a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие и воспитание гармоничной личности в процессе обучения игре на скрипке»

Опубликовано: 2017-02-06 14:52:26

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

 

Обобщение педагогического опыта на тему:

 

«Развитие и воспитание гармоничной личности в процессе обучения игре на скрипке»

 

Опыт представил: преподаватель по классу скрипка

                      Селезнева Е.А.


 

Селезнева Елена Александровна, родилась 21 апреля 1981 года, в 2000 году закончила Саранское Государственное музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова по специальности «Скрипка». Также в 2006 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева филологический факультет по специальности «Русский язык  и литература».

Общий стаж работы 18 лет. Стаж педагогической работы 17 лет. Основное место работы МБУ ДО «Большеелховская ДШИ» Лямбирского района. Занимаемая должность: преподаватель по классу скрипки.

 

«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

Г. Галилей

 Наличие актуальности проблемы

 

Роль скрипки, скрипичного искусства, тесно связана с выражением
тончайших человеческих мыслей и чувств. В современном мире, где все материальные ценности преобладают над духовными, в обществе катастрофически снижается динамика уровня интереса к классической музыке, что, безусловно, отразилось на контингенте учащихся.

Дважды в год в феврале и  в мае  я беру скрипку и  мы совместно с учащимися своего класса посещаем детские сады и школы с агитационными концертами. Я заранее обдумываю небольшие занятия, которые включают в себя показ инструмента (рассказываю при этом сказку про скрипку), игры с участием детей учреждения и наш маленький концерт.

 Я никогда не уговариваю ребёнка идти на скрипку, если он ещё не определился с инструментом. Моя задача — рассказать и заинтересовать. И если после этого ребенок пришел учиться в мой класс, то вторая задача – научить и удержать – рассчитана на долгосрочный период.
Ребенок приходит в скрипичный класс с совсем иными потребностями и надеждами, чем у педагога. Он надеется играть здесь и сейчас. Очень важно не погасить интерес ребенка, а использовать и развить его. Вот здесь-то и необходим профессиональный подход педагога. «Учить – играя, играя – учить».
Ребенок привык к игре, а не к серьезным занятиям — поэтому с первых уроков я ввожу игровые элементы с опорой на понятия и образы, знакомые и близкие ребенку, стараюсь, чтобы наше творчество представляло собой интересный процесс, увлекающий ребёнка, возбуждающий его фантазию. Возможно, при этих условиях отсев в моём классе минимален.

 

 

Условие возникновения и становления опыта

 

Стаж моей педагогической деятельности 16 лет. Начальную педагогическую подготовку я получила в Саранском музыкальном училище  им. Л.П.Кирюкова на струнно-смычковом отделении, в классе Рябовой Татьяны Алексеевны. Придя работать в с. Большая Елховка в ДМШ в далеком 2000 году, сразу по окончании училища, и не имея еще опыта, я столкнулась со множеством трудностей. Тогда поняла, что предстоит еще многому научиться. Постепенно, на основе постижения методом проб и ошибок азов педагогической деятельности, наблюдения за работой других преподавателей, и , конечно, благодаря мудрым советам своих наставников Рябовой Татьяны Алексеевны, Кижапкиной Светланы Викторовны, Галагуцкой  Татьяны Васильевны, Щербаковой Евгении Алексеевны, а также изучения специальной методической литературы мною были выработаны определенные принципы обучения. Я и сейчас нахожусь в постоянном поиске наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

 

 

 Обоснование актуальности и перспективности опыта

 

Сохранение интереса к занятиям – важнейшая задача педагога. Различны педагогические находки в этом направлении: подбор по слуху, ансамблевое музицирование, сочинение музыки и т.д.. Стимуляция творческой активности учащихся одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих новое качество образования. В 2000 году, окончив Саранское музыкальное училище, я начала свою преподавательскую деятельность в полной уверенности, что я об этом все знаю. Своей задачей считала научить ребенка играть на скрипке. Предпочтение отдавала классическим произведениям, этюдам, гаммам. Но даже этюды и гаммы в классном порядке мы играли с концертмейстером, дабы  у ребенка  с самых первых мгновений обучения привилась тяга  к техническим упражнениям, которые  звучат как полноценные музыкальные произведения с красивой гармонической подложкой.

Я с удовольствием посещала все мастер-классы и открытые уроки в школах района и города, изучала методическую литературу, перенимала опыт других преподавателей, вспоминала, как занимались со мной.
В уроки с детьми кроме основных методических упражнений я стала включать игровые моменты. Мы хлопали, топали, читали стихи, делали много упражнений на координацию, так как в моём классе обучалось много «леворуких» детей. Такие ученики имеют совсем другое мышление, и мне приходилось кардинальным образом менять все свои методические наработки. Ноты мы учили на пальцах, а потом с рук переносили в тетрадь. Много рисовали, сочиняли стихи, которые потом с удовольствием играли. Я подготавливала различные пособия для работы, разного рода карточки, нотные тетради с подвижными нотками, лесенка с восемью ступеньками и т.д.   Даже «пятиминутки отдыха» мы проводили с пользой: занимались слуховыми и ритмическими упражнениями, решали музыкальные задачки на логику и конечно слушали великих исполнителей. Педагогу необходимо обладать разносторонними знаниями, творческой изобретательностью, быть тонким психологом, чтобы работу с учащимися превратить в интересный и увлекающий процесс.

