a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

04.12.2016 "Речевое и познавательное развитие дошкольников с применением ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) и с учетом ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель Калачева А. А.

Опубликовано: 2016-12-04 11:09:27

Документы для скачивания

" Речевое и познавательное развитие дошкольников с применением ИКТ( информационно- коммуникативных технологий) и с учетом ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель Калачева А. А. В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26. 08. 2010 №761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту, утверждённому приказом Минтруда России от 18. 10. 2013 № 554н, также отмечается владение педагогом ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно- коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности дошкольной образовательной организации. ИКТ в образовании – это комплекс учебно- методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах применения для совершенствования деятельности педагогов образовательных организаций( администрации, воспитателей, специалистов) , а также для образования( развития, диагностики, коррекции) детей. Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации собственного педагогического опыта широкой аудитории. Выделим направления использования ИКТ в системе деятельности ДОО: — использование ИКТ при организации воспитательно- образовательного процесса с детьми; — использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами; — использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями. Использование информационно- коммуникационных технологий в ДОО не предусматривает обучения воспитанников основам школьной информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего: — преобразование развивающей предметно- пространственной среды; — создание новых средств для развития детей; — использование новой наглядности. Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности ДОО, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий. Что способствует: • систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса; • разработке и апробации технологий мультимедийного сопровождения воспитательно- образовательного процесса; • расширению использования компьютерных технологий в воспитательно- образовательном процессе; • созданию банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОО; • созданию комплексной интегрированной модели информационно- методического обеспечения воспитательно- образовательного процесса ДОО. Внедрение ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться: • даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; • позволяют увеличить восприятие материала за счёт увеличения количества иллюстративного материала; • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребёнок – педагог; • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста; • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни( например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д. ) ; • занятия с использованием информационно- коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; • предоставляет возможность индивидуализации обучения. Использование информационно- коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование ИКТ позволяет развивать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, на практике овладевать способами работы и обмена информацией с помощью современных технических средств. Включение ИКТ в воспитательно- образовательный процесс предоставляет педагогам возможность перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельно му, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счёт концентрации внимания на зрительных образах. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Их сознание способно воспринимать достаточно большой объём визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов. Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс на основе зрительного( графика, анимация, текст) , слухового( звук, видео) и осязательного( клавиатура, интерактивная доска) восприятия. Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа- занятий с применением мультимедийных презентаций. Она даёт возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого- педагогической деятельности. Использование информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе даёт нам следующие возможности: • Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей. • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, даёт возможность самопроверки. • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей • Повышение качества демонстрационных материалов- иллюстраций, возможности показа видеофрагментов. • Тесный контакт в цепи педагог–ребёнок–родитель. • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию. • Высокая скорость обновления дидактического материала н а экране значительно экономит время на занятии. • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п. , развития творческих способностей дошкольников. • Оперативность управления и возможность компа ктного хранения больших объёмов информации в текстовой и образной форме. Таким образом, использование ИКТ в ДОО является обогащающим и преобразующим фактором. Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого- гигиенических и психолого- педагогических норм и рекомендаций. Компьютерные игровые и обучающие технологии применяются в соответствии с психофизическими возможностями ребёнка дошкольника. В 2013/ 14 году все дошкольные учреждения перешли на ра боту по новым стандартам( ФГОС) . Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ( № 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно- речевого развития детей. Каково предназначение ФГОС в детском саду? Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС( 6- 7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Задачи дошкольного образования Речевое развитие дошкольников по ФГОС ставит следующие задачи: формирование не только правильного разговора, но и мышления малыша. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка. В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад у, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми. На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей: 1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; 2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; 3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности. Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо: - формировать речь детей через развитие познавательной деятельности( как самостоятельной, так и специально организованной) - ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей( игровую, художественн о- речевую, продуктивную и т. д. ) - ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком( по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклор а, по рисункам детей и т. п. ) - организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектовым по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем- нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа( предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает: - владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и соста влении высказываний любого типа; - умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками( слушать, спрашивать, отвечать, р ассуждать, возражать, объяснять; - знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зав исимости от ситуации; - умение читать и писать( элементарное владение грамотой и письмом) . Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической. Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя- речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели- формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества. Речевое развитие дошкольников по ФГОС( 6- 7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровье сберегающие технологии технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информацио нно- коммуникационные технологии( сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном- образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры) лично стно- ориентированные технологии технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др. В заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Оставить комментарий: