Самообразование:« Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной с родителями проектной деятельности».
Воспитатель 2к\к Костенко И.А.
Тема, над которой я работаю по самообразованию, называется: «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе, совместной с родителями проектной деятельности». Основной целью является патриотическое воспитание дошкольников - формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине и обуславливает следующие
образовательные задачи:
-познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;
-пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;
-научить бережно относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;
-приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;
-познакомить с историческим прошлым и культурой родного края, с творчеством донских детских поэтов;
-воспитать интерес и уважение к обычаям народов. Считаю, что у ребёнка с ранних лет нужно воспитывать эмоционально-положительное отношение к любимому уголку земли, к тому месту, где он родился, к своей малой родине. Именно с неё начинается познание ребенком окружающего мира. Донская земля – казачий край, но на ней живут люди разных национальностей и у каждого народа свои обычаи, праздники, песни, сказки. Всех объединяет любовь к нашему прекрасному дону.
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине
- Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
- Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
- Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Актуальность проблемы: С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Работая в этом направлении - позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
В течении всего года проводятся познавательные занятия, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций «Река Дон», «Донские казаки», «Чудеса Донского края», художественно-творческая деятельность, экскурсия в мини-музей детского сада «Малая Родина», просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.
Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумываю конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовываю совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обращаюсь за помощью к родителям, бабушкам.
План работы с детьми:
«Познание»:
1.«Люблю тебя - мой край родной»
- «Знакомство с традициями родного края»
- «С чего начинается Родина? »
- «Покров на Дону»
- «Наш край родной»
«Художественное творчество»:
- «Дон Тихий»
- «Музыкальная гостиная»
- «Конь - верный друг казака»
- «Донские степи»
- «Это русская сторонка, это Родина моя»
- «Рушники донских мастериц»
- «Путешествие по реке Дон»
- «Мы на луг ходили, мы лужок лепили… »
- «С чего начинается Родина? »
- «Костюм казака»
- Мастер-класс «Казачья изба – курень! »
«Экскурсии»: в мини-музей детского сада «Малая Родина»
«Дидактические игры»:
- «Хорошо - плохо» (назвать, что в отношениях людей плохо к реке Дон, а что хорошо)
В группе есть патриотический уголок, где дети поближе могут рассмотреть герб, флаг. В процессе прогулок, экскурсий воспитанники знакомятся с растительным и животным миром дона.
Дети с удовольствием посещают мини музей в ДК. Где собраны старинная казачья утварь, посуда, элементы одежды казака и казачки…
Воспитанники посещают кружок "Моя Родина – Донской край" Соприкосновение с народным искусством, традициями помогают духов интерес к прошлому, воспитывать любовь к малой родине, уважение к народным традициям.
Дошкольники при помощи аппликации, лепки, конструирования, постигают умения наших предков, и все это происходит на уровне воспроизводящего творчества. Донской край – песенный край. Дети с большим удовольствием и желанием знакомятся с народной музыкой, пословицами, поговорками, отгадывают загадки, исполняют народные песни.
Активно принимают участие в народных играх, играют на народных музыкальных инструментах. Народные пляски, хороводы, развивают у детей чувства, черты характера, которые связывают их со своим народом.
Составлен план работы по воспитанию любви к родному краю, в котором дети знакомятся с историей образования казаков, с улицами, достопримечательностями, историческими местами станицы и главными людьми прославившими станицу, которыми мы гордимся.
Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.
И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.
Ожидаемые результаты:
Воспитателем совместно с детьми была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились с происхождением реки Дон, природой и животными донского края, а так же - с первыми жителями Донской стороны. Дети познакомились с традициями донского народа, изучили костюмы казаков, произведениями донских писателей и музыкантов, разучили игры донских казачат, просмотрели видео презентации «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область» для наиболее точного представления о донской стороне, как о родном крае и многое другое.
Полученные знания ребята закрепляли в игровой деятельности, в художественном творчестве (лепили, рисовали, создавали коллективные аппликации и коллажи). В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры