РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Песочная сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавлик» село Укромное» Симферопольского района Республики Крым на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются нашим психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история. Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей, как правило, несет в себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Показания для применения арт-методов в песочной терапии:
- трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
- эмоциональные трудности;
- оптимизация психического развития в детском возрасте;
- нарушение внимание.
Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
Тематическое планирование занятий включает в себя:
– Историю возникновения песочной анимации.
– Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров.
– Основы композиции, значения музыки в анимации.
– Основы анатомии людей, животных.
– Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.
– Основные приёмы песочной анимации.
– Рассказ о разных стилях песочной анимации, создание импровизированной совместной творческой работы.
– Создание собственной «живой» песочной анимации.
Метод рисования песком позволит детям:
- Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
- Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
- Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
- Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
- Повысить мотивацию в деятельности.
- Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут. Подбор детей осуществляется по результатам диагностики изобразительной деятельности и по рекомендации педагога – психолога. Предпочтение отдаётся детям, нуждающимся в коррекции и детям с повышенным уровнем изобразительной деятельности. А также по рекомендации ПМПк учреждения в состав детей, посещающих кружок вошли дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) с целью социальной адаптации, снятию мышечного напряжения и развития сенсомоторных навыков. Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30апреля.
Методы и приёмы:
- беседы;
- практические методы (показ);
- игровые;
- использование ИКТ;
- наглядный.
Технические приёмы рисования песком:
- рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами,
- несколькими пальцами одновременно,
- симметрично двумя руками,
- насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
- скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;
- выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;
- создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Программно-методическое обеспечение :
- Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»
- Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
- Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»
- Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или песочная терапия»
- Сакович Н. «Достоинства песочной терапии»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры