Белоненко Ж.В. Современные подходы к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении
В условиях модернизации системы образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования деятельность образовательной организации предполагает создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ведущей задачей стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поскольку только здоровый ребенок может достичь необходимого уровня интеллектуально-
Учитывая тот факт, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического и психологического здоровья, и понимая ценность сохранения и укрепления здоровья воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Теремок» г. Шебекино» выбрал именно это направление в качестве приоритетного в своей деятельности.
Отметим, что учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей культуры здорового образа жизни – здоровьесберегаю
Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно-право
Модульный принцип организации работы позволяет наиболее полно учитывать особенности образовательной организации, обеспечить системность, целостность, взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса. Остановимся подробно на каждом модуле.
Модуль 1 «Медицинское сопровождение». В дошкольном учреждении имеется медицинский блок, оснащенный необходимым современным оборудованием. Под руководством медицинской сестры проводятся закаливающие мероприятия и мероприятия по профилактике плоскостопия, осанки, нарушения зрения. В рамках данного модуля осуществляется работа по снижению уровня заболеваемости, профилактика заболеваемости, контроль за соблюдением гигиенических норм, санитарное просвещение сотрудников и родителей.
Модуль 2 «Спортивно-оздор
-
на физкультурных занятиях всех типов (в спортивном зале, в бассейне, на воздухе). В содержание образовательной деятельности по физическому воспитанию включаются элементы игрового стретчинга, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, упражнения корригирующей гимнастики;
-
на дополнительных физкультурных занятиях (кружок по танцевально-игро
вой гимнастике, реализуемый в рамках регионального проекта «Танец как средство эстетического развития детей»); -
с учетом оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и нарушений осанки; подвижные игры; динамические паузы с использованием индивидуальных массажных ковриков и су-джок-терапии – метода точечного воздействия на кисть и стопу, минутки-пробудки после дневного сна, психогимнастика, упражнения на релаксацию, физические упражнения на прогулке и т.д.);
-
в комплексе закаливающих мероприятий (воздушные ванны, хождение по «дорожкам здоровья», обширное умывание, влажное и сухое обтирание, полоскание горла солевым раствором, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой);
-
в самостоятельной двигательной деятельности детей (физические упражнения и игры определяются самими детьми);
-
активным отдыхом (праздники, соревнования, дни здоровья для сотрудников и родителей).
Дети и сотрудники нашего учреждения активно включились в реализацию Всероссийского физкультурно-спо
Таким образом, оздоровительная работа охватывает всех участников образовательных отношений.
Модуль 3 «Интеллектуально
В подготовительной к школе группе развитие интеллектуальных способностей воспитанников осуществляется, в том числе, посредством обучения игры в шахматы. В шахматной игре у детей формируется навык внутреннего плана действий: они учатся соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные знания, искать нетривиальные решения и создавать различные комбинации.
Начиная со средней группы в образовательный процесс включены развивающие игры В.В. Воскобовича, которые имеют ряд особенностей – это вариативность, возможность решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи, проявлять творчество, что помогает поддерживать интерес ребенка в течение длительного времени, а взрослому, используя различные методические приёмы, продлевать игру.
Во взаимосвязи с физическим и умственным развитием формируется речь ребёнка и служит показателем его общего развития. Увеличение темпов физического и интеллектуальног
Перспективы развития данного модуля состоят в установке компьютерного игрового тренажера Биологически обратной связи (БОС) для профилактики стресса у детей и коррекции речевых проблем.
Начиная с октября 2016г. детский сад включен в муниципальный проект «Создание мобильного консультационног
Реализация психологического сопровождения (модуль 5 «Психолого-корре
Кроме перечисленного педагог-психолог работает по следующим направлениям: групповое и индивидуальное консультирование родителей обучающихся; сопровождение педагогов по сохранению психического здоровья; коррекция детско-родительс
Модуль 6 «Духовно-нравств
Работа по здоровьесбережен
Таким образом, система сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольной организации представляет собой единство цели, задач, средств, форм, методов работы в различных направлениях и нацеленных на всестороннее развитие детей.
Список литературы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования)
-
Волошина Л.Н., Кокунько, Л.Я., Кривцова Е.Я. Управление физкультурно-озд
оровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методичес кое пособие. ИД «Белгород», 2012г., 132 с. -
Михайлова Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.