a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Формирование творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные способы изобразительной деятельности". Подготовила воспитатель Авдошкина Ю.Е.

Опубликовано: 2016-11-17 13:42:54

"Формирование творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные способы изобразительной деятельности"

 

«Свобода, радость и успешность –

художественное экспериментирование»

(И.А.Лыкова)

 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?

Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными.

Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

 

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовывать самостоятельную изобразительную деятельность детей.

На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово, загадки, стихи на различные темы (времена года, животные, растения и т. д.) они формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия.

Дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования и аппликации традиционными способами. А затем осмысленно находят новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В этот момент педагог может познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включая в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Уже два года я использую в своей работе нетрадиционные техники рисования и аппликации, веду кружок «Волшебные ручки». В начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

формировать у детей дошкольного возраста художественно-творческие способности через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники;

способствовать развитию самостоятельности, возникновению интереса к экспериментированию, желания добиваться результата;

совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию;

учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте окружающего мира.

Для решения этих задач я использую в кружковой работе пластилинографию, обрывную аппликацию и аппликацию из салфеток.

Пластилинография – это нетрадиционная техника рисования, основным материалом в пластинографии является пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для них самым любимым занятием. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стекой и переделать.

Обрывная аппликация – это вид нетрадиционной техники аппликации. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. С детьми 5-7 лет можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

В процессе подготовки к занятиям используется наглядный материал, чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика и дидактические игры. При организации занятия по нетрадиционному рисованию и аппликации важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, возникают новые средства выразительности.

Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Данные виды деятельности доступны и для развития ребенка в семье. Ведь ребенок, как личность, прежде всего, формируется в семье. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Результат моей работы многогранен:

У детей возросло желание экспериментировать.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

А главное то, что нетрадиционное рисование и аппликация играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.

.

Оставить комментарий: