a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья на тему "Организация проектной деятельности ДОО и семьи с целью формирования гражданских чувств у детей дошкольного возраста"

Опубликовано: 2016-12-22 16:32:05

Документы для скачивания

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ Д ОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Безуглая Р. А. , Паршина С. Н. , Скрыпникова В. И. , МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 поселка Маслова Пристань» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя, в городе, селе, он по стоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это- выражение глубокой привя занности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, ч то чрезвычайно важно для вос питания нравственных и патриот ических чувств, и активную пози цию в этом вопросе должны занять педагоги и родители. Дошкольники должны иметь представление о крае, в котором они живут, о людях, которые их окружают. У наших воспитанников малой Родиной является поселок Маслова Пристань. Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом до школьного образования является взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Исходя из этого, педагогами нашего ДОО, на протяжении последних двух лет о рганизов ана совместная проектная деятельность с родителями по изучению истории поселка Маслова Пристань, которая направлена на формировани е гражданских чувств у детей дошкольного возраста. Каждый педагог хорошо знает природные, культурные, социальные и эконо мические особенности поселка. Прежде чем приступить к реализации проектной деятельности педагогами и родителями был проведен анализ: что должны узнать дети, какие характерные признаки нашей местности, связь родного поселка с районным центром и всей страной. В каждой местности есть свои территориальные особенности, живут люди, прославившиеся своей деятельностью или поступками. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитатель ном отношении. Поэтому для педагогов и родителей очень важно было правильно с точки зрения пед а гогики сделать выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Педагогами и родителями были зап лан ированы несколько проектов имеющих разные цели и сроки реализации, но каждый из них б ыл направлен на формирование гражданских чувств у дошкольников, путем приобщения к истории малой Родины( поселка Маслова Пристань) . Реализация проектной деятельности охватывал а организацию образовательной деят ельности с детьми, самостоятельную деятельность детей и совме стную работу детей и родителей. К роме этого предполагалось использование интег рированного подхода – включение сведений об истории поселка во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование гра жданских чувств у дошкольн иков путем приобщения к истории малой Родины( поселка Маслова Пристань) , в детском саду были созданы условия: оформлена выставка методической и художественной литературы; подготовлены материалы, отражающие историю поселка: журналы, газеты, летопись( в этом содействовали работники местной библиотеки) ; на краеведческом материале разрабо таны конспекты занятий, бесед. В группах оформлен патриотический уголок «Мой край родной»: иллюстрации и дидактические игры для детей «Найди свою улицу», «Что лишнее», «Найди по описанию» и др. , символика России, г. Б елгорода, г. Шебекино и Шебекинского района; фотографии поселка Маслова Пристань, русские народные сказки. Первые проекты были направлены на формирование у детей знаний: о членах своей семьи, их занятиях и взаимоотношениях, семейных праздниках, событиях; о названии пос елка, в котором они живут, улиц, ближайшем окружение детского сада. Например, в проекте «Моя семья», были организованы беседы с детьми о семье, о членах семьи, их занятии и взаимоотношении, организовано занятие по рисованию «Моя семья», дома детям с родителями нужно было оформить альбом «Моя семья», затем каждому ребенку самостоятельно составить рассказ о своей семье по своему альбому и рисунку. Итоговыми продуктами проекта стали: коллективное оформление плаката «Я и моя семья», альбомы с фотографиями «Моя семья», книжка- малышка с детскими рисунками «Моя семья». Подобным образом, были организованы проекты «Семейные традиции», «Мой дом», «Моя улица», «Детский сад», «Наш посёлок». В рамках проектов были организованы следующие формы работы с детьми и родителями: рассказы воспитателей о поселке, о природе, показ иллюстрации; составлялись детские рассказы из личного опыта о  членах семьи  и доме, в котором они живут;  чтение  заранее приготовленных стихов о членах семьи; дети выполняли рисунки, аппликации на тему «Моя малая Родина», «Дом, в котором я живу», оформляли вместе с родителями фотоальбомы, плакаты. Взаимодействие педагогов, родителей и детей становило сь интересней с каждым днём. Были организованы экскурсии и целевые прогулки; знакомили детей с историй возникновения поселка Маслова Пристань, с названиями улиц, учреждений, их назначением, с деятельност ью и ремеслом людей односельчан. Например, после целевых прогулок по улицам Шумилова, Бата лова, 72- я Гвардейская, делились своими впечатлениями. После экскурсий к Масловопристанской школе, почте, амбулатории, спортивному комплексу, дому культуры, детской школе искусств дети выполняли зарисовки. В результате многочисленных экскурсий с овместно педагогами, родителями и детьми оформлены маке ты улиц нашего поселка, собраны фотографии учреждений поселка, фотоальбомы природы нашего поселка: во дохранилище, сосновый бор, луг; памятников, в честь погибших солдат в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно в день Победы в Ве ликой Отечественной войне, педагоги, дети и родители, принимают участие в проекте «Бессмертный полк». Оформляются планшеты с фотографиями родных и близких людей, которые защищали Родину в годы войны. На территории детского сада воспи тателями детьми и родителями оформлен тематический уголок «Моя малая Родина», с фотографиями поселка Маслова Пристан ь. Для организации занятий на свежем воздухе оформлен стол и скамьи, разработаны тематические материалы, конспекты познавательных занятий «Природа нашего края», «Наш поселок – Маслова Пристань», «Легенда о поселке», «Вечная память героям», «Маслова Пристань. Наши дни». Следует отметить важность мероприятий, которые были организованы педагогами непосредственно для родителей: мастер- класс «Организация проекта с детьми», семинары- практикумы «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края», «Воспитание маленьких патриотов», «Дошкольнику – об истории Родного края», многочисленные консультации «Организация целевых прогулок, экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста», «История поселка Маслова Пристань», «Как организовать работу с детьми по формированию гражданских чувств»; анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и определения круга проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Реализация проектной деятельности педагогов и родителей по знакомству дошкольников с историй малой Родины продолжается и показывает, что развитие у современных до школьников представлений о родном крае, отношение к события м его прошлого и современности завис ят от позиции близких взрослых- родителей и педагогов. Надо помнить об этом, совместно объединяться и создавать все возможные условия, что во спитать наших детей достойными гражданами и патриотами своей Родины. Список литературы: Басаргина А. А. Уроки о вечном. Белгород, 2006. - 85с. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003. - 181с.

Оставить комментарий: