a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты занятий по основам православной культуры с использованием программы Л.П.Гладких «Мир – прекрасное творенье».

Автор: Клаптюх Ирина Леонидовна Опубликовано: 2014-06-30 14:49:45

Документы для скачивания

Конспекты занятий по основам православной культуры с использованием

программы Л.П.Гладких «Мир – прекрасное творенье».

 

Труд кормит, труд греет

(по сказке «Два Мороза»)

 

 

Программное содержание:

         Обучающие задачи: продолжать закреплять знания детей о временах года, формировать у детей представления и навыки различия нравственных категорий (нравственных эталонов): трудолюбие – лень, простота-смекалка. Учить детей  понимать и применять пословицы и поговорки, содержащие нравственные нормы и ценности: «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает» и др.

         Воспитательные задачи: воспитывать в детях любовь, интерес и уважение к труду.

         Развивающие задачи: развивать умение детей самостоятельно и последовательно пересказывать содержание сказки. Развивать умение понимать нравственный смысл сказки (Чему учит сказка).

         Ход занятия:

1 часть занятия. Перед чтением сказки прослушивание записи с музыкой П.И. Чайковского «Русская народная песня». Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2 часть занятия. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3 часть занятия. Игра-драматизация.

4 часть занятия. Организация художественно-продуктивной деятельности: изготовление гирлянды с зимними картинками, выполненными аппликацией в подарок зимним именинникам. Во время работы может звучать музыка.

Материал к занятию:

  1. Текст сказки «Два Мороза», иллюстрации
  2. Аудиокассеты и ноты с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года»
  3. Цветная бумага, ножницы, клей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские богатыри – защитники Отечества

 

Программное содержание:

         Обучающие задачи: познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления  об особенностях былинного жанра, познакомить с понятием «русский богатырь». Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.  

         Воспитательные задачи: воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. 

         Развивающие задачи: способствовать развитию духовно-нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине.

Ход занятия:

1 часть занятия. Детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Не сообщайте сразу название картины, пусть дети сами предложат, как ее назвать по тому, кто на ней изображен. Дети догадываются, что на картине изображены старинные воины. Слово «богатыри» может быть известно, а может быть, пока неизвестно детям.

Спросите детей, знают ли они, в какой стране жили эти воины? Уточняя детские ответы, объясните, что это русские воины-богатыри, служившие в стародавние времена русской стране – Руси.

Самого сильного  и старшего из богатырей, изображенного на картине, зовут Илья Муромец. Пусть дети покажут его на репродукции и постараются описать, каким изобразил художник этого богатыря, его богатырское снаряжение и богатырского коня.

Богатыря, изображенного справа от Ильи Муромца (когда мы смотрим на картину – это крайний слева богатырь), зовут Добрыня Никитич. Пусть дети внимательно рассмотрят изображение Добрыни на репродукции, постараются описать богатыря и его воинские доспехи, пусть попробуют предположить, какой у него и у его богатырского коня характер.

Третий, самый молодой богатырь – Алеша Попович. Предложите детям найти его на репродукции, описать Алешу, его снаряжение и коня.

Расскажите детям, что о славных подвигах русских богатырей можно прочитать в былинах. Былина – особый жанр русской литературы.

Познакомьте детей с началом былины «Илья Муромец и сын» (в пересказах для детей эта былина названа «Застава богатырская»).  Заранее обратите внимание ваших воспитанников на то, что былинная речь – необычная, напевная; попросите детей особо внимательно слушать чтение, чтобы прочувствовать красоту речи и понять смысл слов.

И ай на горах-то, на горах да на высоких,

На холме-то на окатистом,

Эй там стоял-постоял да тонкой бел шатёр,

Эй тонкой бел шатёр стоял, да бел полотняной.

И эй во том во шатри белом полотняном

И эй тут сидят три удалых да добрых молодца:

И эй, во-первых-де, старой казак Илья Муромец,

И эй, во-вторых-де, Добрынюшка Никитич млад,

Во-третьих-де, Олешенька Попович был.

Они стояли на заставе накрепко

И эй стерегли-берегли да красен Киев-град,

Они стояли за веру за христианскую,

Що за те же за церквы все за Божии.

И по утру те добры молодцы пробуждалися,

Они свежей водой ключевой умывалися,

Тонким белым полотнцом утиралися.

Выходил-де старой казак из бела шатра,

Он смотрел же вдаль-то из-под руки,

Он на все же на четыре да кругом стороны смотрел:

Со первой-то стороны да горы лютые,

И со второй-то стороны да леса темные,

Со третей-то стороны да сине морюшко,

Со четвертой-то стороны да чисто полюшко.

Он смотрел же, глядел да вдоль он по полю,

По тому же раздольицу широкому,

От того же от морюшка от синего

Уж не лютый ли враг подбирается,

Непогода ле там да поднимается,

И не пыль ле во поле расстилается?

После слушанья детьми отрывка из былины попросите воспитанников ответить, чем же занимались богатыри на заставе. Что стерегли-берегли?

Пусть дети опишут, какими, по их мнению, были русские богатыри.

Обобщая ответы детей, помогите им сделать вывод, что русский богатырь – это обязательно человек православный, имеющий живую веру в Бога. Это человек, который родился а России и любит Родину, как мать. Богатырь и благочестив, и очень силен. Он мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, но и непременно – добрый, милосердный, он защитник всех слабых. Русские богатыри защищали вдов, сирот, и стариков. Богатыри всегда готовы скоро прийти на помощь тем, кто о ней просит.

2 часть занятия. Прочитайте детям стихотворение Надежды Веселовской о богатырях, нарисованных на картине В.М. Васнецова.

Земля чуть видимо курится,

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника – богатыря.

Среди степи застыли кони.

Благие русские края!

А наших дней из-под ладони

Не видно ль, Муромец Илья?

Спросите, как думают дети:

-  Прошло ли время русских богатырей, или сегодняшние юноши, мужчины могут продолжать богатырскую традицию и стараться быть похожими на них?

Уважительно отзовитесь о детском желании быть похожими на Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, скажите, что русские богатыри – достойный пример для подражания. 

3 часть занятия

         В практической части занятия предложите детям украсить вырезанные из плотной серой бумаги богатырские доспехи: шлем, кольчугу, щит, меч. Перед тем, как приняться за работу, детям необходимо еще раз внимательно рассмотреть снаряжение богатырей на репродукции картины или отдельных рисунках художника.

         В качестве домашнего задания можно предложить детям вместе с родителями нарисовать на большом листе картона и вырезать фигуру богатыря, которому подошли бы раскрашенные на занятии доспехи. Пусть Дети дорисуют то, чего не хватает богатырю из воинского богатырского снаряжения. Можно будет принести картонных богатырей в сад, чтобы поиграть в богатырскую заставу.

         Материал к занятию:

  1. Большая и хорошая по качеству репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»
  2. Иллюстрированные издания былин в переложении для детей дошкольного возраста
  3. вырезанные из картона контурные изображения богатырских доспехов (шлем, кольчуга, щит, меч)
  4. Цветные карандаши.

Оставить комментарий: