Конструкт по речевому развитию с детьми седьмого года жизни на тему: "Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову – Микитову)"
Документы для скачивания
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект:
На основе примерной образовательной программы дошкольного образования Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014. – 352 с., Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования 2015. –
96 с., интернет - ресурс https://goo.gl/images/PGIrIQ, https://goo.gl/images/Bi2Vfs.
Средства:
Мультимедиа: проектор, экран;
Наглядные: презентация «Пересказ рассказа «Клесты»» на флеш – накопителе.
Оборудование и материалы: стулья 10 штук, графические схемы, картинный материал «Клесты», мяч.
Литературные: загадка – «Кто зимой средь хвойных веток….»
Музыкальные: аудиозапись пение клеста.
Предварительная работа:
-Чтение рассказов о зимующих птицах.
-Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Клесты».
-Знакомство с творчеством писателя.
-Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»
-Дидактические игры по теме «зимующие птицы»: «Четвёртый лишний», «Лото», «разрезные картинки».
Цель:
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Основные задачи:
- Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
- Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
- Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
- Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».
Методы и приёмы:
Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения, звукобуквенный анализ слова.
Этапы (последовательность) деятельности Средства, методы, технологии |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
Мотивационный
Организационный |
(на экране зимний лес, слайд 1) Дети вы хотите оказаться в зимнем лесу? Мы сегодня пойдём не просто в лес, а к необычной птичке. А чтобы узнать к какой…. угадайте загадку? Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут ... (Клестом) (на экране, слайд 1, появляется клёст ) |
Предлагает принять решение.
Загадывает загадку. Предлагает рассмотреть птицу |
Принимают решение.
Отгадывают загадку. Рассматривают птицу |
Привлечь интерес детей. |
-Клёст зимует у нас, это какая птица? (Клёст – зимующая птица). -Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета). -На что похож клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи). -Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев). - С помощью своего клюва клёст ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов. |
Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Вводит элемент новизны. |
Активно отвечают, полными ответами.
Слушают. |
Вовлечь в беседу.
Вызвать интерес. |
|
Основной:
Чтение.
Беседа по содержанию рассказа.
Игра.
Динамическая пауза.
Повторное чтение текста
Выстраивание графической мнемодорожки |
(опорная схема рассказа, слайд 2)
-Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты». Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливую самочку, поёт ей весёлую песенку. |
Обращает внимание детей на графические схемы.
Вовлекает в слушание. |
Рассматривают графические схемы.
Внимательно слушают. |
Внимательно слушать. |
-Чем непохожи на других птиц клесты? (Тем, что вьют гнёзда и выводят птенцов зимой). -С чем сравнил клестов автор рассказа? (С красными бусами). -Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек). -Какие зимние гнёзда к клестов? (У клестов гнёзда тёплые и глубокие). -Где скрыты гнёзда? (Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев). -Как самки высиживают своих птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнезд). -Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт её песенку). |
Задаёт вопросы по прочитанному тексту. |
Отвечают на вопросы. |
Развивать диалогическую речь. |
|
Ребятки, а давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
Тишину нарушают….. Стайка пролетела…. Быстро и ловко теребят…. Клесты вьют…. Гнёзда трудно увидеть…. Они скрыты…. Самки высиживают….. Самец заботливо кормит….. |
Способствует подгрупповой работе.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Обсуждает с детьми. |
Выражают собственные мысли. Выражают собственные мысли. Обсуждают ответы. |
Подбирать и употреблять синонимы. |
|
Игра (с мячом) «Посчитаем». Ребята, а давайте сейчас вы превратитесь в клестов, вы согласны? Дети «летают друг за другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый клёст, второй клёст…)
-Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.
(Появляется слайд 3 –перепутанные схемы рассказа -Ребятки, давайте мы составим графический план рассказа.
|
Вовлекает в совместную деятельность.
Вовлекает в слушание.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность. |
Активно играют.
Слушают и запоминают.
Выстраивают последовательно опорные схемы рассказа. Работают у смарт-доски. |
Обучать договариванию предложений.
Слушать текст и запоминать.
Обучать выстраивать графические мнемодорожки. |
|
Заключительный
Итог
|
-Ребятки, а теперь попробуем пересказать рассказ с наглядной опорой в виде графических схем.
|
Использует наглядные, информационные средства. |
Пересказывают по цепочке. Пересказывают 2-3 ребёнка. |
Развивать связную речь. |
-Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали? -Чем необычны клесты? -Что нового вы сегодня узнали? |
Задаёт вопросы. |
Отвечают на вопросы. |
Оценить деятельность детей. Предоставить возможность задать вопросы. |