a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья на тему "Формирование здорового образа жизни у дошкольника в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Опубликовано: 2016-12-22 16:46:18

Документы для скачивания

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игольникова А. Д. , Лагутина С. А. , Астахова О. Ф. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 поселка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ Без здоровья невозможно и счастье. В. Г. Белинский Жизнь в современной действительности диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное. Цел ь совре менного дошкольного образования – создани е условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важн ый, самоценный этап в общем развити и человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования. Здоровый ребенок- одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает пре дъявляемые к нему требования[ 2, 46] . Однако, усложнение общественной жизни, экологические, психологические, техногенные факторы провоцируют негативные тенденции состояния здоровья детей. Это связано в первую очередь с негативной динамикой показателей состояния здоровья дошкольников. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно- сосудистой системы. Возросло число детей « группы риска » по развитию психических нарушений. Значительное число детей, впервые поступающих в детский сад, имеют низкие возрастно- половые показатели развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости, мышечной силы. В связи с этим, о дной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Э ффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у ребенка активной позиции по отношению к собственному здоровью[ 2, 46] . Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов. В последнее время многие родители не редко проявляют заинтересованность в вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции, кружки хореографии. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью. Важная роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи в заимодействие с семьей должно строит ь ся на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмене жизненным опытом, безусловным принятием ребенка. Работа с семьей может вестись в самых разнообразных формах: 1. Формы информационного характера – анкетирование, тесты, опросы родителей, книга отзывов и пожеланий, почтовый ящик. Такие формы позволяют собрать больше информации о семье воспитанника. 2. Проведение совместных мероприятий – праздников, досугов, тематических вечеров, олимпиад. Эта форма способствует сближению, созданию дружеской обстановки. 3. Коллективные формы – родительские собрания, беседы, дни открытых дверей, дни здоровья, семинары, практикумы, «Школа молодых родителей», и т. д. Такие формы носят познавательный характер, вызывают доверительное отношение. 4. Наглядная информация. Всевозможные памятки, буклеты, проспекты, информационные листы, оформление тематических стендов и т. д. Родителям можно предложить поучаствовать в оформлении атрибутов, украшений для зала к спортивному празднику, оформить стенгазету, альбом достижений и многое другое. Работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование определенных знаний и навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать определенные условия. Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка( ребенок – субъект образования, активный в выборе содержания своего образования) , учет жизненной ситуации, состояния здоровья каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является: 1. Здоровьесберегающие технологии и их реализация в дошкольном образовательном учреждении. 2. Сотрудничество с семьей, единство требований. 3. Системность и планомерность работы по здоровьесбережению. 4. Создание специальных условий для обеспечения двигательной активности детей, удовлетворение потребности их в движении. 5. Обеспечение соблюдения режима дня, смены деятельности с учетом возрастных особенностей. 6. Индивидуальная работа с детьми. 7. Работа по оздоровлению ослабленных детей. 8. Индивидуальный подход к детям, перенесшим заболевание. 9. Проведение диагностических исследований. 10. Достаточная материальная база, создание развивающей среды. Необходимо не только давать знания, но и научить детей использовать их: разумно относиться к своему здоровью, определять свое состояние, различать что полезно для организма, а что вредно, проявлять любознательность в вопросах здоровья, уметь предотвращать ситуации, угрожающие здоровью, самостоятельно, без напоминания соблюдать опрятность, чистоту, культурно- гигиенические навыки, понимать пользу физических упражнений. Следует помнить, что большое значение в этом имеет личный пример и пример окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, соблюдать культурно- этические нормы, быть достойным объектом для подражания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности. Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые. Список используемой литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Ирхин В. Н. , Кортюкова Е. А. « Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения» Белгород, 2006г.

Оставить комментарий: