30.12.2016 Консультация для родителей "Почему любовь родителей мешает детям расти самостоятельными?" Подготовила: Тонких З.И.
Документы для скачивания
Консультация для родителей
ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ МЕШАЕТ ДЕТЯМ РАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ?
Подготовила: Тонких З.И., воспитатель
МБДОУ «Детский сад села Купино
Шебекинского района Белгородской области»
Мамы многое стремятся делать за своего ребёнка, ведь так будет быстрее и качественнее. Может, это особенность нашего российского менталитета. Но когда взрослый распределяет и планирует своё время, это не значит, что ребёнок воспринимает его так же. У него своё внутреннее время. И если в данный момент перед двухлетним малышом важная для него сверхзадача самому надеть колготки, ему стоит дать возможность доделать это до конца. А задача взрослого распределить время так, чтобы ребёнок успевал сам доделать задуманное. Если времени совсем нет, можно сказать примерно так: « Ты всё делаешь правильно. Я только немного помогу, и мы доделаем это вместе».
Это здорово, когда детей одолевает приступ самости. Это происходит в возрасте от 2 до 7лет, когда ребёнок только учится что-то делать сам и он от этого получает удовольствие. Он будет многое делать по-своему и неправильно, так что родителям стоит запастись терпением и выдержкой, следить за выражением лица и своим внутренним состоянием. Чем самостоятельнее становится ребёнок, тем более нервными становятся родители.
Ребёнок взрослеет, и одна психологическая особенность сменяет другую. То он начинает заявлять о себе, то уходит в апатию, то начинает вдруг капризничать или откровенно лениться. Хочется посоветовать родителям быть терпеливыми, гибкими и изобретательными, чтобы суметь понять, что же на самом деле говорит вам ребёнок своими действиями. Если он стал слишком капризным – значит, что-то изменилось в семье или у него что-то болит, а может просто переутомился. Не стоит из одного «не хочу» или «не буду» накручивать целое мироздание. Если ребёнок сегодня не хочет что-то делать, мы постараемся это понять и принять, что у него на то свои причины. Но продекларируем: « Я тебя понимаю, ты устал, и я помогу. А завтра ты сделаешь сам». Он может согласиться с вами или нет, но миротворческая фраза прозвучала, и ребёнок её запомнил. Никто ему не сказал, что он негодяй или неряха. Родителям важно правильно комментировать ситуацию и с точки зрения понимания, и с точки зрения того, как её можно исправить. Если в 2 года мы показываем малышу своим примером, как надо поступать, то с пятилетним ребёнком, который уже многое умеет сам и проявляет характер, родители должны быть гибче: где-то отступить, где-то попробовать объяснить, а иногда настоять на своём. В 7лет дети уже понимают суть процессов, систематизируют свою деятельность, и родители могут делать акцент на дружеских отношениях, не забывая, что у взрослых тоже есть характер.
Когда дети стремятся быть первыми и лучшими, это нормальный и необходимый этап взросления. Но было бы неплохо научить ребёнка такому понятию, как дружба. Всё начинается с игр в песочнице, когда появляется сверстник, которому малыш даёт лопатку, а в ответ получает ведёрко. Родители объясняют ребёнку, что значим не вопрос первенства, а вопрос отношений и взаимодействия. Для мамы это большой труд, ведь ребёнку нужно не только говорить, но и показывать, а порой и долго уговаривать, потому что некоторые дети упрямые.
Не забывайте хвалить детей, но делайте это правильно. Слова: молодец, замечательно – не самая лучшая и информационная похвала для маленького человека. Лучше попробуйте так: ты был сегодня прекрасным другом, потому что поделился с товарищем. Или ты был сегодня смелым и справедливым, потому что не дал малыша в обиду. Или ты был внимательным и добрым и помог бабушке найти очки. Напоминайте ребёнку в чём именно он был хорош. Если что-то не получается, лучше подбодрить ребёнка, а не критиковать: «У тебя всё получится правильно, если ты захочешь. Я верю, что ты можешь это сделать». Когда в семье двое или более детей, у них однозначно начинается соперничество, потому что маленькие дети борются за внимание мамы и хотят быть лучшими перед ней. В том, чтобы предлагать детям сделать что-то на скорость, нет ничего плохого. Это хорошая тренировка, дело делается быстрее. Но при этом важно придумывать совместные действия, которые бы объясняли детям, что такое дружба и сотрудничество. Можно предложить сделать общий плакат или вместе приготовить пиццу для всей семьи. Процесс сотворчества и содружества очень важен. А элемент соревновательности, особенно если в семье растут мальчики, это не плохо. Они непременно столкнутся с этим в школе, во взрослой жизни, а так они будут уже готовы.
Пять причин, почему дети не хотят делать это сами:
- Родители излишне опекают своего ребёнка (милый, я сейчас всё сделаю, всё покажу, принесу).
- Не воспитывается умение преодолевать различные препятствия без помощи взрослого. Не получается закрыть крышечку – психует, одежда не слушается – стоит дикий ор. Мама и папа прибегают и делают всё сами.
- Разное воспитание в саду и дома. В садике – дисциплина, а дома маму с папой можно уговорить, пожаловаться, получить порцию сочувствия и ничего не сделать.
- Взрослые слишком много критикуют действия детей. В итоге у крохи пропадают желание и мотивация.
- У взрослых не хватает времени и терпения на ребёнка.