Проект по экспериментальной деятельности Остертаг Т.Н.
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «СКАТЕРТЬ БЕЛА, ВЕСЬ МИР ОДЕЛА»( СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Остертаг Татьяна Николаевна- воспитатель логопедической группы г. Киржач 2016 год СОДЕРЖАННИЕ ПРОЕКТА: Актуальность выбранной темы. Структура проведения экспериментирования Ожидаемые результаты Теоретическое обоснование проекта Цели и задачи. Тип проекта Участники Сроки проведения Методы и приемы Этапы реализации проекта Реализация проекта. Результативность Вывод Приложение Актуальность В нас тоящее время, согласно требованиям ФГОС, в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции( анализ, синтез, классификацию, обобщение) , стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества. Структура проведения экспериментирования: - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проведение наблюдения; - обсуждение увиденных результатов; - формулировка выводов. Ожидаемые результаты: У дошкольников развиваются умения: - активно познавать окружающий мир; - действовать согласно алгоритма познания; - применять разные способы детского экспериментирования; - ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно; - доказательно объяснять полученный результат; - формируются предпосылки учебной деятельности У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования. Теоретическое обоснование проекта: В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах: 1. И. Л. Саво «Планирование по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада» 2. О Дворнякова «Книжка про снежинки» Г. П. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санк- Петербург 2008г. Статьи в журналах Дошкольное воспитание №1 2004г. «Знакомим с окружающим миром» №7 1997г. «Подарки снежной королевы №7 1994г. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» Цели: - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического экспериментирования- в ходе простейших экспериментов и наблюдений формировать у детей элементарные понятия и умозаключения о таком природном явлении как снег. Задачи: Воспитательные: Воспитывать способность получать наслаждение от красоты природы. Образовательные: Расширять представления детей о снеге, его образовании и некоторых свойствах; Познакомить с произведениями детской художественной литературы. Развивающие: Развивать фантазию и творческие способности, интерес к окружающему миру. Речевые: Обогащать и активизировать словарь детей за счет эпитетов, глаголов. Тип проекта: экспериментально- познавательный. Участники: воспитатель, дети 6- 7 лет, родители. Сроки проведения: краткосрочный, с 25. 01 по 29. 01 2016г. Методы и приемы: беседы с детьми с использованием интерактивной доски, чтение художественной литературы, опыты, наблюдения с элементами практической работы. Этапы реализации проекта 1. Информационно- накопительный- изучение интереса детей для определения целей проекта- подобрать иллюстративный материал, детскую художественную литературу, энциклопедии; - продумать содержание опытов со снегом и наблюдений за ним; - подготовить рекомендации для родителей. 2. Организационно- практический- деятельность в соответствии с тематическим планированием 3. Заключительный- обобщение результатов работы Реализация проекта. Совместная деятельность педагога и детей. Первый день. Беседа с детьми на тему: « Что такое снег? », «Как образуются снежинки? » Наблюдение за снегом: метель, вьюга, поземка, снегопад. Измерение глубины снега снегомером. Опыт: «Из чего состоит снег? » Наполнить кастрюлю доверху свежим снегом и поставить в теплое место. Снег растает, а на дне остается лишь немного воды. Значит, снежинки – это только одна часть снега, причем не самая большая. Вопрос: «Из чего еще снег состоит? Ответы детей. Вывод: остальные девять частей- воздух, который находится между кристалликами льда. Опыт: «Какого цвета снег? » На прогулке обратить внимание детей на красоту зимнего снега. Спросить: «Какого цвета снег? Ответ детей: «Белый! » А вы уверены, что он белый? А как узнать, белый он или нет? Ответы детей. Затем вносим в группу чашу со снегом, берем два стакана и наливаем в них воду, уточняем, что вода в обоих стаканах чистая, бесцветная. А теперь положим в один стакан чайную ложку белой гуаши, а в другой- чайную ложку снега. «Какого цвета снег? А гуашь? Правильно, белые» Дети выполняют действия. После размешивания воды спросить: «Какого цвета вода в стаканах? Ответы детей. «Почему там, где гуашь, вода белая, а где снег- прозрачная? » Ответы детей. Вывод: Правильно, снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный. Второй день. Снежная охота( на прогулке) . Рассматривание с детьми снежинок через лупу в безветренный морозный день. Подвести детей к выводу: снежинки разные, но есть одно общее- наличие шести лучей. Пройти по снежной дорожке, слышим под ногами веселый хруст( голос снега) . Вопрос детям: «Что это такое? » После рассуждений делаем вывод: Это не что иное, как звук ломающихся снежинок. Человек не слышит, как ломается одна сн ежинка, но тысячи маленьких кри стал л иков создают шум, который наше ухо прекрасно воспринимает. Опыт: Поймать снежинку на ладонь. Что произойдет? ( Растаяла) . Во что превратилась? ( В капельку) . А почему на варежке не тает? ( Варежка холодная, а ладонь теплая) . Вывод: жизнь снежинки зависит от из менения температуры. А еще, можно заморозить эту капельку, но как ни старайся, снежинки из нее не выйдет, только обычная ледышка. Изящные снежинки умеет создавать пока всего один художник- природа. В группе. Предложить детям представить себя снежинками и покружиться по комнате. Спросить детей: «Куда они хотели бы упасть, если бы были снежинками? » Предложить детям составить снежинки на столе из бумаги. Обратить внимание на то, что у каждого получится своя снежинка, но обязательно наличие шести лучей и соблюдение симметрии. Третий день. Кому нужен снег? Читаем сказку Одоевского: « Мороз Иванович». Прочитав сказку, спрашиваю детей: «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом тепло. Почему он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели. Так холодно под снегом или тепло? Дети вовлекаются в проблемную ситуацию и удивляются. Удивление перерастает в любопытство, а оно- в познавательный интерес. Наступает время спросить детей: «А как мы узнаем: «Тепло под снегом или холодно? » Предложения детей. Опыт: «Защитные свойства снега». На прогулке вместе с детьми поставить две бутылки с горячей водой: одну- закопав в снег, а вторую – оставив на снегу. В конце прогулки сравнивают воду в бутылках. Приходят к выводу, что в бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. После этого предложить детям подумать, почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты, задерживают снег на полях. После обсуждения формулируем вывод: Около земли зимой теплее, чем снаружи. Снежный покров состоит из снежинок и воздуха, расположенного между ними. А воздух очень плохо проводит тепло. Благодаря этому свойству снег не дает земле охлаждаться. Тем самым сугробы спасают растения от лютых морозов. Кто бы мог подумать, что снег может быть таким заботливым! Четвертый день. Такой разный снег. Отметить различные свойства снега: сухой, пластичный. Познакомить с разными формами осадков: изморозь, «крупа», хлопья, иней. Эксперимент: Предложить детям что- нибудь вылепить из снега без рукавиц. Спросить, почему снег становится влажным и лепится. Попробовать вылепить в рукавицах- не получается, так как снег рассыпается. После рассуждений устанавливаем связь между температурой, силой ветра и свойствами снега, характером снегопада. Конструирование снежинок из бумаги( в стиле оригами) . Пятый день. Чтение рассказов о снежном строительстве и о ненастоящем снеге. Кому он нужен? Подведение итогов: «Что мы узнали о снеге? » После беседы делаем вывод: Снег – чудесная особенность нашей планеты. Каждый год он покрывает четвертую часть Земли. Снег полезен людям в хозяйстве – это и будущий урожай, и зимняя дорога, и отличный строительный материал, и источник воды. Искрящийся и пушистый, он каждую зиму щедро дарит нам радость. А главное, даже в наше время у снега есть тайны, которые непросто разгадать. Знакомство с художественной литературой. Чтение сказки Одоевского: «Мороз Иванович». Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». Прослушивание пьесы «Январь» П. И. Чайковского в грамзаписи. Чтение рассказов и стихов о зиме. Сотрудничество с родителями. Информационно – наглядная агитация по теме: « Снег». Предложить родителям сходить на экскурсию с детьми в зимний лес, принести фотографии. Сделать вместе с детьми поделку: «Моя удивительная снежинка». ИТОГ. Итоговая беседа с детьми о снеге. Чтение стихов о зиме. Выставка в группе поделок: «Моя удивительная снежинка». Рассматривание и обсуждение. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Дети активнее стали познавать окружающий мир; - без принуждения взрослого включаться в работу; - применять разные способы детского экспериментирования; - ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно; - свободно высказываться, рассуждать; - доказательно объяснять полученный результат. У детей сформировались элементарные понятия о таком природном явлении как снег. ВЫВОД: Совместная с взрослыми экспериментальная деятельность дошкольников д елают образова тельную деятельность интересной, занимательной, сближает детей с педагогом, помогает формированию товарищеских взаимоотношений, уверенности в себе. Приложение. ( ф ото) Опыт: « Какого цвета снег? » Опыт: « Из чего состоит снег? » Измерение глубины снега снегомером. Снег – чудесная особенность нашей планеты. Каждый год он покрывает четвертую часть Земли