a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Песочная сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавлик» село Укромное» Симферопольского района Республики Крым на 2016-2017 учебный год

Опубликовано: 2016-08-28 17:57:32

 

Пояснительная записка

         В последнее время песочная анимация  (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс  создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное  исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

   Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота.  Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники.  В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.  Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь  подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.

   Заниматься песочной анимацией  безумно интересно и увлекательно.  Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!

   Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются нашим психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей, как правило, несет в себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Показания для применения арт-методов в песочной терапии:

  • трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
  • психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
  • эмоциональные трудности;
  • оптимизация психического развития в детском возрасте;
  • нарушение внимание.

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

 Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

 Тематическое планирование занятий включает в себя:

– Историю возникновения песочной анимации.

– Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров.

– Основы композиции, значения музыки в анимации.

– Основы анатомии людей, животных.

– Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.

– Основные приёмы песочной анимации.

– Рассказ о разных стилях песочной анимации, создание импровизированной     совместной творческой работы.

– Создание собственной «живой» песочной анимации.

 

 

  Метод рисования песком позволит детям:

  • Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
  • Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
  • Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
  • Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
  • Повысить мотивацию в деятельности.
  • Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

Организация работы кружка:

 Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут. Подбор детей осуществляется по результатам диагностики изобразительной деятельности и по рекомендации педагога – психолога. Предпочтение отдаётся детям, нуждающимся в коррекции и детям с повышенным уровнем изобразительной деятельности. А также по рекомендации ПМПк учреждения в состав детей, посещающих кружок вошли дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) с целью социальной адаптации, снятию мышечного напряжения и развития сенсомоторных навыков. Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30апреля.

Методы и приёмы:

  • беседы;
  • практические методы (показ);
  • игровые;
  • использование ИКТ;
  • наглядный.

Технические приёмы рисования песком:

  • рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами,
  • несколькими пальцами одновременно,
  • симметрично двумя руками,
  • насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
  • скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;
  • создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.

 

 

Программно-методическое обеспечение :

  • Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»
  • Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
  • Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»
  • Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или песочная терапия»
  • Сакович Н. «Достоинства песочной терапии»

Оставить комментарий: