a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Личностно - ориентированный подход при работе с текстом на уроках русского языка и литературы"

Автор: Глумова Ольга Викторовна Опубликовано: 2016-12-03 09:11:31

Документы для скачивания

Обобщение опыта работы по теме «Личностно – ориентированный подход при работе с текстом на уроках русского языка и литературы». Личностно- ориентированный подход –это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, строительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Замысел личностно- ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для мак симального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие: формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на осно ве актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта; оказание помощи ученикам в поиске и обретении сво его индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных про цессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я- концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства. Использование личностно- ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Актуализация субъектного опыта учащихся – это совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и на выки. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи: во- первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала; во- вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накоп ленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; в- третьих, обеспечить включенность в процесс позна ния механизмов самодеятельности ученика. В ходе урока ситуация актуализации субъектного опыта учащихся крайне редко возникает самопроизвольно. Три разновидности си туации актуализации субъектного опыта учащихся: 1) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации; 2) актуализация обогащаемого опыта, используемая на стадиях усвоения нового учебного материала, 3) актуализация закрепляемого опыта, происходящая на этап закрепления и проверки знаний, умений и навыков учеников. Ещё одной важной чертой личностно- ориентированного урока является создание ситуации выбора. С итуация выбора — это спроектирован ный учителем элемент( этап) урока, когда ученики постав лены перед необходимостью отдать свое предпочтение од ному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и ин дивидуального стиля познания. Ситуации выбора присущи следующие черты: а) ограничение во времени, так как она занимает неко торую часть( этап) урока; б) наличие нескольких вариантов учебных задач и спо собов их решения; в) предоставление ученикам или группам учащихся сво боды выбора; г) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказы вать развивающее влияние на его личность. Работа с текстом способствует формированию мировоззрения, жизненной позиции ребёнка. Обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем. Для художественного текста характерен интеллектуально- эмоциональный метод освоения действительности, воздействующий не только на разум, но и на чувства. Вызывая у учащихся определённые эмоции, заставляя их сопереживать прочитанному, те кст сп особствует проявлению индивидуальности каждого ученика как языковой личности: ведь процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, раз виваются коммуникативные умения( связная речь учащихся) . Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создаёт тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, интеллектуальных качеств личности. Известно, что у чащиеся с нарушенным слухом испытывают значительные трудности в восприятии текста, понимании его содержания, построении связных монологических высказываний. Это связано со своеобразие м развития словесной речи( ограниченный словарный запас, неполное овладение семантикой слов, специфика коммуникации( словесно- жестовое двуязычие) , низким уровнем развития абстрактного( словесно- логи ческого) мышления, ограниченным восприятие м окружающего мира. Психолого- педагогические исследования( Н. Г. Морозова, А. Ф. Понгильская, С. А. Зыков и др. ) выявили затруднения учащихся с недостатками слуха не только в понимании идейно- т ематического содержания текстов, но и сюжетно- событийно й стороны. На пути понимания непосредственного фактического содержания встают, прежде всего, словарные трудности. Незнакомыми оказываются слова в прямом значении, обозначающие предметы( «букет», «амбар», «скворечник», «куница» и др. ) ; слова, обозначающие признак предмета( «ленивый», «жад ный», «прилежный» и др. ) ; слова в новой грамматической форме( «Юля- построен домик Юлей», «грядка- г рядками» и др. ) . Усвоенные в одном значении слова не дифференцируются в новых контекстных связях. Имеются затруднения в понимании мыслей, заключённых в словосочетании и предложении, так как глухие учащиеся не выделяют в них смысловые и грамматические единства. Так, для них непонятными оказываются словосочетания и образные выражения: «летняя погода», «река вскрылас ь», «лёд громоздит ся», «дремучий лес» и т. п. Непонимание приводит к неточному восприятию отдельных описываемых фактов и явлений, к непониманию содержания текста в целом. Степень доступности и близости содержания текста жизненному опыту и знаниям учащихся также влияют на восприятие смысла. Наибольшие трудности восприятия содержания для глухих детей представляют тексты общественно- исторического характера, так как они не связаны с наглядно- чувственным опытом детей. На понимание читаемого текста оказывает влияние его фор ма и жанровые особенности. Для детей с недостатками слуха более трудной для восприя тия оказывается стихотворная форма текста, чем прозаическая. Слож ны для понимания басни, произведения устного народного творчества, такие, как пословицы, волшебные сказки, загадки. Указанные факты влияют на уровень понимания и приводят к тому, что учащиеся при первичном чтении либо неправил ьно воспринимают читаемое, либо воспринимают неполно, фрагментарно. Непонятными остаются причинно- следственные связи описанных явлений, событий, мотивы поведения героев, их характеры, главная мысль текстов. Высказывая мнение о прочитанном, школьники оперируют тем небольшим числом оценок, которые имеются в их личном духовном опыте. Обеднённость нравственных представлений отражается на словаре нравственных понятий( Э. Н. Хотеева) . Учащиеся не располагают терминологией, характеризующей моральные, эмоциональные, интеллектуальные качества личности человека. Следовательно, при работе с текстом с учащимися, имеющими недостатки слуха, необходима специальная организация учебно- воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы. Зная эти трудности, я стала в своей работе использовать личностно – ориентированный подход. При подготовке учащихся к восприятию текста во вступительной беседе я актуализирую их субъектный опыт, стараюсь связать их знания и впечатления с текстом, который им предстоит прочитать. Это позволяет повысить уровень понимания содержания текста, преодолеть трудности восприятия слов в новых контекстных связях. Групповые и индивидуальные различия в развитии связной речи учащихся с недостатками слуха требуют организации дифференцированного подхода в процессе обучения, чтобы обеспечить каждому ученику доступный темп работы, её содержание, степень самостоятельности, а также переход от одного уровня развития к другому. В связи с этим, на своих уроках при работе с текстом организую ситуацию выбора, позволяющую учащимся из нескольких вариантов заданий выбрать то, которое в большей степени соответствует их возможностям и способностям. Это задания типа: - перескажи текст с помощью плана или опорного речевого материала; - перескажи текст устно или письменно ответь на вопросы; - раздели текст на части и составь план или расположи пункты плана по порядку; - составь предложения с данными словосочетаниями или вставь пропущенные слова. Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые выбирают задания, различные по сложности. П утём постановки вопросов, организации работы на уроке стремлюсь подвести ребят к пониманию мысли автора, помочь им увидеть художественные средства, используемые писателем. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте. В своей ра боте стараюсь учитывать уровень развития эмоциональной сферы учащихся. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им разнообразный мир человеческих переживаний – вот одна из трудных задач, и в этом нам помогает обращение к личному опы ту. Предлагаю детям вспомнить похожую ситуацию, случившуюся в жизни с ними или их знакомыми. Результатом применения личностно- ориентированного подхода при работе с текстом на уроках русского языка и литературы является то, что учащиеся более осознанно воспринимают содержание текста и строят связные монологические высказывания, что является основной задачей развития речи учащихся с недостатками слуха. Как следствие этого, н есколько повысилось качество написания изложений и выполнение творческих заданий к текстам.

Оставить комментарий: