a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта НОД рисование " Матрёшки" старш.гр.

Автор: Николаева Лариса Леонидовна Опубликовано: 2017-02-05 17:23:11

Документы для скачивания

Технологическая карта НОД Р исование по теме «Матрешка»( старшая группа) подготовила вос- ль: Николаева Л. Л. Образовательная область:   «Художественно- эстетическое развитие» Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная. Цель:  Знакомить детей с декоративно- прикладным искусством посредством музыки и рисования; познакомить с историей матрешки; создавать условия для рисования росписи матрешек. Задачи:  Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.  Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров. Методы:  игровой, наглядный, словесный, практический. Практические: роспись бумажной матрешки, слушание русских народных песен:   русская народная мелодия «Белая ромашка», «На горе- то калина» Наглядные: рассматривание, показ, наблюдения. Словесные: беседа, отгадывание загадки. Игровые: игровые ситуации, динамическая пауза «Матрешки», Приемы:  рассматривание матрешки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования. Материал и оборудование: Демонстрационный: игрушка матрешка, мольберт, презентация. Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, наборы матрешек, краска гуашь, салфетки влажные, Музыкальное сопровождение:  запись mp3 русской народной музыки, баян. Словарная работа:  матрешка, расписная, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов. Индивидуальная работа:  помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки; предварительное разучивание частушек. Предварительная работа:  рассматривание предметов декоративно- прикладного искусства, мини- выставка в группе, экскурсия в дом детского творчества на выставку «Русская матрешка» чтение художественного слова о матрёшке и народных промыслах России. Этапы образовательной деятельности: 1. Мотивационная ситуация. 2. Основная часть. 3. Итог. В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы: - групповая; - индивидуальная. Формы организации совместной деятельности Музыкально- художественная: Слушание музыки к русской народной песне «Белая ромашка»,   записи народной потешки «Шел я полем, шел леском…»( минусовка) , слушанье песни Юрия Верижникова «Матрешка», частушки( баян) . 1. Ход непосредственно – образовательной деятельности: Под звучание фонограммы народной музыки «На горе- то, калина» дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед экраном и демонстрационным столом. На столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика. - Посмотрите- ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил. Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог: «- Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был- побывал? - Был в городе, да на славной площади. - Зайка, серенький, кого видал- повидал? - Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех. - Заинька, серенький, они звали ли тебя? - Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька- удала на недельку звала. - Заинька, серенький, кормили ли тебя? - Аннушка – блинами, Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала. - Заинька, серенький, уложили ли тебя? - Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька – удала подушечку подала»- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка? Введение детей в образовательную деятельность. Игровая ситуация. Словесные: беседа, отгадывание загадки. Рассказ педагога, беседа с детьми. Дети смотрят, слушают, пытаются определить, где бывал герой, высказывают свои предположения. Групповая работа. Включаются в образовательную деятельность. Учатся строить предположения на основе услышанного текста. 2. - Вы все, конечно, правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем загадку: « Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука   В деревянные бока.   А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть.   Разрумянилась немножко.   Это русская. . . »- Правильно, это русская матрешка! - Как думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? - Что бы вы хотели узнать про матрешку? - Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о матрешке, узнаем ее историю, научимся ее украшать. Загадывает загадку о матрешке, подводит детей к определению темы заняти я Обобщает высказывания детей. Отгадывают загадку. Называют тему занятия   Учатся думать и анализировать. Учатся определять тему занятия, ставить ближайшие цели саморазвития 3. Открытие нового материала: - Как вы думаете, откуда взялась такая игрушка, как она появилась? - Я расскажу вам, как появилась матрёшка.   Давным- давно, 100 лет назад, жил один мастер – Сергей Малютин. ( с лайд 1: портрет художника)  Пошёл он как- то на ярмарку и увидел на ней игрушку в форме яйца. Это был старик с седой бородой.  ( с лайд 2: игрушка Фукуруму)  Открыл Малютин эту игрушку, а в ней ещё и ещё. И так 12 старичков. Эту игрушку- старичка привезли из Японии. Малютин посмотрел на японскую игрушку и решил попробовать сделать игрушку схожую с той, японской. Только вместо старичка, весёлую матрёшку в красивом сарафанчике. Он попросил токаря Василия Звездочкина  ( слайд 3: портрет токаря) , чтобы он выточил из дерева матрёшку, а затем сам расписал её красивыми узорами ( слайд 4: фото первой матрешки) . Матрёшку мы все прекрасно знаем с детства. С ней мы можем играть и поиграть, и подарить её кому- нибудь. Ситуативный разговор на тему:  " Как появилась матрешка" . По ходу рассказа демонстрируются слайды, иллюстрирующие историю появления матрешки Дети высказывают предположения, свои мнения, отвечают на вопросы воспитателя.  Групповая работа.   4. Мы, матрешки, вот такие крошки.  ( Руки на поясе. Пружинка с поворотами вправо и влево) .  Посмотрите, вот у нас красные сапожки.  ( Руки на поясе, движение « ковырялочка ») Мы, матрешки, вот такие крошки.  ( Руки на поясе. Пружинка с поворотами вправо и влево) . Посмотрите, вот у нас розовые щечки.  ( Растирание руками щек) Мы, матрешки, вот такие крошки.  ( Руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево) Посмотрите, вот у нас яркие платочки.  ( Повороты головы вправо- влево, взявшись за «кончики платочков») Динамическая пауза «Матрешки» Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыку.   Групповая работа. Создание хорошего настроения, получение заряда бодрости. 5. Воспитатель достает из- под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини: «Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами- подружками своими» Воспитатель: - А где же они, твои подружки- сестрички? Разломила пополам: Интересно, что же там? Там еще одна матрешка, Улыбается, смеется, Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать. - Ребята, посмотрите- была одна матрешка, а теперь, сколько их стало? - Какие матрешки по величине? - А из чего сделаны матрешки? - Значит, они какие? - Молодцы, конечно деревянные. - Ребята, а матрешки пришли не одни, они нам привели своих подружек, только они не деревянные. - Дети, из чего сделаны эти матрешки? " - Значит, они какие? Посмотрите, какие у матрешек сарафаны- яркие, нарядные, цветные. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красив. Ведет диалог с куклой от лица матрешки и воспитателя. Ставит перед воспитанниками проблему: в чем секрет матрешки? Наблюдает за действиями детей, при необходимости помогает открыть. Достает из шкатулки бумажных матрешек. Слушают воспитателя. Групповая работа Предполагают, где спрятались матрешки Дети исследуют содержание матрешки. Обобщают знания, полученные в ходе исследовательской деятельности: считают, сравнивают игрушки по величине. Определяют материал, из которого изготовлена игрушка Определяют материал, из которого изготовлена игрушка. Рассматривают игрушку, определяют во что она одета. 6. - Ребята, нравятся вам такие игрушки? - Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось? - Ребята, а во что одета Матрешка? - Какая матрёшка? - Какие цвета в росписи используют художник? - Давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. - А чем раскрашена у неё косынка? - Как вы думаете, какой может быть Матрешка? - Посмотрите, одни матрешки веселые, а другие грустные. Почему? - Ребята, а что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их подружки? " Задает вопросы на определение цветовой гаммы матрешки и расположение узоров. Определяют цвета росписи Ставят ближайшую задачу Формируются навыки анализировать предмет, строить полные ответы на поставленные вопросы Посмотрите, вот они! Удивительно бледны, Мастера, скорей за дело, Украшай матрешек смело, Составляй любой узор, Чтобы радовал он взор. - Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи матрешек. Дети самостоятельно расписывают Матрешек под песню Юрия Верижников а « Матрешки» Сформированы умения применять различные техники рисования. Активизирована пальцевая моторика рук.  Обеспечена потребность в эмоциональном настрое на работу 7. Итог: - Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. - Давайте посмотрим, чья работа вам больше всех понравилась? - Почему? - Что? РЕФЛЕКСИЯ «Зажатый кулак»( дети держат перед собой раскрытую ладонь, отвечают на вопросы педагога «да» или «нет», на каждое «да», дети загибают пальчик) - Мы с вами узнали секрет матрешки? - Узнали откуда она к нам пришла? - Научились собирать игрушку из частей? - Научились украшать игрушку? - Мы, молодцы? ( зажатый кулак поднимают вверх: «Ура! ») Подводит итоги занятия Оценивают работы свои и своих товарищей. Анализируют свои достижения Развитие контроля и самоконтроля. - Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой, матрешки получились красивые, нарядные, им всем весело. Я приглашаю вас за стол к самовару, пить чай.

Оставить комментарий: