a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

21.01.2017 г. Кейс-урок по окружающему миру «Жизнь луга» 4 класс(из опыта работы учителя начальных классов Капкуновой Г.В.)

Опубликовано: 2017-01-21 16:16:24

Документы для скачивания

Тема: «Жизнь луга» Класс: 4 Тип урока: открытие нового знания Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе. Планируемый результат: Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: ознакомить учащихся с природным сообществом- луг, его растительным и животным миром. Метапредметные: познакомить учащихся с природным сообщество м- луг, его растительным и животным миром; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; оценивать товарища. УУД: Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь быть организованным; Регулятивные: выполнения действий по предложенным критериям учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действий по предложенным критериям учителем; Познавательные: осуществлять поиск информации, производить анализ, сравнение, классификацию; устанавливать причинно- следственные связи в изученном круге явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинн о- следственных связей Методы и формы: Методы: словесный, частично- поисковый, исследовательский. Формы: фронтальная, парная. Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс часть 1» А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, атлас – определитель. Электронное приложение к учебнику. Класс: 4 Программа: УМК «Школа России» Авторы: А. А. Плешаков Тема: Жизнь луга Ход урока: 1. . Определение темы и постановка целей урока. Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу. - Сейчас вам я загадаю загадку, а вы должны мне сказать тему нашего урока Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой И жёлт, и синь, и ал. ( Это луг. ) - Итак, тема нашего урока «Жизнь луга»- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? Задачи: выяснить особенности луга: что растёт на лугу; кто живёт на лугу; как человек использует луга. - Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления- Открываем учебники на стр. 170. - Давайте с вами посмотрим на фотографию №1. Давайте опишем эту фотографию. ( уч- ся описываю фотографию) – Итак, мы совершим воображаемое путешествие в еще одно сообщество – луг. На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов. – Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав текст из электронного приложения Мы будем работать по следующему плану: ( план работы выносят на доску 1. Что такое луг. 2. Растительный мир луга. 3. Животный мир луга. 4. Роль человека в жизни луга. 2. Организация работы с кейсами. Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой. 1 группа называется: «Ботаники» Участники расскажут нам о растительном мире луга. 2 группа: «Зоологи». Эта группа расскажет о животном мире луга. 3 группа: «Экологи». Экологи нам поведают о способах сохранения этой бесценной природы. На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники( на изучение дается 15 минут) , вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации( на все ли вопросы будут найдены ответы) , презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10- ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая, от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие, менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении. Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого 1- я группа 2- я группа 3- я группа 3. Кейсы. Кейс №1. Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство Москва «Просвещение», 2015. Стр. 170- 177. Источник №2: Луг – это без лес ный уча сток земли, на ко то ром рас тут толь ко тра вя ни стые рас те ния. Они при спо со би лись к жизни в хо ро шо увлаж нен ных ме стах вдоль боль ших и малых рек, на окра и нах лесов, на лес ных опуш ках, по краям болот. Верх ний слой лу го вой почвы богат пе ре гно ем, он быст ро впи ты ва ет и хо ро шо удер жи ва ет влагу. В нем густо пе ре пле те ны корни мно го чис лен ных тра вя ни стых рас те ний, ко то рые не дают раз ви вать ся про рост кам де ре вьев и ку стар ни ков. По это му де ре вья и ку стар ни ки встре ча ют ся здесь до воль но редко. На лугу может быть так же ин те рес но, как и в лесу, нужно быть очень вни ма тель ным. Травы на лугу, как де ре вья в лесу, рас тут яру са ми. Верх ний ярус – это све то лю би вые рас те ния с вы со ки ми пря мы ми стеб ля ми. Это ти мо фе ев ка, ва си лек лу го вой, ко ло коль чик, ты ся че лист ник Вто рой ярус за ни ма ют рас те ния, у ко то рых сте бель зн а чи тель но ниже, это кле вер, мят лик. Они при спо со би лись раз ви вать ся в тени. Тре тий ярус со став ля ют мхи Жизнь в раз ных яру сах луга на учи ла рас те ний ужи вать ся рядом друг с дру гом. На при мер, они раз ли ча ют ся по вре ме ни сво е го цве те ния. Одни успе ва ют вы рас ти и от цве сти ран ней вес ной, а дру гие цве тут в се ре дине лета. http: / / interneturok. ru/ okruj- mir/ 3- klass/ prirodnye- soobschestva/ lug- i- ego- obitateli В июне луг становится очень нарядным. Зацветают алые гвоздики, нивяник и белые ромашки, лиловые колокольчики, луговые васильки, розовый клевер, золотистые лютики и много других цветущих растений. Воздух в это время напоен  запахом меда, ароматом трав и цветов. Н а лугу совместно обитают разнообразные животные организмы. Они тесно связаны между собой и окружающей средой, поэтому луг является природным сообществом.     Животные и растения луга связаны в цепи питания. Например, клевер- шмель- трясогузка. Если на лугу исчезнут все птицы, то растительноядные насекомые начнут активно размножаться и погубят огромное количество растений. Если исчезнут все шмели, тогда некому будет опылять клевер. Шмели являются лучшими опылителями этого растения. Неопыленный клевер не даст семян, а это значит, не появятся новые растения. А без клевера нечем будет питаться некоторым домашним животным. Исчезновение любого звена в цепи питания отразится на сообществе в целом. http: / / gnilomedova. 59313s016. edusite. ru/ p10aa1. html Источник №3: На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики. Клевер обычной трехлистной формы – амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу. Клевер- четырёхлистник- цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства,  Один для любви и один для здоровья!   Четырёхлистный клевер — символ невероятной удачи. Василёк- лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок- василёк. Одуванчик- очень любопытный цветок.  Взойдет солнце на востоке- одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит- одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату- одуванчик не спускает с заката взгляда.   С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки- имеют целебные свойства. Древняя легенда гласит: " …Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми. . . "   Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу. Подорожник – лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую. Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. Сок у лютиков ядовит- попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. ( В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота. ) http: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ okruzhayushchii- mir/ 2016/ 09/ 01/ zhizn- luga- rasteniya- i- zhivotnye- luga Источник №4: №1 В ырос во поле цветочек: Сверху — синий огонечек, Снизу — тонкий стебелек. Что за цветик? ( Василек) http: / / ped- kopilka. ru/ vneklasnaja- rabota/ zagadki- schitalki- i- skorogovorki/ zagadki- pro- cvety- i- rastenija- s- otvetami. html №2 Луг от края и до края Пожелтел в начале мая. А в июне побелел- Пух над лугом полетел, Все кружился и кружился. Что за цветик распушился? ( Одуванчик) http: / / kladraz. ru/ zagadki- dlja- detei/ zagadki- pro- lug. html № 3 Белая корзинка Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. ( Ромашка) http: / / ejka. ru/ blog/ zagadki/ 114. html № 4 Тонкий гибкий стебелёк, Шапка красная-  цветок Сладкий в тех цветочках сок Шмель  летит за ним  на ( клевер) http: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ okruzhayushchiy- mir/ 2016/ 10/ 07/ konspekt- nod- lesa- polya- luga- raskinulis- privolno- po № 6 От ветра голову склоню, но почему – то не звеню. ( к олокольчик) http: / / globuss24. ru/ doc/ konspekt- uroka- dlya- 4- klassa- lug- rasteniya- i- zhivotnie- luga- ohrana- lugov №7 Э то прозвище недаром у красивого цветка: Капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться Вам поможет …( Медуница) №8 Тонкий стебель у дорожки На конце его сережки Нам он как хороший друг Лечит ранки ног и рук. ( Подорожник) http: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ okruzhayushchii- mir/ 2016/ 09/ 01/ zhizn- luga- rasteniya- i- zhivotnye- luga Источник №5: В. Степанов Что такое луг? Ковёр травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. Мотыльки игривые, Жуки неторопливые С мёдом сладким пчелки, Песня перепёлки. Мяты аромат, Лета нежный взгляд И до белых мух С дудочкой пастух. http: / / dohcolonoc. ru/ conspect/ 10823- zanyatie- po- ekologii- zhivotnye- i- rasteniya- luga. html Кейс №2. Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство Москва «Просвещение», 2015. Стр. 170- 177. Источник №2: Каких жи вот ных можно встре тить на цве ту щем лугу? На от кры той мест но сти с тра вя ным по кро вом круп ным жи вот ным негде спря тать ся, по это му на лугу они не живут. Зато мел ких жи вот ных – мно же ство: птицы, пре смы ка ю щи е ся, зем но вод ные. А как раз но об ра зен мир на се ко мых! Цвет ки об лю бо ва ли пчелы, шмели, цве точ ные мухи, му равьи. Каких толь ко ба бо чек здесь нет Кто поет кры лья ми? Кто слу ша ет но га ми? Это куз не чи ки. Если куз не чи ка не сразу уви дишь, то его стре ко та ние услы шишь на вер ня ка. Как будто кто- то ча сто- ча сто сту чит мо ло точ ка ми. Эти звуки он из да ет спе ци аль ны ми при спо соб ле ни я ми. Поют, в ос нов ном, самцы, а вот «слу шать» но га ми могут и самцы и самки. В пе ред них ногах у куз не чи ков есть длин ные щели, это и есть уши куз не чи ков. На лугу живут жабы, яще ри цы, они пи та ют ся на се ко мы ми. На се ко мые яв ля ют ся ос нов ной пищей для лу го вых птиц: пе ре пе лов, ко ро сте лей, тря со гу зок. Свои гнез да они устра и ва ют на земле, среди травы. Хищ ные лу го вые птицы – канюк, пу стель га, лунь – пи та ют ся мы ша ми, по лев ка ми и мел ки ми пти ца ми. В почве живут черви, бак те рии, на се ко мые. Без них почва луга не была бы такой пло до род ной. http: / / interneturok. ru/ okruj- mir/ 3- klass/ prirodnye- soobschestva/ lug- i- ego- obitateli Источник №3: В июне луг становится очень нарядным. Воздух в это время напоен  запахом меда, ароматом трав и цветов. Сюда прилетает за нектаром множество пчел, шмелей, ос, цветочных мух. Над цветами порхают пестрые бабочки и легкокрылые стрекозы, в траве бойко стрекочут кузнечики, гудят шмели В густой траве, в укромных местах устраивают гнезда птицы: желтая трясогузка- маленькая птичка с длинным хвостиком, коростель, перепел. Раздаются голоса этих луговых птиц" пить- полоть" , " дерг- дерг" .   Есть на лугу жуки- санитары. Это жук- могильщик и жук- навозник Среди густой травы находят себе пищу многочисленные мыши, за которыми охотятся прилетающие из леса совы. Встречаются жабы, ящерицы, которые питаются насекомыми. В почве живут дождевые черви, микробы, грибы. Под землей обитают кроты. Их пищей являются тоже насекомые, личинки и корни растений. http: / / gnilomedova. 59313s016. edusite. ru/ p10aa1. html На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок http: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ okruzhayushchii- mir/ 2016/ 09/ 01/ zhizn- luga- rasteniya- i- zhivotnye- luga Что вы можете рассказать о бабочках? ( Бабочка – насекомое. Рот у неё – длинный тонкий хоботок. Усиками она нюхает. Бабочки по запаху могут найти друг друга за несколько километров. Бабочки умеют прятаться. Многие бабочки, как и птицы, улетают осенью в тёплые края. Например, луговая желтушка, репейница, чёрно – красный адмирал. ) О бабочках придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки- это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка. Все они являются украшением природы. http: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ okruzhayushchii- mir/ 2016/ 09/ 01/ zhizn- luga- rasteniya- i- zhivotnye- luga Источник №4: №1 И жучок я, и коровка, В черных усиках головка. Я нарядней многих мошек. Крылья красные, в горошек. ( Божья коровка) №2 Хорошо идут дела- Я присела на цветок И нектара набрала В тонкий длинный хоботок. Много у меня работы- Нужно мне заполнить соты. ( Пчела) №3 Р аньше куколкой была, Под корой в мороз спала, Но проснулась в теплом мае И на крылышках летаю. Эти крылышки легки, Как цветные лоскутки. ( Бабочка) №4 Н ад цветами я кружу И без устали жужжу. Черно- желтый, полосатый, Шестилапый и усатый. ( Шмель) http: / / kladraz. ru/ zagadki- dlja- detei/ zagadki- pro- lug. html Кейс №3. Источник №1: Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Издательство Москва «Просвещение», 2015. Стр. 170- 177. Источник №2:    Луга имеют большое хозяйственное значение. В июле  начинается сенокос. На луг выезжают сенокосилки, выходят косцы. Скошенная трава сушится на солнце два- три дня. Затем душистое сено сгребают и перевозят в сухие места. С помощью машин- стогометателей сено складывают в большие стога. Сено- лучший корм для многих домашних животных. Работники сельского хозяйства проявляют большую заботу о лугах.    Луга очень красивы. Они радуют людей и восхищают своим разнотравьем. Но не всегда дети и взрослые правильно ведут себя на луг.   Влияние людей на луга     Положительная деятельность людей    Отрицательная деятельность людей  1.     Очищают луга от мусора и  кустарников.                               1. Засорение лугов мусором.      2. Удобряют луговые почвы, так как в Пермском крае они бедны перегноем.        2. Поджигание прошлогодней травы. Это недопустимо, т. к. в огне погибают молодые ростки и подземные части растений, гнезда шмелей, птиц, божьи коровки, бабочки и другие насекомые. Нарушается природное равновесие.  3. Подсевают луга ценными кормовыми травами.   3. Неумеренный выпас скота на лугах приводит к вытаптыванию и исчезновению растений, образованию голой почвы.  4. Устраивают искусственное дождевание( полив) из рек, озер и прудов.  4. Неумеренное использование цветущих лугов, растений на букеты приводит к резкому сокращению отдельных видов. Они становятся редкими. Букеты можно составлять только из растений, которые вырастили люди.  5. Берут под охрану редких растений и животных, создают" малые заповедники" .   http: / / gnilomedova. 59313s016. edusite. ru/ p10aa1. html Источник №3: Правила друзей луга: Не оставляй на лугу мусор. Не рвите на лугу цветы. Не ловите бабочек. Не разоряйте гнезда шмелей. Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек. http: / / globuss24. ru/ doc/ konspekt- uroka- dlya- 4- klassa- lug- rasteniya- i- zhivotnie- luga- ohrana- lugov Источник №4: На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное" стой" ! Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из под ног Молчаливо, дыша еле- еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели.     Евгений   Корасев       http: / / gnilomedova. 59313s016. edusite. ru/ p10aa1. html                            4. Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта. 5. Физминутка. 6. Презентация выступлений. Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам. 7. Подведение итогов. Оценивание. Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Что растёт на лугу, кто живёт на лугу, как человек использует луга. 8. Рефлексия. Закончить урок я хочу такими словами: Человек! Ты царь природы!   О тебе веду я речь.   Можешь ты помочь живому, Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться,   Жить кротам, а речкам течь. Ты на свете самый главный. Значит должен всех беречь! http: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ okruzhayushchii- mir/ 2016/ 09/ 01/ zhizn- luga- rasteniya- i- zhivotnye- luga Спасибо за урок!

Оставить комментарий: