a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. (БОРИСОВ А.А., 18.08.2016 ГОД)

Автор: Борисов Александр Анатольевич Опубликовано: 2016-08-28 14:01:45

Развитие познавательного интереса на уроках технологии и внеклассных занятиях через современные педагогические технологии. Слайд 1. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно- познавательной деятельности. Согласно Национальной доктрине развития образования прио ритетным является внедрение современных информационно- комму никативных технологий( ИКТ) во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно- воспитательного процесса. Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему народного образования. Рассматривая положение, которое в этой системе занял персональный компьютер, мы должны, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны — сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования. Слайд 2. Применение ИКТ на уроках способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Всё это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Слайд 3. Современный компьютер является для ученика равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и зап росы. Использование компьютеров в учебной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения школьника и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благо приятного эмоционального фона. Слайд 4. О бучение с использованием компьютера освобождает учителя от рутинной проверки, позволяет выявить типичные ошибки, недочёты в знаниях, зафиксировать ошибки отдельных учащихся, правильно пост роить коррекционную работу. Слайд 5. Развитию творческих способностей учащихся, помогает формирование самостоятельной продукции: мультимедийные презентации, электронные энциклопедии, веб- сайты, электронные тесты. Все работы не похожи друг на друга и учащиеся индивидуально подходят к творческому процессу. Возникает элемент соревнования, повышается самооценка ученика, так как умение работать современными гаджетами, является одним из элементов современной молодёжной культуры. Слайд 6. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. Составной частью творческих способностей является: теоретическое мышление и познавательная активность. Вся работа учителя в указанных направлениях, создаёт базу для развития творческих способностей учащихся, развитию их интереса к учению, к выделению группы наиболее перспективных детей. Слайд 7. В процессе обучения нужно не только сформировать интерес, но и удержать, его. Различают  эпизодический  и  стойкий( постоянный) интерес. Первый возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности; после её прекращения угасает и он. Слайд 8. Стойкий интерес становиться чертой личности и побуждает человека к деятельности в интересующей его области, даже если условия для этого не совсем благоприятны. Он играет основную роль в развитии познавательной активности. Является важным принципом и стимулом развития таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, трудолю бие. Но для возникновения и развития стойкого интереса нужна систе матическая целенаправ ленная работа учителя. В связи с реорганизацией образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффек тивного использования средств информационно- коммуникационных технологий. Слайд 9. Поэтому одним из условий благоприятно действующим на эффективность внедрения компьютера в учебный процесс является ИКТ- компетентность педагога. Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя: ·           во- первых, ведение различной документации( планирования, конспекты занятий, отчеты и т.  п. ) ; ·           во- вторых, учитель- предметник, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы; ·           в- третьих, для учителя открывается возможность исполь зования мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интер активной подачи материала у школьников формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы; ·           в- четвертых, учитель- предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, для создания кото рых педагогу не обязательно иметь глубокие знания программиро вания, так как многие программы предназначены для создания интер активных тестов на основе бланков; ·           в- пятых, использование Интернета открывает широкие воз можности перед педагогом: дистанционное обучение; оn- line тести рование; участие в дистанционных олимпиадах; конференции; виртуальные экскурсии; поиск различной информации. Уроки технологического обучения с компьютерной поддержкой базируются на традиционной методике трудового обучения школьников. На уроках персональный компьютер используется учителем, чтобы продемонстрировать в наиболее доступной и привлекательной форме( цветной мультфильм) приёмы и последовательность выпол нения трудовых операций, а также подготовить к уроку разнообразный раздаточный материал с большой экономией времени. А учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать понравившуюся им поделку, изменить её масштаб, подобрать цветовое оформление, а также посмотреть на экране порядок выполнения трудовых операций и получить на листах бумаги распечатки заго товок для поделки. При изучении материала учителю дисциплины «Технология» необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоро лики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций( слайд- фильмов) . Отличитель ной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность. На уроках используются основные  формы взаимодействия  учителя и учащихся. Структура комбинированного урока с применением мультиме дийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребёнка, особе нности его восприятия. Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе учитель следует определенным  правилам. На начальном этапе урока, призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала используются слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. На следующем этапе урока — проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, учитель применяет презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. На этапе изучения основного материала подбираются задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий учитель должен помнить китайскую поговорку: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентации следует придерживаться основного требо вания — на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяется отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, на званий, событий, дат. Во время закрепления изученного материала, диагностики проч ности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаются презен тации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выбо ре такого подхода, предоставляется каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при пра вильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. Использование презентации выигрышно при проведении рефлек сии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домаш ней работы частях. При этом ученики вынуждены становиться актив ными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и пов торно формулировать главные мысли. В заключительной части урока, презентация позволяет учителю вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, учитель уже владеет информацией об успешности изучения нового материала. Кроме этого в работе учитель может применять презентацию: ·           как элемент здоровье сберегающей технологии — гимнастика для глаз( релаксационная, двигательная) ; ·           для развития познавательных процессов; ·           формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приёмы работы на уроке, такие как устный ответ, пись менная работа и другие. Слайд 10. Из всего сказанного можно сделать выводы: ·           Познавательная деятельность является важнейшей состав ляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии( предметной, игровой, продуктивной, трудовой, учебной) : человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобра зовывать их. Всё это способствует развитию умения ученика осваивать мир на новых этапах познавательной деятельности. ·           Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятель ности, и, прежде всего, в учении. Нельзя успешно учить, если школь ник относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. ·           Применение мультимедийной техники на современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в про цессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня, как учителя, так и ученика. Борисов А. А. – учитель технологии МБОУ Русско- Шуганская ООШ имени П. Днепрова Муслюмовского муниципального района РТ. Материал подготовлен с использованием интернет ресурсов, и используется исключительно для подготовки к занятиям.

Оставить комментарий: