a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

07.12. 2016 Лекция для родителей "Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества" Подготовила: воспитатель Шаповалова Н.А.

Опубликовано: 2016-12-07 18:24:34

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Лекция  для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества ». Подготовили: в оспитатели Бигонь Н. К. Шаповалова Н. А. 2016 г.  Гармоничное развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.                           Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.  Развитие волевых качеств, таких, как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов- это тоже критерии нравственного воспитания.   Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенк а- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.  Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле- частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.  Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.  С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.  Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.  Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно- патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.  Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед башкирской игрой «Юрта» объясняем детям, что это такое. Перед проведением татарской народной игры «Продаем горшки» рассказываем о гончарном искусстве( русские народные игры «Гуси- лебеди», «У медведя во бору», киргизская игра «Волк в отаре» и т. д. )  Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно- патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку»( национальные куклы одеты неправильно) .  Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты? »( знаменитости города) , «Путешествие по городу», «Где находится памятник? », «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет? » помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.  Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова»( ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово) , «Цветок красивых слов»( дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово) , «Река вежливости»( дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару) , «Кто больше скажет? »( волшебных слов) , «Поделись улыбкой», «Меняемся местами»( те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д. ) , «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких»( ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) .  Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно- патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои. закончить  хочется словами К. Зурабовой: «. . Добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них» «Есть живая жизнь, а в ней- мама, дочка, родной язык, город, в котором живешь. . . Научить это любить! »  Литература: Под ред. М. А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой" Программа воспитания и обучения в детском саду" . Виноградова A. M. " Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников" . Виноградова Н. Ф. " Воспитателю о работе с семьей" . Журнал" Дошкольное воспитание" , № 2, 2003г.

Оставить комментарий: