a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка мастер-класса по теме "Проектная деятельность старших дошкольников - обязательное условие развития познавательной активности старших дошкольников"

Автор: Борисова Елена Владиславовна Опубликовано: 2016-10-13 17:16:06

Документы для скачивания

Методическая разработка мастер- класса по теме: «Проектная деятельность старших дошкольников- обязательное условие развития познавательной активности личности» Составитель: Борисова Елена Владиславовна, воспитатель МАДОУ № 59 Кушвинского городского округа Данная разработка была представлена для воспитателей на заседании городского методического объединения в апреле 2015 года. Уважаемые эксперты и коллеги! Я искренне приветствую вас в статусе участников моего мастер- класса. Буду признательна за вашу активность и заинтересованность, надеюсь, наше профессиональное общение станет базой для дальнейших контактов. Сегодня в программе: 1. Несколько слов теории… 2. Практикум на примере одного из проектов 3. Традиционная рефлексия по ходу и в финале встречи Нашим общим продуктом станет заполненная рабочая тетрадь, которую вы возьмёте с собой, а я получу от вас своеобразную экспертизу своей деятельности. Эффективность профессионального общения во многом зависит от единых подходов к теоретическому конструкту выбранной темы. Поэтому предлагаю обсудить несколько позиций: Некоторые подходы к т еоретическо му обосновани ю темы представлен ы мной в нашей рабочей тетради на стр. 2, остановлюсь лишь на том, что… Дошкольное образование становиться неотъемлемой и полноправной ступенью в образовательной системе в целом. Современная педагогика из дидактической становиться развивающейся, «динамичной». Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, понимаешь, что в его основе лежит системно- деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности. Мой опыт убедил меня в том, что о дной из эффективных технологий в этом направлении является метод проектной деятельности. Уважаемые коллеги вы согласитесь, что Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процес с а, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности полученный ребенком развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Особенность взросло- детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, коллекционирование; путешествие по карте; путешествие по реке времени. игры, опыты и эксперименты, конкурсы презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что сказывается на результатах развития каждого ребенка. Привлечение специалистов дошкольного учреждения, социальных партнеров — помо гает сделать проект более познавательным и ярким А сейчас у важаемый коллеги д авайте вспомним, чем проектная деятельность отличается от любой другой деятельности. Давай те сверим наши позиции- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации- проект предполагает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании- деятельности, представлении результатов- интеграция различных видов детской деятельности- возможность применения имеющихся знаний на практике- наличие конечного продукта – как результата деятельности- взаимодействие с родителями диалог( это важный аспект в реализации проектн ой деят ельности) Вот эти основные положения теоретического конструкта я предлагаю положить в основу нашего общения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. В состоянии интереса человек( ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Уважаемые коллеги! Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Что же такое ПРОЕКТ? Проект – это 5 «П» Проблема, п роектирование, п оиск информации, п родукт, п резентация Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др. ) . А теперь ПРАКТИКА! Познавательно- исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Использую разные способы разработки проектов: Системная паутинка по проекту" Модель трёх вопросов" Образ" Семь мы" ( по Заир- Бек) Метод" Мыслительных карт" ( Тони Бьюзен) который я сейчас изучаю Сегодня подробнее остановимся на исследовательских проектах. Я хочу предложить вам мысленно окунуться в атмосферу сотворчества на познавательно- поисковом, экологическом проекте «Реки, родники, пруды – нету жизни без воды» Идея данного проекта возникла в ходе участия детского сада в городской акции плакатов «Всемирный день водных ресурсов –день воды». Данная тема заинтересовала детей, я отвечала на многие почему. Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Делать выводы на основе полученных знаний. Обратимся к нашей рабочей тетради, где предлагается моя формулировка проблем проекта: Возможна ли жизнь на Земле без воды? Кому нужна вода? Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой и чтобы ее было много? ( " Модель трёх вопросов" ) Практическая работа была проведена следующим способом: я предложила детям стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды, задействовав все анализаторы детей. Предварительно были созданы условия в группе – оборудована экспериментальна лаборатория. После данного этапа работы пришли к след ующим в ыводам. Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – т вердом, жидком и газообразном. П утешествовали вместе с «капелькой» и узнали о круговороте воды в природе, о лечебных свойствах воды. Детский вопрос « кто следит за качеством питьевой воды » привел нас в санэпидемстанцию. Дети познакомились с профессиями людей, которые оберегают воду с экологическими знаками, приняли участие в выпуске и распространении листовок и обращений к жителям города, призывающих стать на защиту и охрану вод. Продуктом нашего проекта стал праздник – событие «День воды», в программе которого был конкурс детско- взрослых рисунков и плакатов в защиту водных ресурсов. А ещё мы стали участниками областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Успешность обеспечила активная позиция наших родителей. В рабочей тетради на стр а нице № 7 есть примеры их участия. Остановлюсь на одной Работает рубрика, «А вам слабо? » из которой, родители узнают, не только чем мы занимались, но и семьями участвовать в конкурсах, выставках, проектах. Например – изготовить технику для МЧС, придумать ветрячки, сконструировать кормушку для птиц А также из рубрик детсадовской газеты «Колосок», куда мы с огромным желанием даем интервью о ярких событиях, происходящих у нас в группе. Н аша встреча подходит к завершению. Искренне благодарю всех вас, уважаемые коллеги! Д авайте сверим наши конспекты в рабочих тетрадях. Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников. Обратимся к слайду: Метод проектной деятельности, основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения. В рабочей тетради на страниц 7. При использовании метода проектов придерживаюсь требований: Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная( индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей. Ваши дополнения… Обращаю ваше внимание адрес моего сайта где размещены мои нароботки по данной проблеме. Заканчивая нашу встречу, я готова предложить дальнейшее сотрудничество. Мои контакты в рабочей тетради на странице №8 «Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А Мы желаем крепкого здоровья, Много сил, упорства и добра. Пусть встречают дети Вас с любовью И не забывают никогда Спасибо вам, коллеги! До новых встреч!

Оставить комментарий: