Методические рекомендации для педагогов по организации работы с родителями воспитанников
Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми.
Задачи работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по взаимодействию с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- Объединить усилия для развития и воспитания детей
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли могут дать результаты и принести плоды. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная информация.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителейрешают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей.Поэтому, прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.
Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна соответствовать нескольким требованиям: быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.
Конкретность. Если это советы психолога или логопеда (дефектолога), то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Должна быть не одна большая и толстая папка, с ассорти из информации по всем вопросам, а лучше, если папок будет несколько и, у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Советы логопеда», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.
Следует обратить внимание на эстетичность и безопасность. Категорически запрещается использование кнопок, скрепок и других острых предметов для приклеивание листов к стене, на двери. Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Традиционные уголки для родителей, папки–передвижки необходимо оформлять необычно, красочно, чтобы родители останавливали
свой взгляд на них. В оформлении использовать разнообразные материалы: паралон, пенопласт, пластик, ткань, оракал и т.д. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером. И, в этом случае, у воспитателя есть гарантия того, что большинство из родителей представленный материал прочтет.
Предлагаем обратить внимание на выносную наглядную информацию.
В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад.
Тематика статей должна соответствовать летнему периоду:
«Секреты безопасного отпуска»;
«Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;
«Сделайте вместе с детьми»;
«Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;
«Секреты хорошего аппетита».
Уголки для родителей могут отличаться тем, что информацию в окошках можно забирать домой (это игры и стихи с пальчиками, игры на внимание, на развитие памяти, артикуляционные гимнастики и т.д.), т.е. рекомендации, советы учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов. Особенно это хорошо для коррекционных групп.
Фотоуголок «С вашими детьми работают».
В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.
Оформление уголков детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми.
Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша и т.п.. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков и аппликации можно использовать не только выставки, но и папки с конвертами (файлами) на каждого ребенка: «Я - творец», «Мои художества..». Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки.
На стенде при входе в детский сад целесообразно размещать рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе.
В уголках «Питание и воспитание», «Будьте здоровы» и др. размещается следующая информация:
- основные принципы рационального питания,
- меню диеты при заболеваниях ЖКТ, пищевой аллергии,
- правила детского питания,
- график выдачи пищи с пищеблока,
- общее меню (для групп раннего и дошкольного возраста),
- рекомендуемые объемы порций для детей;
- как организовать рациональное питание дома
- и другие советы и консультации для родителей и сотрудников ДОУ.
Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения. Это визитная карточка ДОУ. На ней необходимо дать наиболее полную информацию о дошкольном учреждении
Информационные стенды в группах
Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространения педагогических знаний.
Варианты оформления этих стендов сегодня неограниченны. Профессионалы предлагают свои услуги по их изготовлению и оформлению. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т.д.
На стенде могут быть представлена информация:
фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке;
режим дня;
расписание занятий;
план мероприятий на месяц;
объявления;
условия проведения конкурсов;
меню на день;
словарь добрых слов и выражений;
адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.
Важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений.
Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок».
Рубрика «Вести с занятий» знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.
Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». А обыденное название «Сетка занятий» — на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».
В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика«Благодарим».
Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада (за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске оборудования). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.
Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того,чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.
Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.
Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, чистоты и порядка.
Буклеты, листовки, памятки
Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.
В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.
Листовки — это короткая информация о конкретном мероприятии, например о проведении конкурса, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.
Памятки познакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.
Журнал для родителей, достаточно удобная форма работы. Родители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов.
Материал для журналов готовится заранее, поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально выпустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить дополнительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении (Новый год, 8 Марта, День мамы, Репортаж с прогулки и т. д.).
Журнал должен иметь постоянное название, содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей.
Педагог – это сеятель,
он сеет плоды знаний и благоразумия
и, если сеятель – достойный труженик,
то его труд обязательно принесет свои плоды.