«Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие дошкольников» и «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» во ФГОС ДО».
Документы для скачивания
«Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие дошкольников»
и «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» во ФГОС ДО».
Подготовила музыкальный руководитель:
ВесновскаяЮ.П.
Выступление
|
На слайде |
Цель: Представление опыта работы по развитию познавательных интересов, способностей и потребностей детей дошкольного возраста в ходе организации музыкальной деятельности.
|
|
Музыка (музыкальная деятельность) интегрирует со всеми образовательными областями. Например: · Совместное пение, музицирование и танцы способствуют развитию социальных навыков, коммуникативности и умения работать в команде. · Музыка может положительно сказываться на речевом развитии ребенка. Развитие голоса – это одновременно и развитие речи; Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. · В танцах дети учатся общаться друг с другом, соразмерять свои действия с другими детьми, координировать движения с музыкой и пространством зала.
|
Задачи: Образовательные: · Расширять кругозор детей, обогащать знаниями о мире музыки, способствуя удовлетворению познавательных потребностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности. Развивающие: · Развивать познавательные и интеллектуальные музыкальные способности детей в процессе совместной со взрослыми музыкальной деятельности. Воспитательные: · Воспитывать у детей интерес к миру музыки, поддерживая детскую любознательность и активность.
|
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» на примере музыкальной деятельности. В соответствии с ФГОС ДО музыкальное развитие, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрирует с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
|
Один из основных принципов Стандарта – реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Один из основных принципов дошкольного образования (по ФГОС ДО) – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
|
Своеобразие познавательного интереса для детей дошкольного возраста заключается в том, что зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее в потребность убедиться в истине.
|
«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности». (А.И. Савенков, Д.П.Н., профессор кафедры психологии МПГУ)
|
Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
|
На музыкальных занятиях активизируются познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, память при получении конкретных знаний, умений и навыков.
|
Занимаясь любым видом музыкальной деятельности, ребенок непроизвольно получает разносторонние знания и понятия, которые с интересом запоминаются и усваиваются. Например: · Обучаясь пению, дети приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). · При разучивании песен, музыкальных игр, разбирая их содержание, мы часто сталкиваемся с незнакомыми или непонятными словами, обсуждаем их значение, дети высказывают свои версии, предположения. · При слушании музыкальных произведений для активизации познавательной и умственной деятельности детей ставлю задачу не просто прослушать музыку, а вслушаться в нее, сравнить музыкальные произведения, их характер, звучание … · В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. · Изучая, исследуя музыкальные инструменты, дети самостоятельно делают вывод, что все музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые, ударные. · Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о способах, приемах игры на разных инструментах; правила обращения с ними. Музыкальное развитие детей обогащается новым содержанием: знакомство с правилами поведения на концерте, на сцене, в театре, беседы о музыке, проведение опытов со звучащими предметами, изготовление самодельных шумовых инструментов и т.д. |
Виды музыкальной деятельности: · Восприятие (слушание) музыки.
· Исполнительство: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
· Творчество: песенное, танцевальное, музыкально-игровое, импровизация на музыкальных инструментах.
· Музыкально-образовательная деятельность: общие сведения о музыке, специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. |
Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности или в совместной с родителями, педагогами. |
Фото (слайд 8-11) |
Для поддержания познавательной активности дошкольников необходимо создать условия. ФГОС ДО ориентирует нас на новый характер взаимодействия с детьми, на партнерское, творческое, игровое сотрудничество, на право выбора и свободу самовыражения. Важно помочь детям найти для себя способ комфортной коммуникации с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя успешным в какой-либо деятельности. Учитывая индивидуальные возможности и потребности ребенка, создаю условия, в которых бы каждый смог не только проявить свою инициативу, но и получил новый опыт, освоил новые умения, новую информацию, проявил себя в том, что ему нравится и что у него получается.
Ø Музыкальный зал оборудован техническими средствами: использую мультимедийный проектор, ноутбук. Ø Наличие музыкальных инструментов. Ø Атрибуты для танцев, музыкальных игр, элементы костюмов. Ø Наличие музыкальных центров в группах
|
Главное требование ФГОС ДО – создание условий, способствующих эмоциональному благополучию каждого ребенка, его успешной социализации.
Фото (слайд 13)
(слайд 14)
(слайд 15,16)
|
Предметно-познавательная среда музыкальных уголков в группах и в музыкальном зале включает: музыкально-дидактические игры, пособия; портреты композиторов; фонотеку; музыкальные игрушки; кукольный театр; детские музыкальные инструменты; самодельные шумовые инструменты; фланелеграф; картинки, иллюстрации; атрибуты для музыкальных игр; элементы костюмов.
|
Фото (слайд 16)
|
Оценить музыкально-познавательное развитие детей можно, определяя степень заинтересованности, увлеченности дошкольников, включением их в совместную деятельность, применение ими на практике полученных знаний (например, правила пения, правильность выполнения танцевальных движений и т.д.). Дети проявляют свои интересы, оказывая предпочтение какому-либо виду музыкальной деятельности, жанру музыки.
|
Музыкально-познавательное развитие дошкольников определяется (оценивается) степенью их заинтересованности, увлеченности, включением в совместную деятельность, применением на практике полученных знаний. |
Таким образом, Музыкальное воспитание интегрирует все, что нужно ребенку: эмоциональное развитие, приобщение к прекрасному, развитие движений, речи, элементарных математических представлений, а также творческого воображения, фантазии и т.д. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. Воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, создаются условия для творческого развития, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни.
|
Вывод: Интеграция музыкального образования в другие виды детской деятельности способствует обогащению музыкального опыта ребенка и делает жизнь детей радостней и ярче.
Развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности. |