a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта ОД с детьми подготовительной к школе группы «Почему предметы движутся?» (экспериментальная деятельность)

Опубликовано: 2016-12-22 17:42:04

Документы для скачивания

Технологическая карта ОД с детьми подготовительной к школе группы « Почему предметы движутся? »( экспериментальная деятельность) Возрастная группа: подготовительная к школе. Воспитатель: Паршина Светлана Николаевна. Образовательная область: познавательное развитие( экспериментальная деятельность) Тема ООД: « Почему предметы движутся? » Цель освоения предложенного материала по теме: знакомство детей с понятиями «сила» и «трение», посредством организации экспериментальной деятельности с неживой природой. Задачи: - о бразовательные: - п ознакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с лупой; - р азвивающие: - способствовать развитию творческих способностей и логического мышления детей, активного стремления находить способы решения проблем, которые можно решить с помощью экспериментирования; - в оспитательные: - воспитывать интерес детей к экспериментированию с предметами и материалами. Планируемые результаты: дети знают физические понятия «сила», «трение»; знают о пользе трения; умеют работать с лупой; у детей развиты творческие способности и логическое мышление, умеют находить способы решения проблем с помощью экспериментирования; дети проявляют интерес к экспериментированию с предметами и материалами. Организация пространства: пронумерованные игрушечные машинки( 1- обычная, 2- с веревочкой, 3 – механическая, с пультом управления) , пронумерованные шарики( теннисный, пластмассовый, воздушный) , книга, ваза, мягкая игрушка, на каждого ребенка: брусок дерева, стекло, лупа, лист бумаги, простой карандаш; музыка из мультфильма « Фиксики », видеоролик фрагмента мультфильма « Фиксики »( серия «Сила трени я») . Основные понятия темы: понятия «сила», «трение». Подготовительная работа: просмотр мульт фильма « Фиксики »( знакомство с героями, беседа о героях мультфильма) . Технология изучения указанной темы № Этап занятия Ход занятия Деятельность педагога Деятельность детей Время 1. Психологический настрой Воспитатель: ребята, подойдите ко мне, мои хорошие! Встаньте так, что бы я каждого видела! Что бы всем было удобно. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Дети подходят к воспитателю и встают перед ней полукругом. 1 мин. 2. Мотивационно- ориентировочный Неожиданно раздается музыка, воспитатель с детьми пытаются понять, откуда идет звук. Подходят к столу с ширмой и видят фиксиков: Нолика и Симку, которые о чем- то говорят. Воспитатель просит детей внимательно их послушать. Нолик: Симка, Симка, мне сегодня приснился необычный сон, я летал на облаках, катался на каруселях, ездил на машине! Вдруг она поломалась, и я пытался ее толкнуть, но не смог сдвинуть ее с места. Симка: и что? Нолик: Симка, а как облака могут двигаться? Как ездят машины? Как вообще все предметы в мире движутся? И почему одни предметы легко двигать с места, а другие трудно? Симка: ничего себе, сколько вопросов, а ты бы задал эти вопросы во сне. Дети подходят к столу с ширмой и внимательно слушают фиксиков. 1, 5 мин. Нолик: я не у спел, я был так увлечен путешествием, а потом проснулся. Симка: ой, Нолик, нас, кажется, подслушивают. Симка: ( О бращается к детям) з дравствуйте, ребята! Может, вы поможете нам узнать, почему предметы движутся. Д ети здороваются. Дети соглашаются. 3. Поисковый Воспитатель: ребята, вы узнали, кто к нам пришел? Воспитатель: какая проблема у фиксиков, ребята? Воспитатель: о чем попросили вас фиксики? Воспитатель: раз вы согласны помочь фиксикам, я предлагаю вам составить план, того, что нужно узнать: Воспитатель с детьми составляют схематический план. 1. Почему предметы движутся? 2. Почему одни предметы движутся легко, а другие трудно? 3. Воспитатель: а на третьей схеме у нас знак вопроса, что это за вопрос и ответ на него мы узнаем, когда ответим на первых два вопроса. Воспитатель: ребята, что бы помочь фиксикам, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Техники», где мы будем с вами настоящими мастерами- исследователями. Дети: да! Это Нолик и Симка из мультика « Фиксики ». Дети: фиксики не знают: почему предметы движутся, и почему одни предметы двигать легко, а другие трудно. Дети: помочь найти ответы на их вопросы. Д ети подсказывают воспитателю, какие вопросы были у фиксиков, помогают составить схематический план. 2, 5 мин. Воспитатель: Нолик, Симка, вы отправляетесь с нами в страну «Техники»? ( Нолик и Симка соглашаются. ) 4. Практический Звучит музыка. Воспитатель: и так, теперь мы с вами в стране «Техники», и вот наше первое исследование. Воспитатель обращает внимание детей на игрушечные машинки, которые стоят на полу. Первый опыт Воспитатель: посмотрите, на полу стоят три машинки, рассмотрите их и попробуйте сделать так, чтобы каждая машинка начала движение. Воспитатель: а т еперь, расскажите, что вы делали, чтобы каждая машинка начала движение. Воспитатель: ребята, какой общий вывод можно сделать? Какие мы выполняли действия с предметами? Дети стоят в кругу с закрытыми глазами, под музыку поворачиваются вокруг себя и открывают глаза. Дети поочереди двигают машинки разными способами. Дети показывают по очереди на каждую машинку и поясняют: первую машинку мы потянули за веревочку, и она поехала, что бы поехала вторая машинка, ее нужно было толкнуть, и она покатилась, а третью машинку мы двигали двумя способами, толкнули, и она покатилась, и нажали на пульт управления, и она поехала. Дети: тянули, толкали. 20 мин. Практический Воспитатель: что заставило двигаться третью машинку? Воспитатель: и так, мы справились с первым заданием. И наше путешествие продолжается. Второй опыт И вот перед нами новое исследование. ( Восп итатель подводит детей к столу, на котором лежат три шарика: пластмассовый, теннисный, воздушный) Воспитатель: посмотрите, ребята, перед вами три шарика( пронумерованных) , сейчас они не движутся, а вы должны сделайте так, чтобы они начали движение. Воспитатель дает возможность детям самим выбрать способ движения шариков. Если дети только толкают шарики, можно предложить подуть на них, подкинуть вверх. Воспитатель призывает детей внимательно наблюдать за происходящим. Воспитатель: и так, ребята, теперь расскажите, что вы делали, что бы шарики начали движение. Воспитатель: почему третий шарик не начал движение, когда вы на него дули? Дети: пульт управления. Внутри машинки есть моторчик и батарейки, от пульта управления, при нажатии, поступает сигнал к машинке и она начинает движение. Д етям поочереди двигают шарики разными способами. Дети поясняют: мы их толкали, подбрасывали, а на первый и второй шарик мы еще и дули и они двигались. Дети: потому что он тяжелее, чем другие шарики. Практический Воспитатель: какой можно сделать вывод после этого опыта? Какие действия мы делали, чтобы шарики двигались? Воспитатель: дети, фиксики, я вам расскажу один секрет: ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их кто- то или что- то тянет или толкает. И то, что заставляет их двигаться- называется силой. К то заставлял машинки и шарики двигаться? Воспитатель: мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы разными способами. И так с помощью двух опытов мы смогли найти ответ на первый вопрос нашего плана. Какой был первый вопрос! Воспитатель: и почему? Третий опыт Но на этом наше путешествие по стране «Техники» не закончилось. ( Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят две пластмассовые банки: пустая и полная) . Воспитатель: посмотрите, на столе стоят две банки, одна пустая, другая полная. Попробуйте подвинуть любую из этих банок, не поднимая их. Воспитатель: какие действия вы выполняли, что бы предметы двигались? Воспитатель: ( обращается к одному ребенку) попробуй толкнуть полную банку слабо, без усилия. А теперь толкни ее сильнее. Дети: толкали, дули, подкидывали. Дети: мы. Дети: п очему предметы движутся? Дети: предметы двигаются потому, что на них действует разная сила. Дети пытаются подвин уть каждый предмет, толкнув его. Дети: толкали. Ребенок толкает потихоньку полную банку. Ребенок толкает полную банку сильнее. Практический Воспитатель: почему полная банка вначале не стронулась с места? Воспитатель: совершенно верно. Какой можно сделать вывод? И так, с помощью третьего опыт а мы смогли найти ответ на второй вопрос. Какой был второй вопрос? Воспитатель: и почему? Воспитатель: фиксики, ребята, а теперь еще раз посмотрите: вот банка и стол, два предметы находятся близко друг к другу, когда мы толка ем один предмет, они трутся друг о друга. В этот момент в озникает другая сила – «трение»! Трение – это сила, которая мешает скользить одному предмету по поверхности другого. У каждого предмета есть своя поверхность, она может быть твердой, мягкой, шершавой, гладкой, но никакая поверхность не бывает идеально ровной. И я предлагаю вам это проверить. Вы согласны? Четвертый опыт. Следующие открытия мы буде м делать в настоящей лаборатории. Но ч то бы нас туда пропустили, мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории. Физминутка Коль с водой имеем дело, Дети: потому что в первый раз я толкал слабо, а во второй раз сильно. Дети: чем тяжелее предмет, тем больше требуется силы для его движения. Дети: п очему одни предметы движутся легко, а другие трудно? Дети: если предмет тяжелый его легко подвинуть, а если тяжелый, то его подвинуть трудно, нужно много силы. Дети соглашаются. Дети встают в круг. Дети машут указательным пальцем. Практический Если разлилась вода Тряпка под рукой всегда! Со стеклом будь осторожен Ведь оно разбиться может! А разбилось- не беда Есть ведь верные друзья: Шустрый веник и совок И для мусора бачок. Вмиг осколки соберут Наши руки сберегут. Ты работы завершил? Все на место положи! Воспитатель с детьми стоят в кругу, в стихотворной форме с показом проговаривают правила безо пасного поведения в лаборатории. Воспитатель: обратите внимание на материалы, которые лежат на рабочем столе. Я предлагаю вам сравнить поверхности дерева и стекла. А как вы думаете, что нам может по мочь рассмотреть поверхности этих предметов? Воспитатель: возьмите деревянный предмет, п осмот рите на поверхность дерева без лупы, потрогайте ее. Какая она? Воспитатель: теперь рассмотрите поверхность деревянного предмета с помощью лупы, что вы видите? Показывают перед собой круговое движение руками Делают наклон вперед, имитация мытья пола. Машут указательным пальцем. Качают головой. Наклоняются вперед, имитация подметания. Машут указательным пальцем. После физминутки дети одеваю т белые колпаки и фартуки. Дети: лупа. Дети: гладкая. Практический Воспитатель: з арисуйте, как выглядит поверхность дерева под лупой. Воспитатель: теперь возьмите стекло, р ассмотрите поверх ность стекла сначала без лупы. Какая поверхность? Воспитатель: а теперь рассмотрите с помощью лупы. Расскажите, что вы увидели под лупой? Воспитатель: зарис уйте. Воспитатель: я предлагаю вам сравнить ваши зарисовки. Какой можно сделать вывод, сравнив их? Нолик: ребята, ребята, а когда сила трения бывает сильнее? А когда слабее? Воспитатель: ребята, поможем Нолику? Возьмите простой карандаш и нарисуйте линию сначала на деревянном предмете, потом на стекле. Воспитатель: что у вас получилось? Воспитатель: п очему на дереве хорошо видны следы от кара ндаша, а на стекле- почти нет никаких следов? Дети: на поверхности дерева есть бугорки, много п олосо к. Дети рисуют поверхность деревянного предмета. Дети: гладкая. Дети: пятна, мелкие царапинки Дети рисуют поверхность стекла. Дети: на поверхности дерева больше неровностей, чем на поверхности стекла. Оба предмета кажутся ровными, но это не так. Дети соглашаются. Дети рисуют простым карандашом линии на дереве и стекле. Дети: на дереве линию видно, а на стекле нет. Дети: потому что стекло слишком гладкое. Практический Воспитатель: возьмите стекло, попробуй сильнее надавить на карандаш и нарисовать что- нибудь. Воспитатель: т еперь видно? Попробуйте рассмотреть под лупой. Воспитатель: нам получилось нарисовать на обеих поверхностях простым карандашом? Воспитатель: Что это значит? Воспитатель: Скажите, г де лучше виден след карандаша — на стекле или дереве? Воспитатель: п очему? Воспитатель: какой можно сделать вывод? Нолик: ребята, интересно, а что если бы силы трения не было вообще? Воспитатель: а об этом, Нолик, нам расскажет уважаемый Дедус. Видеоролик фрагмента из мультфильма « Фиксики »( серия «Сила трения») Воспитатель: о чем рассказал вам Дедус? Дети еще раз рисуют на стекле простым карандашом, сильно надавливая на него. Дети рассматривают под лупой стекло и видят линии. Дети: теперь видно. Дети: получилось. Дети: это значит, что обе поверхности не гладкие. Дети: на дереве. Дети: потому, что дерево не такое гладкое как стекло. Дети: т рение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Тре ние на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов. Дети снимают колпаки и фартуки, выходят из лаборатории, подходят к экрану телевизора, смотрят ви деоролик. Выводы детей. 5. Рефле к сивно – оценочный Воспитатель с детьми подходят к схематическому плану. Воспитатель: и так, ребята, на этом наше путешествие по стране «Техники» завершается. Давайте подведем итоги. Воспитатель: с какой просьбой обратились к вам фиксики? Воспитатель: к акие опыты нам помогли узнать, почему предметы движутся? Воспитатель: ч то мы узнали после этих опытов? Воспитатель: к акой опыт нам помог найти ответ на второй вопрос? Воспитатель: ч то мы узнали? Воспитатель: что мы еще узнали в этом опыте? Воспитатель: третья схема у нас была « знак вопроса», какие еще вопросы появлялись у Нолика? Воспитатель: мы нашли ответы на эти вопросы? Какие опыты мы делали, что узнали? Дети: фиксики попросили нас помочь узнать, почему предметы движутся, и п очему одни предметы движутся легко, а другие трудно. Дети: опыты с машинками и мячиками. Дети: что для движения предметов нужна сила. Дети: опыт с банками. Дети: чем тяжелее предмет, тем больше требуется силы для его движения. Дети: мы узнали, что во время движения предметов, между ними возникает т рение – это сила, которая мешает скользить одному предмету по поверхности другого. Дети: когда сила трения бывает сильнее, а когда слабее? И, что если бы силы трения не было вообще? Дети: мы рисовали простым карандашом на дереве и стекле, и узнали, чем поверхность ровнее, тем сила трения слабее. 5 мин. Рефле к сивно – оценочный Симка: с пасибо, ребята, мы узнали от вас много нового. Нолик: теперь я узнал, почему предметы движутся! Узнал, почему одни предметы двигать легко, а другие трудно! Узнал, что существует сила трения и она необходима для жизни! Спасибо вам! Воспитатель: ну вот, ребята, теперь мы можем возвращаться в детский сад! А Нолик и Симка к себе в мультфильм. Симка и Нолик вместе: до свидания, ребята! Звучит музыка. Воспитатель: ну вот мы с нова у себя в группе, мы многое узнали, помогли фиксикам, мы можем продолжить экспериментировать, но я предлагаю это делать во время прогулки. Последующая работа: н а прогулке организуется дальнейшее проведение опытов на закрепление понятий «сила», «трение», но с другими предметами. Дети: Дедус нам рассказал, если бы силы трения не было вообще, мы не смогли бы держать предметы в руках, ни мы, н икакие другие предметы не могли бы двигаться. Дети встают вкруг, под музыку закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, открывают глаза.

Оставить комментарий: