a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Белоненко Ж.В. Современные подходы к организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении

Опубликовано: 2017-01-15 13:59:10

В условиях модернизации системы образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования деятельность образовательной организации предполагает создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ведущей задачей стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поскольку только здоровый ребенок может достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития, психологического, духовного и физического здоровья.

Учитывая тот факт, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического и психологического здоровья, и понимая ценность сохранения и укрепления здоровья воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Теремок» г. Шебекино» выбрал именно это направление в качестве приоритетного в своей деятельности.

Отметим, что учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей культуры здорового образа жизни – здоровьесберегающая среда создана как на территории детского сада, так и в помещении, и включает в себя министадион для игр в футбол, волейбол, баскетбол, городки, спортивный комплекс для упражнений на координацию движений, спортивный зал, бассейн, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов.

Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно-правовую базу, научно-методические разработки, передовые оздоровительные технологии, в МБДОУ была разработана стратегия работы по оздоровлению детей. Структурными компонентами выступают семь взаимосвязанных модулей: модуль 1 «Медицинское сопровождение», модуль 2 «Спортивно-оздоровительная работа», модуль 3 «Интеллектуальное здоровье», модуль 4 «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда», модуль 5 «Психолого-коррекционная работа», модуль 6 «Духовно-нравственное здоровье», модуль 7 «Взаимодействие с родителями».

Модульный принцип организации работы позволяет наиболее полно учитывать особенности образовательной организации, обеспечить системность, целостность, взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса. Остановимся подробно на каждом модуле.

Модуль 1 «Медицинское сопровождение». В дошкольном учреждении имеется медицинский блок, оснащенный необходимым современным оборудованием. Под руководством медицинской сестры проводятся закаливающие мероприятия и мероприятия по профилактике плоскостопия, осанки, нарушения зрения. В рамках данного модуля осуществляется работа по снижению уровня заболеваемости, профилактика заболеваемости, контроль за соблюдением гигиенических норм, санитарное просвещение сотрудников и родителей.

Модуль 2 «Спортивно-оздоровительная работа» обеспечивает организацию здоровьесберегающего образовательного пространства, которое реализуется:

  • на физкультурных занятиях всех типов (в спортивном зале, в бассейне, на воздухе). В содержание образовательной деятельности по физическому воспитанию включаются элементы игрового стретчинга, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, упражнения корригирующей гимнастики;

  • на дополнительных физкультурных занятиях (кружок по танцевально-игровой гимнастике, реализуемый в рамках регионального проекта «Танец как средство эстетического развития детей»);

  • с учетом оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и нарушений осанки; подвижные игры; динамические паузы с использованием индивидуальных массажных ковриков и су-джок-терапии – метода точечного воздействия на кисть и стопу, минутки-пробудки после дневного сна, психогимнастика, упражнения на релаксацию, физические упражнения на прогулке и т.д.);

  • в комплексе закаливающих мероприятий (воздушные ванны, хождение по «дорожкам здоровья», обширное умывание, влажное и сухое обтирание, полоскание горла солевым раствором, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой);

  • в самостоятельной двигательной деятельности детей (физические упражнения и игры определяются самими детьми);

  • активным отдыхом (праздники, соревнования, дни здоровья для сотрудников и родителей).

Дети и сотрудники нашего учреждения активно включились в реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет в 2016 году сдали нормативы по прыжкам в длину, отжиманию, метанию, сгибанию туловища. Внедрение комплекса ГТО в образовательное учреждение проходит в соответствии с муниципальной «дорожной картой» «Навстречу ГТО». Команда трудового коллектива детского сада в октябре 2016г. приняла участие в муниципальном этапе Фестиваля ГТО.

Таким образом, оздоровительная работа охватывает всех участников образовательных отношений.

Модуль 3 «Интеллектуальное здоровье» предполагает формирование осознанного ценностного отношения детей к собственному здоровью. Эффективным является использование в режиме дня образовательных ситуаций, способствующих расширению представлений о здоровом образе жизни, развитию интереса и любви к спорту, формированию основ безопасности жизнедеятельности.

В подготовительной к школе группе развитие интеллектуальных способностей воспитанников осуществляется, в том числе, посредством обучения игры в шахматы. В шахматной игре у детей формируется навык внутреннего плана действий: они учатся соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные знания, искать нетривиальные решения и создавать различные комбинации.

Начиная со средней группы в образовательный процесс включены развивающие игры В.В. Воскобовича, которые имеют ряд особенностей – это вариативность, возможность решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи, проявлять творчество, что помогает поддерживать интерес ребенка в течение длительного времени, а взрослому, используя различные методические приёмы, продлевать игру.

Во взаимосвязи с физическим и умственным развитием формируется речь ребёнка и служит показателем его общего развития. Увеличение темпов физического и интеллектуального развития благоприятно сказывается на речевом развитии детей. Поэтому отдельное внимание уделяется реализации модуля 4 «Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда». В детском саду имеется группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которую посещают 20 воспитанников. Учителем-логопедом и воспитателями организована коррекционная помощь в виде фронтальных и индивидуальных занятий, которые проводятся в соответствии с режимом дня и расписанием занятий. В занятия включаются нетрадиционные методы коррекции: упражнения на балансировочном диске, психогимнастика, информационно-коммуникативные технологии, элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Таким образом, ведется активная деятельность сразу по двум направлениям: здоровьесберегающему и коррекционному.

Перспективы развития данного модуля состоят в установке компьютерного игрового тренажера Биологически обратной связи (БОС) для профилактики стресса у детей и коррекции речевых проблем.

Начиная с октября 2016г. детский сад включен в муниципальный проект «Создание мобильного консультационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста и их родителей на территории Шебекинского района». Данный проект предусматривает охват детей-инвалидов, не посещающих дошкольные организации, услугами дошкольного образования в виде индивидуальной работы как с детьми, так и с родителями.

Реализация психологического сопровождения (модуль 5 «Психолого-коррекционная работа»), согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важным условием повышения качества образования в современной образовательной организации. Для сохранения психологического здоровья педагогом-психологом проводится мониторинг личностного развития дошкольников, осуществляется коррекционная помощь в решении существующих психологических проблем, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении, регулярно проводятся релаксационные, тренинговые занятия. Психологическая поддержка дошкольников осуществляется через реализацию следующих методик: песочная терапия, сказкотерапия, аромотерапия. Инновационным методом работы с детьми является литотерапия (лечение камнями), который предполагает контактное (массаж), либо бесконтактное воздействие минералов на организм человека. На таких занятиях у детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность.

Кроме перечисленного педагог-психолог работает по следующим направлениям: групповое и индивидуальное консультирование родителей обучающихся; сопровождение педагогов по сохранению психического здоровья; коррекция детско-родительских отношений.

Модуль 6 «Духовно-нравственное здоровье». Начиная с дошкольного возраста, педагоги формируют культуру личности ребенка, прививают ценности здорового образа жизни, развивают социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные и физические качества, строят образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Данный модуль реализуется посредством организации образовательной работы с детьми на основе парциальной интегрированной региональной программы «Белгородоведение», а также в тесном сотрудничестве с настоятелем Свято-Никольского храма города Шебекино отцом Вячеславом. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям русской культуры и стремление возродить традиции семейного воспитания.

Работа по здоровьесбережению осуществляется во взаимодействии с родителями (модуль 7). Наиболее приемлемыми формами работы являются игровые: спортивные мероприятия «Веселые старты», День здоровой семьи. В детском саду организуются и проводятся консультирование родителей по формированию индивидуального стиля здорового поведения, семейные проекты различной направленности, выпуск информационных материалов в каждой группе и др.

Таким образом, система сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольной организации представляет собой единство цели, задач, средств, форм, методов работы в различных направлениях и нацеленных на всестороннее развитие детей.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования)

  2. Волошина Л.Н., Кокунько, Л.Я., Кривцова Е.Я. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. ИД «Белгород», 2012г., 132 с.

  3. Михайлова Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48.

Оставить комментарий: