе Монтессори.       

          1.3. Из актуальности подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте вытекает ведущая педагогическая идея:

            Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обученияпо методике Монтессори, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения, направленных на овладение необходимыми элементами грамоты, воспитание самостоятельности и саморазвитие.

            1.4. Длительность  работы  над опытом. Работа по данной теме целенаправленно ведётся с 2009 года в рамках экспериментальной деятельности   с момента  обнаружения вышеуказанных противоречий.             

           1.5. Диапазон опыта.  Подготовка детей к обучению грамоте через использование упражнений Монтессори осуществляется прежде всего в процессе организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы, а так же на логопедическом часе во второй половине дня и в  свободное время по инициативе ребёнка.

         1.6. Теоретическая  база  опыта.   Основной целью деятельности ДОУ долгое время являлось формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения в д/саду. Современная школа даёт ДОУ социальный заказ иного содержания: актуальным становится не определенная система умений и навыков дошкольников, а развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний. На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 

           Новым требованиям вполне отвечает педагогическая система Монтессори, которая даёт возможность понять, что каждый ребёнок способен к индивидуальному саморазвитию, сообразно своим способностям и возможностям. Каждый ребёнок своеобразен, каждый развивается в своём темпе, у каждого свои задатки.

Анализ истории развития Монтессори – образования в России показывает, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Монтессори.

 Известный отечественный педагог С.Т. Шацкий последовательно отстаивал принципы свободного развития ребенка по М. Монтессори.   Он также подчёркивал, что  «дидактический Монтессори-материал позволяет более тесно осуществлять связь теории и практики».

  Анализируя систему Монтессори, известный русский педагог С.И. Гессен подчеркивал её опору на «серьезную» игру, природосообразную дет-скому возрасту.

           Опыт практической реализации идей Монтессори в российских образовательных учреждениях принадлежит Ю.И. Фаусек (Петербург). В своём детском саду Ю.И.Фаусек следовала рекомендациям Монтессори «начинать изучение букв алфавита с гласных и затем переходить к согласным, произнося их звук, но не название. Обучение велось согласно трём периодам урока по способу, описанному М.Монтессори.). Следуя методике обучения чтению по системе Монтессори, Ю.И.Фаусек отмечала: «Чтение фраз требует логического чтения; здесь уже недостаточно одного механизма речи, как при первоначальном чтении отдельных слов. Чтобы ребёнок вполне сознательно мог прочитывать целые предложения, необходимо, чтобы этому акту предшествовало упражнение  в составлении фраз из букв подвижного алфавита или письмо фраз: чтобы он понимал читаемое, он должен быть в состоянии сам построить фразу, почувствовать логическую связь между словами».

Л. С. Выготский одобрял идею М.Монтессори о раннем (дошкольном) обучении детей письменной речи (письму). «Грамоту возможно дать ребёнку в детском саду не только потому, что грамоте лучше и легче обучаться, как правильно утверждает Монтессори, ребёнку в 4-5 лет (имея в виду педологический возраст), чем в 6 лет, и во всяком случае легче, чем в 8 лет, но главным образом потому, что грамота является такой же предпосылкой всякого школьного обучения, как подготовка к предметному обучению».

В другой работе – «Предыстория письменной речи» – Л.С. Выготский отмечает: «За перенос чтения и письма в более ранний возраст высказывается особенно Монтессори. Она обучает чтению и письму четырёхлетних детей  в процессе игры, путём предварительных упражнений.  Своеобразие всего приёма Монтессори заключается в том, что письмо возникает как естественный момент в процессе развития руки».

         Н.В.Пятибратова – Монтессори - педагог, логопед, много лет работающая по системе Монтессори, отмечает, что «нейропсихологический аспект Монтессори – метода повышает обучаемость за счёт активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связано с формированием реципрокных движений,  аналитико – синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Активизируются центры лобных отделов, что способствует развитию волевых процессов». Она так же указывает на то, что «метод Монтессори официально признан здоровьесберегающим, так как обеспечивает охрану и профилактику нарушения зрения и осанки. Свободное движение по группе во время занятий с материалами и свободная поза детей способствует профилактике гиподинамии и некоторых соматических заболеваний».

          Н.В. Пятибратова рекомендует применять в качестве одного из Монтессори – материалов кубики Зайцева,  как эффективное средство обучения чтению детей средней группы.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, указывается на то, что «На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные   и необходимые сферы жизни. Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации».

В связи с вышесказанным педагогическая система М.Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта. Методы и организация Монтессори- педагогики оптимально    подходят для ребёнка с любым уровнем речевого, умственного, психического развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении.

         1.7. Новизна опыта заключается в использовании методики М. Монтессори в группе для детей не только с задержкой психического развития, но и с тяжёлыми речевыми нарушениями (алалией, дизартрией). Специфика коррекционной группы диктует свои условия при обучении детей, в связи с этим некоторые принципы классического Монтессори – метода необходимо видоизменить – это касается проведения презентаций и организации свободной деятельности. Какой бы материал не брали дети, какие бы формы организации работы ни использовались – везде решаются прежде всего речевые задачи, так как все направления работы логопеда связаны с коррекцией речи. В процессе опыта  возникла необходимость создания специальной развивающей среды в кабинете логопеда и групповой комнате, а также авторской разработки упражнений по принципам М.Монтессори.

         1.8. Характеристика  условий, в которых возможно применение данного  опыта. Данный опыт может быть использован, прежде всего, в работе учителей – логопедов в группах для детей в возрасте  от 4 до 7 лет с ЗПР и в группах для детей 5 -7 лет с ОНР и ФФН, а также на логопунктах.  Полезным будет его использование  и воспитателями в обычных группах детского сада для детей от 4 до 7 лет. Главное желание и заинтересованность педагога. Но есть и еще важное условие: нужно приобрести или изготовить самостоятельно необходимые  Монтессори – материалы в достаточном количестве.

 

 

 Целью опыта является создание педагогических условий в системе коррекционной работы, влияющих на подготовку детей  к обучению грамоте и развитие креативности каждого ребенка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.

           В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- создание необходимой развивающей среды;

- апробирование и внедрение в организованную образовательную деятельность элементов методики  и организации Монтессори - педагогики;

- формирование фонематического слуха;

- подготовка руки к письму и обучение письму слов;

- обучение чтению.

          Работа началась с создания необходимой развивающей среды, в которой  ребёнок может  проявить свои индивидуальные способности. Важной составной частью развивающей среды  являются Монтессори – материалы.  Главная цель дидактического материала Монтессори- внутренняя: помочь самостроительству ребёнка и его духовному развитию. Упражнения имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи с заменой материала, развивают зрительно – моторную координацию, память, концентрацию внимания.

       В групповой комнате Монтессори – материалы расположены так, чтобы прослеживались все зоны. В логопедическом кабинете находится зона русского языка, где размещается материал по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, подготовки руки к письму и обучению чтению. Для детей выставляются Монтессори - материалы соответствующие возрасту,изучаемой в данный момент теме и обеспечивающие  зону их ближайшего развития.        Исходя из реалий традиционного обучения в детском саду, в работе группы используются лишь несколько основных принципов Монтессори-метода:

  -  весь материал доступен детям в любое свободное время:

 - свободный выбор материала, за исключением ситуаций, когда ребёнку трудно сделать выбор или он нуждается в руководстве со стороны взрослого.

- свободный выбор места, партнёра и продолжительности работы с материалом (в соответствии с режимом группы).

 - введение кругов, где основополагающими моментами являются свободная поза детей и ритуальность. Ритуальность помогает детям организовывать себя, сконцентрироваться, снимает проявления тревожности.

 - проведение трёхступенчатых уроков. Он успешно применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас;

 - использование минуток тишины с целью развития слухового внимания и фонематического слуха;

- наличие  и соблюдение одинаковых для всех правил.

         Очень важно понимать, что абсолютно все новации, почерпнутые из Монтессори - метода, "пропитаны" логопедией. Какой бы материал не брали дети, какие бы формы организации не использовались - везде решаются речевые задачи.  Приёмы Монтессори-педагогики в данном случае служат модернизации коррекционно-развивающего обучения детей.

         Большое значение имеет тесный контакт с родителями. Активно используются  индивидуальные собеседования, консультации ( приложение №1.), родительские собрания, участие родителей в создании развивающей среды. В раздевалке создан уголок «Домашняя школа Монтессори», в нём размещается  информация о методике,  фотографии детей во время работы, полезные советы и рекомендации. Заведена накопительная папка, в которой находятся консультации, памятки, буклеты. Родители могут знакомиться с ними как в детском саду, так и брать домой.

            Работа над опытом началась  со средней группы. В этой группе программой не предусматривается обучение грамоте, но идёт работа над развитием фонематического слуха и знакомство с твёрдыми гласными и наиболее лёгкими по артикуляции согласными звуками, а также много внимания уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, что, несомненно, является подготовкой руки к письму.

Детям, особенно с ЗПР, проще регулировать свою деятельность, если чётко обозначены рамки – что можно делать, а что нельзя. С этой целью детей последовательно знакомили  с правилами:

- Мы друг другу не мешаем,            - Всё что хочешь, можешь взять,

   Если просят – помогаем.                  Поработать и убрать.

Разумность правил и их внедрение в жизнь значительно облегчают организацию самостоятельной деятельности  детей.

Презентация упражнений, следуя методике Монтессори, используется прежде всего в индивидуальной совместной деятельности, а также  с подгруппой детей в процессе ООД (приложение № 3, 4, 5). С учётом особенностей детей с ЗПР, презентацию некоторых упражнений приходится повторять  2- 3 раза, а с  некоторыми детьми и более, как в  организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе до полного усвоения ребёнком правил работы с материалом. Так как для детей с ЗПР характерно неустойчивое внимание, кратковременная память и низкая работоспособность, то количество картинок и карточек в играх меняется от 4- 5 до 8 – 10. Это зависит от степени усвоения детьми материала игры, а также от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Главное, чтобы ребёнок почувствовал свои силы, закончил упражнение до конца.  В такой ситуации у ребёнка сохраняется интерес к упражнению и формируется самостоятельность.

           По выражению М. Монтессори дети являются «истинными любителями звуков». Наиболее важными упражнениями для утончения слуха можно считать её упражнения в тишине.  Их можно проводить с группой детей или подгруппой. Дети могут стоять в кругу, сидеть на стульчиках, за столами, лежать на коврике. Закрыв глаза, дети изолируют зрение и напрягают другие чувства, прежде всего слух. Они с удовольствием слушают шум улицы и  различные звуки  природы: дождь, ветер, пение птиц, голоса людей (приложение № 3, 4).  Удивительно то, что даже самые расторможенные дети  замирают на несколько минут и внимательно прислушиваются к звукам, хотя  многие с трудом закрывают глаза.

         У детей с ЗПР не сформировано фонематическое восприятие и фонематический анализ. Поэтому  в  работе над звуками полезны специально разработанные Монтессори – материалы.  Но учитывая особенности детей с задержкой психического развития, и, адаптируя методику Монтессори к своей специальной коррекционной программе,  были внесены некоторые изменения в работу с  материалом,  разработаны  собственные  упражнения, не нарушая основных принципов автора ( приложение №.2 ).

Работа над звуками начинается с гласных, поскольку они по своей артикуляции, мелодичности, возможности длительного произнесения наиболее доступны для их выделения и различения в потоке звуков и в словах.  Для работы с гласными звуками были разработаны  игры  по аналогии её упражнений ( приложение № 2). В упражнении «Картинка – звук - буква» дети четырёх лет учатся выделять в словах гласные звуки с опорой на традиционных в логопедических группах звукариков ( приложение № 3).   По  мере усвоения ребёнком  букв,  основной  опорой  становится буква.  Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между буквой – символом слова на обратной стороне картинки и буквой в ячейке коробки. На выделение  звука в середине слова используется игра  «Гласный в середине слова». В ней предлагаются слова из трёх звуков, один из которых гласный – в середине слова: лук, мак, дом и т. д. А в игре «Гласный в конце слова» дети определяют только конечный гласный в слове. Контроль ошибок осуществляется таким же образом, как и в первой игре.        

         Обучение детей согласным звукам вызывает у детей ещё больше трудностей, так как  они чаще всего пытаются произносить согласный в сочетании с гласным. Поэтому при знакомстве с каждым согласным звуком подчеркивается его особое произношение. Повторяя звук, ребёнок должен произносить согласный отдельно, четко. Как известно, согласные звуки русского языка имеют разное качество, и могут звучать мягко и твёрдо. Для различения этого качества  согласных используется упражнение «Твёрдый – мягкий».  Знакомство с этими понятиями,  в соответствии с программой, происходит до знакомства с буквами, а Монтессори – материал в этом упражнении включает карточки со словами. Поэтому, не нарушая методики автора,  предлагается   разработанныйвариант игры с картинками (приложение №2). На изучаемый звук подбираются соответствующие картинки, а для самоконтроля на обратной стороне наклеены символы  твёрдости и мягкости (синий или зелёный квадрат). Материал коробочки легко меняется по мере изучения звуков. Это даёт ребёнку возможность многократно упражняться в различении разных звуков по твёрдости и мягкости на новом материале. К концу старшей группы и в подготовительной группе, когда большинство детей начинают  читать, данное упражнение выполняется уже с карточками слов. Выполняя это упражнение, ребенок реально видит, что твёрдо и мягко звучащие согласные звуки на письме обозначаются одной и той же буквой.

         Когда дети в определенной степени начинают понимать, и  определять разную позицию звука в слове,  используется упражнение «Звуки в кругу». Оно проводится с группой детей. Материалом служат игрушки или картинки по количеству детей. Ребёнок чётко произносит название своей игрушки или  картинки и определяет позицию звука, который называет педагог.  С этой же целью проводится упражнение «Начало, середина, конец». В отличие от предыдущего упражнения,  материалом здесь являются игрушки или картинки на один и тот же звук, но в разной позиции. Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между буквой на обратной стороне картинки и ячейки: Н, С, К. Содержимое коробки легко меняется по мере изучения звуков, это даёт ребёнку больше возможности  утончать свой слух, избежать механического запоминания и не потерять интереса к упражнению. Эти упражнения относятся к числу фонетических, никак не связанных с письмом и чтением. Ребенок может работать с материалом, вовсе не зная букв, символизирующих звуки. К ним относится и упражнение «Звуковой паровозик». Ребёнок упражняется в нахождении картинок с одним общим звуком и распределении их  по вагончикам в соответствии с позицией звука в слове. Поскольку работа здесь более сложная, то используется оно с детьми 6-7 лет.  Самоконтроль осуществляется сравнением цифры на обратной стороне картинки с номером вагончика. Подобную работу ребёнок осуществляет и в упражнении «Найди общий звук»

         Еще одна особенность согласных звуков – их глухость и звонкость. Для их различения детям требуется определённый уровень развития тактильных ощущений (они должны улавливать колебания горлышка тыльной стороной ладошки) и развитие интуиции. Для детей с ЗПР это задание не из лёгких. Различению звуков по глухости-звонкости помогает упражнение «Глухой – звонкий». Оно опирается на знание детьми букв, поэтому презентация проводится после изучения нескольких глухих и звонких согласных и их графических знаков-букв с детьми старшей группе. Содержимое коробочки увеличивается по мере ознакомления с другими согласными. Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между символами глухости и звонкости на обратной стороне карточки с буквой и соответствующей ячейкой коробки. Для лучшего усвоения и различения детьми понятий «гласный» и «согласный» звук, была разработана игра «Гласный – согласный» (приложение № 2). В ней ребёнок продолжает развивать фонематический слух и интуицию, обнаруживая разницу в звучании гласных и согласных. Все вышеуказанные упражнения со звуками помогают развивать в детях языковую интуицию, которая впоследствии станет основой грамотной речи.

          Мария Монтессори считала, что к обучению чтению дети готовы не ранее 4,5 лет. Но это относительная величина. Проявить интерес малыш к буквам может и в три года (если зоны головного мозга                                                             сформировались для этого) и в пять лет, или не    проявить его до самой школы (если есть задержка развития или другие особенности).

        Письмо и чтение, по словам М. Монтессори,  стоят близко друг к другу, но это два разных процесса. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки.  Но чему обучать вначале — чтению или письму? М. Монтессори считала этот вопрос непринципиальным. Одни дети после подготовительных упражнений начинают писать, другие — читать.

     В средней группе, с детьми 4 лет,  согласно методике М.Монтессори, активно используются её упражнения для подготовки руки к письму и чтению. Надо сразу отметить, что все упражнения даются параллельно,  они дополняют друг друга, к тому же одно упражнение   зачастую предусматривает подготовку ребенка как к письму, так и к чтению. Учитываются также индивидуальные возможности ребёнка и его заинтересованность.              

         В возрасте 3,5- 4 лет ребёнок естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов. Но у детей с ЗПР пальцы рук очень слабы, движения неточны, дети затрудняются в сравнении предметов, многие не могут правильно держать карандаш. Поэтому в средней группе с детьми 4 лет очень большое внимание уделяется рисованию как средству  подготовки руки к письму.  С этой целью используются разнообразные трафаретки и шаблоны. С учётом возможностей ребёнка подбираются трафаретки несложной формы и большой величины: геометрические фигуры, контуры овощей, фруктов, некоторых игрушек.  Монтессори предусматривала не только обведение фигуры по контуру, но и штрихование фигуры в разных направлениях.  Для детей со слабой моторикой пальцев рук это очень трудная задача. На первых порах  практически всем детям приходится многократно показывать и помогать, не только заштриховывать фигуру, но и правильно её обводить. Большинству детей в группе долго не удавалось сразу справиться со штриховкой, мускулы руки быстро уставали, и фигура оставалась не заштрихованной. Но работа  увлекала  детей, и они возвращались к ней снова и снова. В упражнении «От точки к точке» ребёнок учится соединять карандашом  точки на выбранной им карточке. Это требует от ребёнка уверенного движения руки. Успешная работа с этим материалом позволяет ребёнку позднее обводить по точкам печатные и письменные буквы. Таким образом, через эти упражнения дети готовятся к механизму письма без прямых упражнений в письме. Этот период М. Монтессори называла первым этапом обучения чтению. 

          Второй акт, необходимый для письма, это — знать направление, в котором нужно вести каждый графический знак, т.е. букву. Мускульные движения необходимые для того, чтобы написать какую- либо букву, подготавливаются особо.  Четырёхлетних детей с задержкой психического развития, в рамках традиционного обучения, ещё не знакомят с буквами, но в этом возрасте  полезно использовать упражнения М. Монтессори, направленные на соотнесение звука и его символа – букву. Так, в упражнении  «Парочки букв», даже дети  с тяжелыми речевыми нарушениями легко и с удовольствием соотносят букву на карточке с вырезанной буквой путем их наложения. Упражняясь в письме на манке, ребёнок пишет буквы, тренируя и развивая не только координацию движений, но и все лучше впитывая символичное обозначение звуков, образы букв.  Упражнение  с шершавые буквами, вырезанными из наждачной или подобной бумаги и наклеенными на карточки, помогают детям  формировать пространственные представления, устанавливать зрительно-мускульные образы алфавитных знаков и закрепляют мускульную память движений, необходимых для письма. К этим упражнениям относится и упражнение, основанное на чувственном восприятии языка через тактильное и зрительное ощущение мира. Материалом  такого упражнения являются карточки с печатными буквами,  масса для лепки, коробка для вылепленных букв, стапель. Оно используется в старшей группе. Ребёнок, разглядывает изображенную букву и лепит ее. Он может в любой момент приложить глиняную букву к ее изображению и сравнить ее по величине и очертаниям.  В результате таких упражнений дети легче усваивают буквы – символы изучаемых звуков.  Мария Монтессори предлагала начинать знакомство детей с прописных букв. Придерживаясь традиционного метода обучения, в данных упражнениях использовались печатные буквы. Позднее наряду с печатными буквами стали использоваться  и прописные  буквы.

        Одновременно с работой  с буквами  детям шестого года жизни предлагаются упражнения на механическое  переписывание.  Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом. Ребёнок может еще не знать названия букв, но контуры букв  привлекают его, как и процесс владения карандашом.  В упражнении «Переписывание»  ребёнок может переписывать отдельные слоги, слова и даже короткие предложения. То, что появляется на бумаге, нельзя назвать пока письменной речью. Это скорее высшая степень штриховки, признак того, что рука малыша готова к воспроизведению сложных знаков.

        Даже ребёнок с ЗПР в возрасте 4-х лет способен сравнивать более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причём, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает!» Примером такого материала является  упражнение «Соединение подписей с картинкой». Картинки объединены одной лексической темой, в одной коробке размещён  материал по  4 – 6 лексическим темам. По картинке ребёнок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». В процессе  этого упражнения у ребёнка развивается образное и языковое мышление, осознание того, что, оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова – символа, но и «прочитать»  это слово. Очень нравятся детям  книжки с картинкой и словом. В такой книжке на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Таких книжечек  в группе уже много. Каждая посвящена одной теме: «фрукты», «овощи», и так далее. Такое количество позволяет  «читать» книги всем желающим детям. От ребёнка не требуется никаких усилий. Он читает слово интуитивно, по очертанию букв, соотнеся его с картинкой. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребёнку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности. Малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему это даётся легко. Чтение как бы само собой входит в жизнь ребёнка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого. Это так называемое по Монтессори -  детское интуитивное чтение.  Оно протекает на фоне утончения зрительного чувства ребёнка и предшествует освоению письма и осмысленного чтения. Более сложными упражнениями интуитивного чтения являются те, в которых нет карточек для  самоконтроля  с аналогичными словами. Примером является упражнение «Первое чтение с предметами». Ребёнок работает с очень простыми словами, которые пишутся и читаются одинаково: кот, дом, кит и другие. М. Монтессори предлагает эту игру для детей от 4 лет. Но для детей с ЗПР, она становится доступной позже,  когда у детей появляется необходимый запас знания букв. Интуитивное чтение - это всего лишь один из этапов языкового развития.  Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв,  попытки складывать из них слова, переводя звук в букву, где –то к 5,5 годам, но у некоторых детей этот этап затягивается из – за трудностей в освоении букв.  Этот  период  относится ко второму этапу обучения чтению.

         Монтессорирекомендовала изучать согласные, произнося их звук, но не название, что полностью соответствует Программе, по которой работает логопед в коррекционной группе.  Она предлагала обучать детей  буквам согласно трём периодам урока, т.е.  используя трёхступенчатый урок (приложение № 6). Трёхступенчатый урок – это технический приём, использующийся для введения понятий.   Он состоит из 3 фаз, 3 ступеней. Первая ступень – сообщение информации, т.е. знакомство ребёнка с предметом, понятием. Вторая ступень – усвоение информации, т.е. узнавание предмета по названию.  Третья ступень – проверка усвоения названия предмета, понятия. На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный.  Практика показала, что это очень действенный способ в индивидуальной работе с ребёнком. Его проведение, не смотря на кажущуюся простоту и малую длительность (3–6 минут), вызывало на первых порах определенные трудности. Важно  чувствовать ребёнка, чтобы понять, надо ли проходить  все ступени урока до конца или нужно остановиться  и начать всё сначала, или отложить его до следующего раза.  Объяснения, вопросы и задания должны  отличаться чёткостью, быть понятными, без повторений и назиданий.   Для детей с ЗПР  достаточно брать не более двух новых предметов и понятий, а  для  эффективности работа чаще проводилась  над усвоением одного понятия.

          После знакомства детей   с гласными и некоторыми согласными  буквами начинается активное обучение детей составлению слов, т.е. начинается новый этап в обучении чтению. На этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения становится буква. Ребёнок воспринимает зрительно  не целое слово, а лишь  отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным. Понимание читаемого отдалено от зрительного во

Оставить комментарий: