a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение к педсовету на тему: «Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, формирование представления о полезном и вредном для здоровья» (воспитатель Четаева М.А.)

Опубликовано: 2016-12-08 15:24:01

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золушка» Сообщение к педсовету на тему: «Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, формирование представления о полезном и вредном для здоровья» Подготовила: воспитатель Второй младшей группы Четаева М. А п. Ч амзинка 2016 Задача раннего   формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить   здоровье наших детей? Каким   образом способствовать формированию   физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в   формировании   фундамента физического и психического   здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются   основные черты личности,   формируется характер. Важно на этом этапе   сформировать у детей   базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал   здоровье: " …с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…" . Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим   здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня   здоровья детей,   формирование у них навыков здорового образа жизни  ( ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число   здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента   детей, поступающих в школу. Особо следует отметить отсутствие у   детей физических качеств  ( усидчивости, умения напрягаться без ущерба для   здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с   самовоспитанием. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм   жизни   ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть   противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного   стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения   основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления   здоровья   ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления   оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция   оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка,   формированию привычки здорового образа жизни. Сегодня сохранение и укрепление   здоровья детей   — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как Закон РФ" Об   образовании" , " О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" ; а также Указами Президента России" О неотложных мерах по обеспечению   здоровья   населения Российской Федерации" , " Об утверждении   основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения   детей   в Российской Федерации" и др. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его   здоровью. Значение культа   здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский   писал: " Я не боюсь еще и еще   повторить: забота о   здоровье  - это важнейший труд воспитателей. От   жизнерадостности, бодрости детей   зависит их духовная   жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" . " Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить   детей   покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над   собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Здоровье   — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению   здоровья детей   в детском саду являются формирование   у них представлений о   здоровье   как одной из главных ценностей   жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для   здоровья   и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему   здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Современное общество отличается   многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это   многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни   и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения   здоровья   подрастающего поколения, поэтому потребность в   формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в   образовании, воспитании и развитии дошкольников. Формирование   у дошкольников представлений о   здоровом образе жизни   будет наиболее успешным,   если: - определено содержание понятия" здоровый образ жизни" , включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость   здорового образа жизни   от состояния окружающей экологической среды; - спроектирована педагогическая технология, включающая   формы, методы, условия, принципы, этапы   формирования представлений о здоровом образе жизни: " здоровье" и" образ жизни человека" , " зависимость   здоровья и образа жизни   от состояния окружающей социальной и экологической среды" , " здоровый образ жизни – основа сохранения и укрепления   здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни; - разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно- образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач   формирования у детей здорового образа жизни, к методическо- просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на   детей. Выделяется несколько компонентов   здоровья: 1. Соматическое   здоровье   — текущее состояние органов и систем организма человека, основу   которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Физическое   здоровье   — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое   здоровье   — состояние психической сферы,   основу   которой составляет состояние общего душевного комфорта. Нравственное   здоровье,   основу   которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Особое внимание следует уделять следующим компонентам   ЗОЖ: • Занятия физкультурой, прогулки • Рациональное питание, соблюдение правил личной   гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды • Бережное отношение к окружающей среде, к природе • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций •   Формирование понятия  " не вреди себе сам" В среднем дошкольном возрасте у   детей формируется представление о здоровье как  " не т болезни" . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на   основании своего опыта. Но что, значит, быть   здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к   здоровью, как к чему- то абстрактному. В их понимании быть   здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы   здоровью   со стороны внешней среды( холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях  ( есть мороженое, мочить ноги и т. д. ) . Биологические потребности( голод, жажда и пр. , потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в   здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально- гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном   учреждении является первым и   основным   условием развития у него потребности в   здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей   жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Вторым по важности условием воспитания у   детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким- либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит. Третьим условием   формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме,   здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в   здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для   здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. –О БЖ. Четвертым условием   формирования   позиции созидателя своего   здоровья   является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания   детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Оставить комментарий: