a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Коррекционные диагностические технологии» Пимушкина Е.Д.

Опубликовано: 2016-11-26 21:57:42

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Очень часто мы, педагоги, задаем себе вопрос: «Как правильно и гармонично развивать детей? » Насколько мы уверены в том, что все наши усилия не пропадут даром и наши маленькие воспитанники, когда повзрослеют, станут успешным в жизни? Мы всегда получаем то, во что верим. Верим не на словах, а в душе. Мы получаем то, что чувствуем, что знаем в глубине своего сердца. За каждым ребёнком признаётся право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития. Это обуславливает важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно- развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии. Несколько перефразировав слова Я. Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так: «…не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…». Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда достоинства превалируют над некоторыми недостатками. Гораздо сложнее принять особого ребёнка. В основе успеха коррекционно- развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты! Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования – это ключевые составляющие инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения. Акцент на персонализации процесса обучения в рамках инклюзивного образовательного пространства, разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной коррекционно- развивающей программы основываются на грамотном учёте особенностей психического развития при различных видах психического дизонтогенеза в сочетании с представлениями о специфических проблемах и ресурсах ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в инклюзивных группах возможно при создании личностно- ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребёнка совместными действиями различных специалистов создается единое инклюзивное коррекционно- образовательное пространство и определённая предметно- развивающая среда. Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребёнка, его отношение к окружающему миру. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень важно вовремя быть принятыми, понятыми, увиденными, услышанными. В рамках инклюзивного подхода к образованию особых детей решающее значение отводится именно доступности этого образования. Для каждого малыша достижение, прежде всего, состоит в том, что он может делать, чем в том, чего он не может. Приобретая опыт работы с особыми детьми, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка. ». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути- это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Цель труда дефектолога – оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками. Необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии. Несколько перефразировав слова Я. Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так: «…не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…».

Консультация для педагогов « Коррекционные диагностические технологии » Подготовила: Пимушкина Елена Дмитриевна, учитель- логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. •Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве( толковый словарь) . •Педагогическая технология- совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса( Б. Т. Лихачев) . Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение. В учебно- методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н. М. , Шеховцова Т. С. , представлено определение педагогической( образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам: • Технология логопедического обследования. • Технология коррекции звукопроизношения. • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. •Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. • Технология развития интонационной стороны речи. • Технология коррекции темпо- ритмической стороны речи. • Технология развития лексико- грамматической стороны речи. • Технология логопедического массажа. Не секрет, что успех коррекции недостатков речи во многом зависит от качества планирования логопедической работы, а планирование, в свою очередь, базируется на диагностике. Именно на результатах диагностики строится основной путь коррекционно- образовательного процесса. Однако до настоящего момента нет единства в подходах к логопедическому обследованию. Многие исследователи отмечают, что проблемы диагностики речевых нарушений в современной логопедии остаются очень актуальными[ Балаева В. И. , Акименко А. К. , Шацкова А. М. и др. ] . Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении[ Грибова О. Е. , Иншакова О. Б. , Филичева Т. Б. , Каше Г. А. ] . Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов[ Архипова Е. Ф. , Фотекова Т. А. ] , однако на практике он также оказывается сложным для осуществления. Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды- практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном. Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, было решено разработать и апробировать технологию логопедической экспресс- диагностики. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи дошкольников, так и отдельным современным « скрининг- методам », наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель- логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров( Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access) . Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации. Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц( особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др. ) , диаграмм( структуры речевого профиля и профиля звукопроизношения) , отражающих состояние на определенный момент и динамику. Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте ДОО и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и автор отдает себе отчет в том, что и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, и, надо сказать, мы убедились в правильности рассмотрения количественных показателей не в общем, а по отдельным блокам в сравнении друг с другом. Ведь существующая психолого- педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи. Авторский шаблон Т. Л. Вербицкой на базе Microsoft Office Excel" Экспресс диагностика речевого развития дошкольника" Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Лексико- грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. - Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. - Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. - Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя- л огопеда. - Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ( памяти, внимания, мышления) . Таким образом, технология « Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике. Список литературы: 1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно- метод. пособие. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/ Д; изд. Феникс, 2011. 3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5( 2005) .

Оставить комментарий: