Семенякина С.Л. "Воспитание у детей толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья". Консультация для воспитателей
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Человек – существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе. Поэтому очень важно научить детей строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно перед таким серьезным этапом их жизненного пути – обучение в школе.
Одной из задач воспитания является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяется права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что сейчас определяется термином «толерантность». Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы в здоровье, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания. Ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в детстве, дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства.
Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более того, в дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность,конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот,превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно к детям-инвалидам.
Что же должны делать педагоги и родители, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к детям-инвалидам?
Во-первых, необходимо вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.
Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя их для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.
В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.
В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.
Какие задачи решаются в ходе формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям-инвалидам?
- необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
- терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
- ребенок должен научиться выдержке и терпению.
- большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
- он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
Этапы работы по формированию толерантного отношения к сверстникам:
- Этап-ознакомление детей с основными законами и правилами человеческого общежития.
- Этап-закрепление полученных знаний, на основе которых должно сформироваться элементарное оценочное отношение к поведению людей.
- Этап-формирование устойчивого толерантного поведения и приемы работы.
Формирование установок толерантного поведения у детей протекает в разнообразных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной, двигательной, во время которых происходит обогащение личности воспитанников нравственными понятиями, представлениями и поступками.
Для улучшения внутригрупповых отношений и сплочения детского коллектива в группе сверстников предлагаю создать следующую систему традиций.
"Утро радостных встреч"
Каждое утро перед тем, как начинать дела дети собираются на паласе, встают в круг и приветствуют друг друга.
Приветствие способствует взаимопониманию и взаимному уважению всех членов группы, задаёт спокойный и доброжелательный тон.
Приветствуя друг друга, все называют имена, что позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль общения друг к другу. При этом, дети могут высказать пожелания товарищу, сделать комплимент.
Варианты приветствий:
-Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, мяч, цветок и т. д.
-Можно здороваться, изменяя очерёдность в круге, например, через одного человека.
-Дети приветствуют друг друга, зацепляясь мизинцами.
-Передают приветствие на другом языке (немецком, английском и др.)
-Можно приветствовать друг друга, сидя на ковре «по-турецки».
-Можно погладить, обнять, хлопнуть по ладошке.
-Можно выразить комплимент, пожелание.
Приветствие «Солнышко»
Дети сидят на ковре, образуя круг. В центре ковра располагается желтый круг (солнышко). Каждый ребенок получает свой лучик. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют, при этом дети высказывают краткое доброе пожелание. Например: «Здравствуй, Ксюша, как хорошо, что ты пришла! Я желаю тебе веселого настроения и т. д.
Воспитатель обращает внимание на большое солнце, которое получилось, и предлагает поприветствовать его и всех окружающих. Дети встают в круг и произносят речевку, выполняя движения в соответствии с текстом.
"Здравствуй, солнце золотое, (руки вперед)
Здравствуй, небо голубое, (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (махи руками вверху)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую! " (руки вперед с наклоном)
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем. "
"Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись! "
"Экран добрых дел" представляет собой лист ватмана, где в вертикальном столбике написаны имена и фамилии детей, а горизонтальном - приклеены картинки с добрыми делами детей: "Помощь взрослым", "Помощь другу", "Мы дежурные", "Мы дружные ребята", "Культура поведения за столом" и. т. д.
В клеточках напротив каждого имени рисуются значки (звездочки, сердечки, цветочки, если ребенок в течении дня совершает сам, без напоминания взрослых положительные поступки.
Данный ритуал позволяет научиться оценивать поступки других, услышать мнение о своем поведении, формирует устойчивое толерантное поведение.
Мирилки помогают легко и быстро помириться без участия взрослых.
"Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем. "
"Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись! "
В результате дети:
-Учатся управлять своим поведением, понимать состояния других людей;
-Устанавливать контакты;
-Овладевают культурой общения;
-Формируется толерантное отношение к сверстникам.