Консультация для воспитателей "Игры по развитию мелкой и общей моторики для детей с ФФНр".
Документы для скачивания
Цель создания: коррекция и развитие мелкой и общей моторики, фонетического восприятия у детей с нарушениями речевого развития.
Задачи:
- Интенсивное развитие чёткой дикции и слуховой памяти;
- Подготовка к овладению мелкой и общей моторикой;
- Автоматизация поставленных звуков;
- Развитие грамматического оформления речи путем овладения детьми согласованием слов, ритмом, рифмой, речевым дыханием;
- Развитие слухового восприятия и тактильной памяти;
- Развитие словесно – логического мышления;
- Развитие мотивационной сферы детей;
- Воспитание внимания, самостоятельности, эмоциональности.
Овладение языком, точной, правильной устной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта задача стоит и перед учителем - логопедом, и перед родителями и перед воспитателями.
Только в тесном сотрудничестве можно её решить. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребёнка имеются нарушения устной речи.
Игры позволяют учитывать особенности обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФНр).
Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное развитие фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.
Методика использования игр.
Данные материалы могут применяться в работе учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, а также родителями при условии дополнительного логопедического консультирования.
Игры могут быть использованы как для индивидуальной, так и для групповой работы со старшими дошкольниками.
Принципы использование игровых приёмов у дошкольников.
Коррекционная направленность игр и свободной деятельности детей.
Максимальное выявление и использование резервов психического развития дошкольников.
Развитие интереса, познавательной активности в игре и самостоятельности.
Индивидуальный темп освоения детьми произношения стихов, чёткое выполнение движений и эффект положительной оценки – это достижение успеха.
Разучивание при троекратном повторении в течении недели, затем перерыв на разучивание новой игры.
Первая, знакомая игра проводится на закрепление правил через день - два. В эти 2 - 3 дня знакомим детей с новой игрой.
Автоматизация навыков в игре достигается при разучивании в течении 8 раз.
И только затем ребёнок будет играть самостоятельно (можно планировать самостоятельность в разученной игре).
Таблица последовательности разучивания игр.
И Недели Игры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 игра -Ознакомление и разучивание игры - 3 раза в течении первой недели. |
+++ - + |
-+ - + -
|
+- - +- |
- +- - + |
- - - -+ |
+ |
+ |
+ |
2 игра |
- - +++ |
-+-+- |
+ - -+ - |
- - +- - |
+- -+- |
- - -+ |
+ |
+ |
3 игра |
|
+++ - + |
-+ - + -
|
+- - +- |
- +- - + |
- - - -+ |
+ |
+ |
4 игра
и т.д. |
|
- - +++ |
-+-+- |
+ - -+ - |
- - +- - |
+- -+- |
- - -+ |
+ |
Как играть в игры по развитию моторики.
Игры по развитию мелкой моторики. Разучивать слова, правильно проговаривая поставленные звуки, затем выполнять движения одной рукой в ритм стихов.
По мере запоминания подключаем в игру обе руки.
Игры по развитию общей моторики проводятся стоя. В групповой игре выполняем ходьбу, прыжки и бег по кругу. Сначала по типу включаем звукоподражания, затем: «подскажи с словечко» и, наконец, стихи повторяются полностью.
Функция основного контроля остается за педагогом (взрослым членом семьи).
На 1 этапе представлены игры с использованием лексических тем: осень, грибы, насекомые, деревья, дружба, фрукты, овощи.
На 2 этапе транспорт, зима, профессии, зимующие птицы, животные зимой, детёныши животных, домашние животные, Родина, Армия.
На 3 этапе: мама, весна, огород, насекомые, День Победы, лето. Важным условием при выполнении всех игр является обязательное проговаривание ребенком слов, звукоподражаний, ведь главным условием является коррекция и формирование лексико-грамматических средств речи.
В тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно формирование готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.
Недели. Звуки. |
Сентябрь |
|
1 неделя |
Я в ладоши хлопаю. Я в ладоши хлопаю И ногами топаю. Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки, Утюжки - недотрожки. Вы погладьте ручки Чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки, Чтоб бежали по дорожке. |
Хлопки в ладоши Потопать ногами Потереть ладонь о ладонь Ладонью погладить от пальцев к плечу, противоположной руки. Погладить голень и бедро ладонями обеих рук. Постучать носками по полу |
|
Дождик. К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке.В лужице: смотри, смотри! Он пускает пузыри.Стали мокрыми кусты, Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. |
Прыжки на одной ноге по кругу. Ритмичные приседания. Руки вверх, потряхивания кистями Наклон, руки вниз, потряхивания кистями Выпрямиться, руки вдоль тела, потряхивания кистями |
|
За грибами. Игра подвижная Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала - лисички собирала. Скакали зайчатки - искали опятки. Медведь приходил - мухомор раздавил. |
Дети идут по кругу Скачут вприсядку, срывают грибы Бегут, собирают грибы Скачут стоя, «срывают» грибы Идут вразвалку, топают ногой |
Звук У. |
Ветер. Н. Нищева. Ветер по лесу летал: У______, У______ Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, вот рябиновый, резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки – ветер бросил на тропинку: У____, У_____. |
Плавные движения ладонями. Загибаем пальчики по одному на обеих руках.
Спокойно укладываем ладони на стол. |
2 неделя |
Осень. (Хороводная игра) Мы вокруг берёзки весело пойдём. Разные листочки вместе подберём. Руки вверх поднимем, покружимся слегка. И подбросим листья вверх под облака, пусть летят как бабочки! |
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Наклоны «собирают листочки» , Руки вверх, кружатся Взмахи рук снизу вверх Показать руками бабочек. |
Звук А. |
Лягушонок. Е. АлябьеваЛисточек с берёзки тихонько упал: А – а - а. Его лягушонок-малютка поднял. Он листик, как зонтик Поднял над собой: ой – ой – ой! Ответьте скорее был зонтик, какой? |
Разводим кисти рук приседаем Ладошки на коленки. /Улыбаемся, как Лягушонок/ встаём Руки над головой Руки в стороны ( берёзовый, жёлтый, золотой, осенний) |
|
Летела муха. Летела муха около уха и пела: Ж _____________________. Летела оса около носа и пела: С___________________. Летел комар и звенел: З______________________. Сел на лоб, а мы его … «хлоп», и поймали. А он звенит: З_______________ . Пусть летит! Фу – у – у! |
жестом показываем около уха и жужжим Вращаем рукой вокруг носа и свистим Рукой над головой. Пальчиком указали на лоб Поднесли кулачок к уху и слушаем
Открываем ладошку и сдуваем комара/. |
|
Моя семья. Самомассаж Я дедулечку люблю – лю – лю – лю, Я бабулечку люблю – лю – лю – лю,И папулечку люблю - лю – лю – лю,И мамулечку люблю – лю – лю – лю.Это – я. Это – Я. – Это вся моя семья. |
Поглаживание пальцев противоположной рукой от ногтевой пластинки к ладошке. Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Выпрямляем ритмично кулачки. |
3 неделя |
Мы учимся письму. Е. Алябьева Мы учимся письму. Для чего и почему? Из крючков, из крючков, из кружочков, из кружков Сможем буквы написать. Если будем мы стараться. Буквы будут получаться: А - У- И. Пальцы наши потрудились. И немножко утомились. Дружно мы их встряхнём И опять писать начнём |
Пальчики шагают по столу, ладошки вверх, ладошки вниз. Выполняем пальцами крючки колечки, пишем в воздухе изучаемую букву Руки в стороны, колесом, вверх, в стороны, вниз. Пальчики «здороваются», Встряхиваем. |
|
Утром мы во двор идём. Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём. Под ногами шелестят – Ш__ш___ш___. И летят, летят, летят. Лис-–то – пад, лис –то – пад под ногами целый клад. Падают с ветки – золотые монетки. К нам осень пришла – ла – ла -ла. Ветерок подул – ул – ул – ул. Листья с веток сдул: у_____. |
Дети идут друг за другом, Взмахи рук сверху вниз. Взмахи рук вправо – влево. Руки вверх, взмахи рук вправо – влево. Взмахи рук сверху вниз. Выполняем пальцами колечки Шагаем Взмахи рук в стороны над головой Дуем на ладошку. &am
|