a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевые игры и задачки в старшей логопедической группе на тематическую неделю "Моя семья"

Автор: Саляева Оксана Юрьевна Опубликовано: 2016-10-19 17:07:56

План речевых игр, задачек на тематическую неделю «Моя семья» Дата реализации: 17. 10. 16 по 21. 10. 16 года. Краткое описание: закрепление в игровых ситуациях недельной тематики с выполнением коррекционных задач. Цель: организовать единое речевое и коррекцио нно- логопедическое пространство; вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства; признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений. «Угадай настроение». Сначала детей знакомят с различным эмоциональным состоянием( радость, грусть, безразличие, возмущение) , анализируют средства их передачи и выражения, позволяющие окружающим их понять. ( Это удобно разбирать в теме «Человек — живое существо». ) Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заболела бабушка» — какое настроение, чувство возникает сразу? ( Грусть, страх, испуг. ) Какое качество характера больше всего пригодится в данной ситуации? ( Решительность, находчивость, смелость. ) «Пословицы». Детям предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих» их картинок. Задачей является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ее смыслу картинки. Обязательным следует объяснение, почему ребенок выбирает ту или иную картинку. Среди набора картинок должны присутствовать такие, которые буквально отражают содержание пословицы или поговорки. Пошла Настя по напастям. Отец накопил, а сын рассорил. Не смейся, братец, над чужой се с трицей: своя в девицах. Наш Авдей никому не злодей. Яблоко от яблони далеко не катится. Добрый( умный) Демид на худых( глупых) не глядит. ( Не берет плохой пример и не сваливает потом  вину на других. ) Дедушка и не ведает, где внучек обедает( тайком что- то делает от своей семьи — крадет) . Нашего Мины не прошибешь и в три дубины( упрямый) . Отец бьет не на мученье, а на ученье. Нелюбимого сына — калачом, а любимого — лозою. В дороге и отец сыну — товарищ. Река Волга — матушка, Дон — батюшка. Земля- мать подает кладь. И у родного брата душа — потемки. Маменькин сынок — это батюшкин горбок. Малые детки — малые бедки. Этот ребенок — что поросенок. Он нашему слесарю троюродный купец. ( Чужой. ) Ближняя родня: на одно солнышко глядим, из одной землицы испечены. Твоя бабушка моего дедушку за нос водила. ( Далекие. ) Родня средь дня( в обед) , а как солнце зайдет( горе) , так и черт не найдет. Речевые логические задачи на понимание социальной взаимосвязи: 1) Мальчика Сашу спросили: — У тебя есть брат? — Есть, — ответил Саша. — А у твоего брата есть брат? — Нет, — сказал Саша. Правильно ли ответил мальчик и почему? 2) Шли семь братьев. У каждого брата — по сестре. Сколько всего шло человек? ( Восемь. ) В семье — восемь детей. У каждого брата есть сестра. Сколько в этой семье мальчиков? ( Семь. ) Живут в семье дети: у каждого брата есть сестра и по шесть братьев. Сколько детей в семье? ( Восемь. ) 3) За столом сидели: две мамы, две дочки, одна бабушка да одна внучка. Сколько всего человек сидело за столом? ( Три. ) 4) По дороге шли: два папы, два сына, один дед да один внук. Сколько всего человек шло по дороге? ( Три. ) 5) По улице идут два сына и два отца, а всего три человека. Может ли так быть? «Умозаключения». На установление причинно- следственных связей  ( по типу «Закончи предложение») : а) Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший? б) Мама попросила вдеть нитку в иголку, потому что. . . в) Папа включил телевизор, потому что. . . г) Если мама младше папы, то папа. . . ( старше мамы) д) Если брат старше сестры, то сестра. . . ( младше брата) е) Папа с сыном готовят обед, потому что. . . ж) Дедушка огорчился, потому что. . . з) Мама обрадовалась, потому что. . . и) Если я заболею, то мама. . . «Проблемные ситуации». — Папа позвал тебя с улицы домой, а ты не хочешь идти, т. к. не закончил игру. . . — Ты съел конфеты, которые мама отложила для гостей. . . — У тебя плохое настроение, ты капризничал, и поэтому вся семья опаздывает на представление в цирке. . . «Измени слова». Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений: а) Мама, кормить, каша, Даша. б) Папа, сын, учить, пилить, полено, у. в) Бабушка, помогать, сумка, внук, нести. И т. п. Предлагайте эту игру с опорой на предметные картинки или знаки- символы. «Исключение лишнего». — Мама, бабушка, внук, папа, Маша. — Мама, папа, бабушка, внучка. — Дедушка, бабушка, сын, Петров, мама. — Брат, братья, сестра, братьев, братьям. — Мамы, папы, сестры, сын, братья. «Многозначные слова». Объяснить значение слова МАТЬ в различных вариантах: — моя родная мать. — Родина- мать зовет. — Мать- земля нас кормит. — Маменькин сынок. — Материнский совет. — Мамин день и День матери — это один день? «Сравнения». Для сравнения разных предметов( лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их: — Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая с варливая и злая( надо: страшная и ленивая) . — Было у отца двое сыновей: старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший глуп — ничего как следует не понимал. «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность детей. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному( на начальных этапах — с опорой на картинки или фото своих близких) как можно больше прилагательных. Группа делится на две команды. Какая команда предложит последнее слово- определение, та и выиграла. Каждой команде предлагается свое слово и подсчитывается количество придуманных определений( украшений) к нему за определенное время( используются песочные часы) . Например: Бабушка какая? — Добрая, старенькая, ласковая, мудрая, красивая, молодая, заботливая, сгорбленная, уставшая, большая, приболевшая, трудолюбивая, мастерица, слабая, прожившая большую и интересную( трудную) жизнь, одинокая, любящая и любимая, умелая, беззубая, седая. «Конструирование фраз». Это упражнение способствует развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей( критической) функции мышления. Детям предлагается соединить два слова при помощи предлога или падежа: а) в словосочетание; б) в предложение. Слова для работы: бабушка — внучка( бабушка с внучкой) ; папа — пиджак( папа в пиджаке, без пиджака) ; мама — туфельки; брат — игрушка; семья — дети. Итог: организованное речевое и коррекционно- логопедическое пространство вызвало положительные эмоции в беседе о семье, игровые ситуации закрепили знания детей об этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений.

Оставить комментарий: