Консультация для воспитателей "Формирование творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные способы изобразительной деятельности". Подготовила воспитатель Авдошкина Ю.Е.
"Формирование творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные способы изобразительной деятельности"
«Свобода, радость и успешность –
художественное экспериментирова
(И.А.Лыкова)
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?
- Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальны
- Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован
Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-лич
На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово, загадки, стихи на различные темы (времена года, животные, растения и т. д.) они формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия.
Дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования и аппликации традиционными способами. А затем осмысленно находят новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
В этот момент педагог может познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включая в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Уже два года я использую в своей работе нетрадиционные техники рисования и аппликации, веду кружок «Волшебные ручки». В начале работы я поставила перед собой следующие задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста художественно-тв
- способствовать развитию самостоятельност
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте окружающего мира.
Для решения этих задач я использую в кружковой работе пластилинографию
- Пластилинография – это нетрадиционная техника рисования, основным материалом в пластинографии является пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для них самым любимым занятием. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стекой и переделать.
- Обрывная аппликация – это вид нетрадиционной техники аппликации. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. С детьми 5-7 лет можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
В процессе подготовки к занятиям используется наглядный материал, чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика и дидактические игры. При организации занятия по нетрадиционному рисованию и аппликации важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, возникают новые средства выразительности.
Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Данные виды деятельности доступны и для развития ребенка в семье. Ведь ребенок, как личность, прежде всего, формируется в семье. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Результат моей работы многогранен:
- У детей возросло желание экспериментирова
- Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
- Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
- Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
А главное то, что нетрадиционное рисование и аппликация играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.
.
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры