a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (воспитатель Чикина О.Б.)

Опубликовано: 2016-11-18 16:08:21

Документы для скачивания

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «ЗОЛУШКА» ЧИКИНОЙ ОЛЬГИ БОРИСОВНЫ Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Актуальность в том, что театрализованная деятельность являе тся благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, при общает его к духовным ценностям, что позволяет решить многие образовательно- воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен, сказок. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр- драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Эту важную функцию и выполняет в детском саду театрализованная деятельность. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д. ) ; приобщать детей к театральной культуре( знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров) ; обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Для развития творческих способностей ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – художественно- речевая, изобразительная и музыкальная. «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. « Изодеятельность », где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. « Ознакомление с окружающим », где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли. « Музыкальное воспитание », где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ. « Развитие речи », где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. Теоретическая база опыта. Теоретическая база опыта состоит в изучение методической литературы и статей по проблеме « Развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность » В своей работе я использую: «Детство»- примерная основная общеобразовательная программ а дошкольного образования под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.   Сорокина Н. Ф, Программа «Театр – творчество – дети»/ / Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.   Караманенко Т. Н. , Караманенко Ю. Г. Кукол ьный театр – дошкольникам. Шипицына Л. М. , Защиринская О. В. , Воронова А. П. , Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр/ / Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61- 63; 1998. №2. С. 129- 130.  Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализован ные игры в детском саду. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Наиболее эффективными и интересными для детей в развитии театрализованной деятельности я использую следующие формы и методы работы: чтение и рассказывание сказок, фольклорных произведений; серии занятий по сказкам; заучивание пословиц, стихов; НОД по изо- деятельности: лепка, аппликация, рисование; дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я? »; сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка», «Ковёр – самолёт». подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», « Солнечные лучики», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оста вайся на земле». игры – драматизации: инсценировка «Три поросёнка», « Заюшкина избушка», игра мотивация «Идём по зимнему лесу», игровая ситуация «Дорожка вежливых слов», игра беседа «Закончи сказочную историю»; оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»; проблемные ситуации «Как бы ты поступил? »; игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои? »; мини – этюды «Во поле берёзка стояла», «Аленький цветочек», «Мороз Иванович», «Холодно», «Снежинки». рассматривание картин «Лукоморье», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», иллюстраций Ю. П. Воевода «Сказка малышам», А. Коневский «Золото й ключик», А. Кокорина «Сказки Г. Х. Андерсена». про слушивание произведений М. Глинка, В. Шаинского. консультации для родителей; посещение кукольного театра, библиотек; литературные праздники, викторины.   Сформированы следующие  задачи: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых( постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. ) 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплащения образа, а также их исполнительные умения. 5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров( кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др. ) 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах Республики Мордовия. 7. Развить интерес к театрально – игровой деятельности. Изучение состояние избранной проблемы в практике работы с детьми 1. Диагностика детей по «Театрализованной деятельности» 2. Занятия с детьми 3. Взаимопосещение групп детского сада 4. Консультации с родителями на тему: «Зачем малышу театр»   Проектирование собственной деятельности по данной теме 1. Составление календарного плана по данной теме 2. Изучение показателей по развитию творческих способностей детей 3. Подборка дидактического материала 4. Подготовка оборудования для занятий с детьми по данной теме Анализ результативности. Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны и следовательно не играют особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее. Элементы театрализации я стараюсь включить на разных видах НОД: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО. Благодаря необы чному сказочному сюжету это позволяе т заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Как показали результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей на начало года высокий уровень составил 1 0% , средний уровень – 33% , низкий уровень – 19% , на конец года результат диагностики театрализованной деятельности составил высокий уровень- 71% , средний – 1 9% , низкий уровень – 10% . Уровень развития ребенка в театрализованной деятельности повысился. Дети в детском саду не просто играют, а знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Постоянно проходит работа по  созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. При возникновении конфликтов между детьми использую такие методы как: игровая ситуация, проблемная ситуация. Считаю, что имею знания по педагогике и психологии, чтобы использовать их в своей работе, во время беседы, ко нфликтных ситуациях, в игровых ситуациях, для  решения творческих задач, развития логического мышления. Даю ребенку возможность самому, продумать и разобраться в какой – т о проблеме и совместно найти выход из создавшейся ситуации. В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, создание кружка, через изучение новой методической литературы. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Развитию творческих способностей способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главную роль наиболее робких; - распределение роли по карточкам( выбирается любая ка рточка с изображением персонажа) ; - проигрывание ролей в парах. При этом возникают две основные проблемы: - что делать, если не хватает на всех ролей; - кто будет играть отрицательных персонажей. Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли. Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все- и дети, и взрослые- артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формир ования развития творческих способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми; совместное участие в данном процессе детей и педагогов.    Адресные рекомендации по использованию опыта. Свой материал по т еатрализованной деятель ности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайте: http: / / ds- zolushka. a 2 b 2. ru/ methods

Оставить комментарий: