a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми. Доклад Ефремовой И.Н.

Опубликовано: 2016-11-11 22:37:29

МБДОУ д/ с ОВ № 6 Подготовила: учитель- логопед Ефремова И. Н. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. СЛ. 2. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:  коррекционно- развивающее;  информационно- консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. И учитель- логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.  Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.  Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. СЛ. 3. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно- образовательной работы. Оздоровительные Укреплять костно- мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Образовательно- воспитательные Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. К оррекционные Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.   СЛ. 4. Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями- логопедами.   План взаимодействия учителей- логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей- логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально- ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально- дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально- хоровая работа. СЛ. 5. При этом каждый из субъектов коррекционно- развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений: Учитель- логопед: постановка диафрагмально- речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико- грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов. Музыкальный руководитель: Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико- пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание: темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха. Хочется отметить, что э ффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и музыкального руководителя. СЛ. 6. План Н. А. Чевелева в своих работах писала: «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам». Таким образом, музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционной работе: он помогает логопеду поставить правильное диафрагмально- речевое дыхание, развивает силу, высоту, тембр голоса как главного компонента просодии речи, развивает моторику артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, совершенствует тонкие дифференцировки. СЛ. 7.

Оставить комментарий: