Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие и воспитание гармоничной личности в процессе обучения игре на скрипке»
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Развитие и воспитание гармоничной личности в процессе обучения игре на скрипке»
Опыт представил: преподаватель по классу скрипка
Селезнева Е.А.
Селезнева Елена Александровна, родилась 21 апреля 1981 года, в 2000 году закончила Саранское Государственное музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова по специальности «Скрипка». Также в 2006 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева филологический факультет по специальности «Русский язык и литература».
Общий стаж работы 18 лет. Стаж педагогической работы 17 лет. Основное место работы МБУ ДО «Большеелховская ДШИ» Лямбирского района. Занимаемая должность: преподаватель по классу скрипки.
«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».
Г. Галилей
Наличие актуальности проблемы
Роль скрипки, скрипичного искусства, тесно связана с выражением
тончайших человеческих мыслей и чувств. В современном мире, где все материальные ценности преобладают над духовными, в обществе катастрофически снижается динамика уровня интереса к классической музыке, что, безусловно, отразилось на контингенте учащихся.
Дважды в год в феврале и в мае я беру скрипку и мы совместно с учащимися своего класса посещаем детские сады и школы с агитационными концертами. Я заранее обдумываю небольшие занятия, которые включают в себя показ инструмента (рассказываю при этом сказку про скрипку), игры с участием детей учреждения и наш маленький концерт.
Я никогда не уговариваю ребёнка идти на скрипку, если он ещё не определился с инструментом. Моя задача — рассказать и заинтересовать. И если после этого ребенок пришел учиться в мой класс, то вторая задача – научить и удержать – рассчитана на долгосрочный период.
Ребенок приходит в скрипичный класс с совсем иными потребностями и надеждами, чем у педагога. Он надеется играть здесь и сейчас. Очень важно не погасить интерес ребенка, а использовать и развить его. Вот здесь-то и необходим профессиональный подход педагога. «Учить – играя, играя – учить».
Ребенок привык к игре, а не к серьезным занятиям — поэтому с первых уроков я ввожу игровые элементы с опорой на понятия и образы, знакомые и близкие ребенку, стараюсь, чтобы наше творчество представляло собой интересный процесс, увлекающий ребёнка, возбуждающий его фантазию. Возможно, при этих условиях отсев в моём классе минимален.
Условие возникновения и становления опыта
Стаж моей педагогической деятельности 16 лет. Начальную педагогическую подготовку я получила в Саранском музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова на струнно-смычковом отделении, в классе Рябовой Татьяны Алексеевны. Придя работать в с. Большая Елховка в ДМШ в далеком 2000 году, сразу по окончании училища, и не имея еще опыта, я столкнулась со множеством трудностей. Тогда поняла, что предстоит еще многому научиться. Постепенно, на основе постижения методом проб и ошибок азов педагогической деятельности, наблюдения за работой других преподавателей, и , конечно, благодаря мудрым советам своих наставников Рябовой Татьяны Алексеевны, Кижапкиной Светланы Викторовны, Галагуцкой Татьяны Васильевны, Щербаковой Евгении Алексеевны, а также изучения специальной методической литературы мною были выработаны определенные принципы обучения. Я и сейчас нахожусь в постоянном поиске наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Сохранение интереса к занятиям – важнейшая задача педагога. Различны педагогические находки в этом направлении: подбор по слуху, ансамблевое музицирование, сочинение музыки и т.д.. Стимуляция творческой активности учащихся одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих новое качество образования. В 2000 году, окончив Саранское музыкальное училище, я начала свою преподавательскую деятельность в полной уверенности, что я об этом все знаю. Своей задачей считала научить ребенка играть на скрипке. Предпочтение отдавала классическим произведениям, этюдам, гаммам. Но даже этюды и гаммы в классном порядке мы играли с концертмейстером, дабы у ребенка с самых первых мгновений обучения привилась тяга к техническим упражнениям, которые звучат как полноценные музыкальные произведения с красивой гармонической подложкой.
Я с удовольствием посещала все мастер-классы и открытые уроки в школах района и города, изучала методическую литературу, перенимала опыт других преподавателей, вспоминала, как занимались со мной.
В уроки с детьми кроме основных методических упражнений я стала включать игровые моменты. Мы хлопали, топали, читали стихи, делали много упражнений на координацию, так как в моём классе обучалось много «леворуких» детей. Такие ученики имеют совсем другое мышление, и мне приходилось кардинальным образом менять все свои методические наработки. Ноты мы учили на пальцах, а потом с рук переносили в тетрадь. Много рисовали, сочиняли стихи, которые потом с удовольствием играли. Я подготавливала различные пособия для работы, разного рода карточки, нотные тетради с подвижными нотками, лесенка с восемью ступеньками и т.д. Даже «пятиминутки отдыха» мы проводили с пользой: занимались слуховыми и ритмическими упражнениями, решали музыкальные задачки на логику и конечно слушали великих исполнителей. Педагогу необходимо обладать разносторонними знаниями, творческой изобретательностью, быть тонким психологом, чтобы работу с учащимися превратить в интересный и увлекающий процесс.
Имея в своем классе детей с разными музыкальными данными и с огромным желанием выступать я предлагаю детям участвовать в ансамблевой игре, потому что такой вид деятельности вызывает интерес к музыке и побуждает даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в музыкальной школе. Это развивает в них чувство коллективизма и сплоченности класса. Солистом не каждый может быть, а исполнить даже самую простую партию в ансамбле способен любой. Поэтому такого рода выступления помогут даже слабым ученикам отлично проявить себя.
Огромное значение я отдаю классным часам и родительским собраниям с концертами, в которых представлен каждый ученик. Родители должны видеть результат — только тогда они станут нашими помощниками. Я глубоко убеждена, что такого рода мероприятия способствуют повышению интереса к занятиям, помогают увлечь воспитанников. У каждого преподавателя в этом направлении должны быть свои педагогические находки.
Технический прогресс развивается с огромной скоростью. После декретного отпуска я поняла, что инновации нужно прочно закрепить в своей педагогической деятельности. Я набрала небольшое количество учеников. Что бы удержать этот контингент надо было быстрее найти контакт с учениками, и их родителями, адаптировать учащихся к музыкальной школе, привить любовь к инструменту, к музыке, показать и доказать родителям, что их дети смогут играть на таком сложном инструменте, как скрипка и справятся с обучением в музыкальной школе. Я старалась выставлять детей на сцену сразу, как только научатся держать скрипку и устойчиво с ней стоять. Мы играли много и часто с листа. Особенно для этого подходят пьесы из сборника для ансамбля скрипачей в переложении Т.А.Ильиной. Некоторые понравившиеся произведения я перекладывала сама, роль первой скрипки я оставляла за собой, а все ученики играли облегченную вторую партию часто на открытых струнах. Но совместное музицирование очень нравится ребятам и конечно родителям, которые видят, как их ребенок хорош с инструментом в руках. Реакция родителей всегда была положительной: они начинали верить в способности ребёнка, поддерживать его в домашних занятиях, больше интересоваться творческой жизнью.
Не секрет, что интернет нам дал возможность черпать огромное количество нотного материала. Это тоже своего рода инновация в нашей деятельности. И мы берем новые произведения современных и национальных композиторов. Новый материал вызывает неподдельный интерес, но хрестоматийные сборники все равно являются основой в нашей работе.
Организация учебно-воспитательного процесса
В контингент моего класса входят дети разной степени музыкальных способностей. Условно их можно разделить на группы. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому и разным будет мой творческий подход при формировании в них профессиональных музыкальных качеств. Всё начинается с первого урока, когда ученик входит в класс без скрипки. Он хочет заниматься, но представлений об инструменте у него нет. Бывает, что желания заниматься на скрипке тоже нет, так как его привели в школу родители. Поэтому первые уроки особенно должны быть интересны и занимательны. Здесь не должно быть мелочей – и тон, и манера поведения, даже одежда учителя играют значительную роль. Каждую свою встречу с малышом я провожу в дружеской атмосфере. Часто стараюсь менять тему разговора. Очень приветствую присутствие на уроке мамы, папы, бабушки. По возможности объединяю детей, и первое время провожу коллективные занятия. На первом уроке лучше не торопиться. Познакомившись с учеником, подбираю ему нужный по размеру инструмент, показываю скрипку, рассказываю о ней сказку, играю разнохарактерные пьесы. Всё это должно быть доступно и образно. Даже первое знакомство со скрипкой происходит как встреча с живым существом, у которого есть «головка», «шейка», «животик» и «голос». Дальнейшая работа в классе должна осуществляться сразу по нескольким линиям. Главными из них являются: 1) пробуждение интереса к музыке; 2) формирование слуховых представлений; 3) развитие игровых навыков. Чтобы ребенок не скучал во время урока, обязательно чередую различные формы работы: - игра на инструменте; - движение под музыку; - пение; - слушание музыки; - занятие сольфеджио; - ансамблевая игра и т д. Усвоение элементарных навыков постановки представляет собой трудный и длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движения рук очень сложны, поэтому я стараюсь не спешить и уделяю постановочным моментам столько времени, сколько потребуется для каждого конкретного ученика пока не появится результат. Правильная постановка и хорошее звукоизвлечение - это фундамент для последующего обучения. Здесь можно выделить следующие этапы: • подготовительные упражнения (задача – научить ребенка отличить легкость, свободу от зажатости); • упражнения для левой руки (цель – подготовить левую руку к такому положению, в каком она будет держать скрипку); • упражнения для правой руки (начинаем с упражнений на карандаше); • уравновешивание смычка (приспособление пальцев к трости, держание смычка на разных струнах); • звукоизвлечение в средней части смычка; • звукоизвлечение в нижней части смычка; • звукоизвлечение в верхней части смычка; • соединение струн в различных частях смычка; • постановка пальцев на струну. При объяснении всех этих сложных действий обязательно опираюсь на понятия и образы, знакомые и близкие ребенку. Так, например, для отработки звукоизвлечения в середине смычка я говорю ученику: «Давай покатаем наш поезд (смычок) по рельсам вниз и вверх. Пассажиры – это наши пальчики на смычке. Следи, чтобы они не вскакивали со своих мест, а поезд двигался строго по рельсам и никуда не сворачивал». Первое звукоизвлечение на скрипке начинаем щипком по открытым струнам. У каждой свой тембр и дети легко называют четыре разнохарактерных образа. Струну соль обычно отдают медведю, ре – собачке, ля – лягушке, ми – птичке. Пробуем спеть эти звуки, вслушиваясь в звучание струны и собственного голоса. Одновременно, на каждом уроке, прорабатываем легкие пьески («Петушок, «Как у нашего кота», «Пастушок», «Со всех сторон» и т.д.): слуховой (слушаем, поем, подбираем), ритмической (двигаемся, хлопаем, считаем), образно-художественной (определяем характер, настроение, рисуем), зрительно-логической (запоминаем ноты, их написание, сольфеджируем). Все эти пьески затем пробуем сыграть щипком на открытых струнах. С самых первых шагов я готовлю детей к игре в ансамбле. На своей скрипке играю главную мелодию простейших песенок («Как на тоненький ледок», «Цыплятки», «Пойду ль, выйду ль я»), а ученики сначала щипком, затем и смычком на открытых струнах своих скрипочек мне аккомпанируют. Иногда, получается, объединить нескольких малышей своего класса в небольшой ансамбль и выступить с ними на каком-нибудь концерте. Параллельно, на каждом уроке, в доступной форме ввожу ученика в круг музыкальных понятий, прививаю основы музыкальной грамоты. Использую для этого всевозможные пособия, легко изготавливаемые (лесенка с восьмью ступеньками, карточки с изображением коротких ноток – ти-ти и длинных – та-та, «нотная тетрадь» и т.д.). Так, например, на отдельных листах альбомного формата в красочном оформлении выполняется крупная запись какой-либо одной пьесы, рядом помещается рисунок к ней. При создании подобных пособий становиться возможной реализация следующей интересной педагогической находки: в период освоения нотной грамоты и постановки пальцев каждая струна имеет свой цвет: соль – коричневый; ре – зеленый; ля – красный ми – голубой. Запись соответствующим цветом попевок и коротких песенок, используемых на каждой струне, помогает привлекать внимание ребят к тембровой стороне звучания. Использую и другие пособия на своих занятиях:
- Лесенка. Делается лесенка из картона, внешний вид должен быть красочным. Задание: разучиваемую песенку петь наизусть словами или называя ноты. Показать на «лесенке» направление движения звуков мелодии.
- «Нотная тетрадь». На плотном цветном картоне нарисован нотный стан со скрипичным ключом. По вертикали натянуты восемь веревочек, на которые нанизаны пуговицы, чтобы они свободно передвигались сверху вниз. Задание: выучить разучиваемую песенку наизусть, выложить мелодию пуговичками в «нотной тетради».
- «Ритмические карточки». Сделаны из картона с изображением следующих длительностей: половинных ( ) – называем их ТУ-У, четвертных ( ) – называем слогом ТА, восьмых ( ♫ ) – называем ТИ-ТИ. Объясняю ребенку, что ТИ-ТИ – это детские маленькие шажочки. ТА – так ходят мамы и папы, ТУ-У – так ходят бабушки и дедушки. Задание: выложить ритмический рисунок разучиваемых песенок карточками.
- Карточки с изображением разных животных (петушок, курочка, цыплятки, собачка, корова, медведь и т.д.). У каждого животного своя коротенькая песенка на одной определенной нотке, в определенном регистре. Задание: запомнить на слух каждую песенку и уметь с закрытыми глазами отгадывать название каждой картинки.
- Карточки с изображением форте (f) и пиано (p). Задание: показываю ребенку то одну карточку, то другую, а он заранее выученное стихотворение должен прочитать соответственно показанным карточкам – громко или тихо. К работе над ритмом подхожу творчески. Полезным и доступным способами здесь является просчитывание долей изучаемого метра вслух (затем мысленно). Под музыку в разных размерах дети хлопают, шагают, приседают, при этом явственно подчеркивая первую долю (счет «раз»). Затем переходим к изучению ритмоформул (сначала в размере 2/4): - ТА; ♫ - ТИ-ТИ; - ТУ-У; - МО; - ТИ-РИ-ТИ-РИ.
- «Графические карты». На альбомных листах нарисованы разные графические изображения Задание: ребенок должен голосом изобразить каждую графическую запись. Это своего рода импровизационная игра, голосовая разминка. Дети еще не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. Графика и движение помогут им приобрести этот сложный навык. Берем с ребенком коротенькие стихотворения (обязательно с рисунком), к которым прилагается графическая запись поэтического текста, а также «расшифровка» словесного текста ритмослогами, что помогает соотнести слышимое с видимым. Работу ведем постепенно, усложняя варианты: учим стихотворение наизусть, проговариваем словами, ритмослогами, воспроизводим все под музыку. Добиваемся безостановочного исполнения. Такой принцип воспитывает чувство формы. Очень важным для скрипачей является и развитие слуха. Здесь тоже необходим творческий подход. На своих уроках я постоянно обращаю внимание ученика на различие звуков по высоте. Сначала он распознает звуки разных регистров, затем высоту близких звуков. На простых примерах объясняю ему различное направление движения мелодии – вверх и вниз. Использую для этой работы «лесенки», карточки, о которых уже говорилось выше. Очень любят мои ученики сольфеджирование на уроках. Для этого занятия хорошо подходит пособие, представляющее собой комплекс мелодий-упражнений для пропевания. Учитывая особенности детского восприятия, любовь детей к сказкам и фантазированию, все мелодии-упражнения включены в сюжет незатейливой музыкальной сказки. Небольшие литературные зарисовки, предваряющие каждое упражнение, помогают оживить ничем, на первый взгляд, непривлекательный нотный текст. Все мелодии пропеваются в той или иной тональности. Благодаря этому у детей вырабатывается чувствование - слышание лада, тоники, устойчивых ступеней.
Формы и методы учебно-воспитательной работы, технология их применения.
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Кем бы не стал ученик в дальнейшем, задача преподавателя музыки – с самого начала воспитывать в нем творческое мышление. Умение и желание творить, помогут в любой сфере будущей деятельности. Стратегической задачей начального этапа занятий является создание предпосылок для адекватного формирования собственного мышления ученика в трех взаимосвязанных направлениях – образно-художественном, музыкально-звуковом, мышечно-двигательном. Для решения этой задачи я использую такой метод, как реализация принципа совместно-разделенной деятельности. В основе обучения лежат сложные умственные действия. Не все из них доступны начинающему. Он способен выполнить лишь некоторые. Тут- то и нужно, чтобы педагог взял на себя выполнение недостающих элементарных компонентов сложного музыкально-игрового действия. При этом можно выделить несколько стадий практической реализации принципа совместно-разделенного музицирования:
- Подготовительная стадия. Ее цель – накопление начинающим разносторонней, и по возможности, полной информации о закономерностях и технологии (в широком смысле) выполнения операций, образующих сложное музыкально- игровое действие. Очень важно на этой стадии слуховое восприятие, оценивание звука на основе эстетических критериев (нежный, ласковый, колючий, бархатный, солнечный и т.д.). Но наблюдения, накапливаемые ребенком, не должны ограничиваться только слуховым восприятием. Можно изобрести самые разные модели совместно-разделенных музыкальных действий. Например: • Я играю на скрипке, а ученик отхлопывает метрическую канву звучания; совместно на ярких примерах обсуждаем роль метрического начала в музыкальном звучании; • Ученик интонирует голосом какой-либо звук, а я его воспроизвожу на инструменте разной аппликатурой и в различных позициях, при этом выясняется общий принцип воспроизведения звуков мелодии на скрипке; • Я играю только смычком, а ученик устанавливает мои пальцы на грифе, чередует их. Таким путем он практически знакомится с тем, что он ранее наблюдал; • Ученик, проводя смычком по струне, старается извлечь «настоящий» звук, а я в это время играю только левой рукой. Так выясняется назначение смычка и некоторые его свойства (вес, упругость).
- Во второй стадии цельный образ скрипично-игрового действия практически воплощает сам ученик, хотя некоторыми моментами я еще управляю. Ученик должен чувствовать, будто он играет сам.
- Следующая стадия – это имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и попыток их воспроизведения начинающим.
- Очередная стадия – опыты самостоятельного сложного действования, по необходимости корректируемого педагогом, в том числе и путем кратковременного обращения к формам, использованным на предшествующих стадиях.
- Завершающая стадия связана со становлением саморегулируемых игровых действий ребенка. Педагог и ученик теперь как бы меняются ролями сравнительно с исходной, подготовительной стадией. Педагог становится активным слушателем, строящим свои заключения и оценки на анализе. В ходе совместно-разделенного музыкального действия приходится в весьма сжатом, концентрированном виде словно пройти весь исторический путь становления музыки и инструментальной игры, генетически связанный с имитацией звуковой среды, окружающей человека – звуков природы, живых существ и трудовых процессов. Иначе говоря, технология этого «совместного» музицирования на скрипке разделяется между педагогом и учеником так, чтобы ребенок постепенно перенимал все те специфические культурные способы игры на скрипке, которые присущи профессиональному музыканту. Одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося, стимулирующей его творческую активность, является игра в ансамбле. Именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией, юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством, в ином свете предстают перед учеником приобретенные в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки. Обучение для него становится более интересным, интенсивным и целенаправленным. Хорошо, если кроме общего ансамбля педагог хоть изредка объединяет учащихся своего класса в разного рода ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.). Это прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, сплачивает класс и заставляет ощущать его как единое целое. Солистом не каждый может быть, а исполнить даже самую простую партию в ансамбле может каждый. Поэтому такого рода выступления помогут даже слабым ученикам отлично проявить себя. Хотя есть педагоги, которые считают, что есть дети для «сцены», а есть для «класса». И последние могут всю свою «творческую жизнь» просидеть в классе, так не разу и не выступив на концерте. Однажды у меня появилась замечательная идея – подготовить целый концерт, посвященный ансамблевой музыке. Силами оркестрового отделения мы провели такой концерт на школьном уровне под тематическим названием «Музицируем вместе». Цель концерта состояла в следующем: 1. Дать возможность слабым учащимся в полной мере проявить себя. 2. Популяризация инструмента. Концерт превратился в настоящий праздник и для зрителей (среди них было много родителей, бабушек, одноклассников) и для самих исполнителей. Я глубоко убеждена, что такого рода мероприятия способствуют повышению интереса к занятиям, помогают увлечь даже нерадивых учащихся. У каждого педагога в этом направлении должны быть свои педагогические находки.
Теоретическая база опыта
При создании своей системы работы я опиралась на свой опыт,
а также на работы М.Берлянчика «Основы воспитания начинающего скрипача», В.В Крюкова «Музыкальная педагогика», Г.Турчанинова «О первоначальном этапе развития юного скрипача», «Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ», В.Третьяченко «Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача», М.Фейгин «Воспитание и совершенствование музыканта-педагога», Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля», Л.Мордкович «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы».
Я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень:
в октябре 2013 года я прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Психолого-педагогические подходы к образовательному процессу в условиях детских школ искусств";
в июне 2015 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Теория и методика профессиональной деятельности" для преподавателей инструментов симфонического оркестра.. Участвую в работе Республиканских и городских учебно-методических семинаров, посещаю методические конференции, постоянно поддерживаю связь с преподавателями Саранского музыкального училища и музыкальных школ города Саранска.
Результативность
Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед нами преподавателями сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предмет по выбору).
Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДШИ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Главная ее задача – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков. Кроме того, ДШИ должна выявить наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения. При этом, несомненно, главенство первой - музыкально-эстетической задачи. Особенно это актуально для нас преподавателей, ведущих класс скрипки, так как наш инструмент не выдерживает конкуренции с таким популярным сейчас вокалом, хореографией и даже фортепиано.
Все это, а также отсутствие конкурса и вынужденное зачисление в контингент учащихся практически всех желающих, являются препятствием в процессе формирования настоящих профессиональных классов.
Несмотря на все сложности, педагог должен вести профориентационную работу. Поэтому уже на начальном этапе обучения я выявляю наиболее способных детей и, обучая их, стараюсь охватить более широкий диапазон проблем и задач, с тем, чтобы в дальнейшем ориентировать их на продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении.
В этой работе постоянно прибегаю к консультациям с ведущими преподавателями Саранского музыкального училища и музыкальных школ города. Выпускница моего класса – Рогожина Марина закончила Музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова, а также Самарский государственный институт культуры, музыкально-исполнительский факультет (консерватория) и стала моей коллегой в ДШИ. Еще одна выпускница - Кантышева Елена окончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева и стала учителем музыки в Средней общеобразовательной школе пос. Б.Елховка. Выпускница Бабурова Катя является учащейся 2 курса муз. училища, класс преподавателя Щербаковой Е.А..
Учащиеся моего класса неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах:
на зональном туре IX Республиканского конкурса юного исполнителя "Юный виртуоз" Курмаева Иляна награждена дипломом 3 степени;
на IV Республиканском фестивале искусств Курмаева Иляна заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;
на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Имерякова Арина заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;
на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Хвастунова Дарья заняла 1 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;
на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Игошина Полина заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;
Так же мне неоднократно выражали Благодарность от Администрации Лямбирского муниципального района за активное участие в Республиканском фестивале народного творчества "Шумбрат, Мордовия"
В 2015 году организаторы "Х Всероссийской олимпиады искусств" выразили мне искреннюю благодарность за компетентную работу и подготовку конкурсантов.
А в 2016 году я получила благодарственное письмо от оргкомитета международного телевизионного конкурса "Национальное достояние-2016", в котором я принимала участие как педагог-иллюстратор (ученица пианистка заняла почетное 4 место)
Все выступления учащихся моего класса (конкурсы, концерты перед родителями, концерты в детских садах и т.д.) дают возможность им найти свою концертную площадку, своего слушателя, а, следовательно, способствуют оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению репертуара. «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова Золтана Кодая могут служить опорой и стимулом в кропотливой работе всех тех музыкальных педагогов, чьей задачей является не только преподавание способным и одаренным детям, но и кажущиеся менее успешным «массовое воспитание».