Имея в своем классе детей с разными музыкальными данными и с огромным желанием выступать я предлагаю детям участвовать в ансамблевой игре, потому что такой вид деятельности вызывает интерес к музыке и побуждает даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в музыкальной школе. Это развивает в них чувство коллективизма и сплоченности класса. Солистом не каждый может быть, а исполнить даже самую простую партию в ансамбле способен любой. Поэтому такого рода выступления помогут даже слабым ученикам отлично проявить себя.
Огромное значение я отдаю классным часам и родительским собраниям с концертами, в которых представлен каждый ученик. Родители должны видеть результат — только тогда они станут нашими помощниками. Я глубоко убеждена, что такого рода мероприятия способствуют повышению интереса к занятиям, помогают увлечь воспитанников. У каждого преподавателя в этом направлении должны быть свои педагогические находки.
Технический прогресс развивается с огромной скоростью. После декретного отпуска я поняла, что инновации нужно прочно закрепить в своей педагогической деятельности. Я набрала небольшое количество учеников. Что бы удержать этот контингент надо было быстрее найти контакт с учениками, и их родителями, адаптировать учащихся к музыкальной школе, привить любовь к инструменту, к музыке, показать и доказать родителям, что их дети смогут играть на таком сложном инструменте, как скрипка и справятся с обучением в музыкальной школе. Я старалась выставлять детей на сцену сразу, как только научатся держать скрипку и устойчиво с ней стоять. Мы играли много и часто с листа. Особенно для этого подходят пьесы из сборника для ансамбля скрипачей в переложении Т.А.Ильиной. Некоторые понравившиеся произведения я перекладывала сама, роль первой скрипки я оставляла за собой, а все ученики играли облегченную вторую партию часто на открытых струнах. Но совместное музицирование очень нравится ребятам и конечно родителям, которые видят, как их ребенок хорош с инструментом в руках. Реакция родителей всегда была положительной: они начинали верить в способности ребёнка, поддерживать его в домашних занятиях, больше интересоваться творческой жизнью.

Не секрет, что интернет нам дал возможность черпать огромное количество нотного материала. Это тоже своего рода инновация в нашей деятельности. И мы берем новые произведения современных и национальных композиторов. Новый материал вызывает неподдельный интерес, но хрестоматийные сборники все равно являются основой в нашей работе.

 

 Организация учебно-воспитательного процесса

 

В контингент моего класса входят дети разной степени музыкальных способностей. Условно их можно разделить на группы. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому и разным будет мой творческий подход при формировании в них профессиональных музыкальных качеств. Всё начинается с первого урока, когда ученик входит в класс без скрипки. Он хочет заниматься, но представлений об инструменте у него нет. Бывает, что желания заниматься на скрипке тоже нет, так как его привели в школу родители. Поэтому первые уроки особенно должны быть интересны и занимательны. Здесь не должно быть мелочей – и тон, и манера поведения, даже одежда учителя играют значительную роль. Каждую свою встречу с малышом я провожу в дружеской атмосфере. Часто стараюсь менять тему разговора. Очень приветствую присутствие на уроке мамы, папы, бабушки. По возможности объединяю детей, и первое время провожу коллективные занятия. На первом уроке лучше не торопиться. Познакомившись с учеником, подбираю ему нужный по размеру инструмент, показываю скрипку, рассказываю о ней сказку, играю разнохарактерные пьесы. Всё это должно быть доступно и образно. Даже первое знакомство со скрипкой происходит как встреча с живым существом, у которого есть «головка», «шейка», «животик» и «голос». Дальнейшая работа в классе должна осуществляться сразу по нескольким линиям. Главными из них являются: 1) пробуждение интереса к  музыке; 2) формирование слуховых представлений; 3) развитие игровых навыков. Чтобы ребенок не скучал во время урока, обязательно чередую различные формы работы: - игра на инструменте; - движение под музыку; - пение; - слушание музыки; - занятие сольфеджио; - ансамблевая игра и т д. Усвоение элементарных навыков постановки представляет собой трудный и длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движения рук очень сложны, поэтому я стараюсь не спешить и уделяю постановочным моментам столько времени, сколько потребуется для каждого конкретного ученика пока не появится результат. Правильная постановка и хорошее звукоизвлечение - это фундамент для последующего обучения. Здесь можно выделить следующие этапы: • подготовительные упражнения (задача – научить ребенка отличить легкость, свободу от зажатости); • упражнения для левой руки (цель – подготовить левую руку к такому положению, в каком она будет держать скрипку); • упражнения для правой руки (начинаем с упражнений на карандаше); • уравновешивание смычка (приспособление пальцев к трости, держание смычка на разных струнах); • звукоизвлечение в средней части смычка; • звукоизвлечение в нижней части смычка; • звукоизвлечение в верхней части смычка; • соединение струн в различных частях смычка; • постановка пальцев на струну.  При объяснении всех этих сложных действий обязательно опираюсь на понятия и образы, знакомые и близкие ребенку. Так, например, для отработки звукоизвлечения в середине смычка я говорю ученику: «Давай покатаем наш поезд (смычок) по рельсам вниз и вверх. Пассажиры – это наши пальчики на смычке. Следи, чтобы они не вскакивали со своих мест, а поезд двигался строго по рельсам и никуда не сворачивал». Первое звукоизвлечение на скрипке начинаем щипком по открытым струнам. У каждой свой тембр и дети легко называют четыре разнохарактерных образа. Струну соль обычно отдают медведю, ре – собачке, ля – лягушке, ми – птичке. Пробуем спеть эти звуки, вслушиваясь в звучание струны и собственного голоса. Одновременно, на каждом уроке, прорабатываем легкие пьески («Петушок, «Как у нашего кота», «Пастушок», «Со всех сторон» и т.д.): слуховой (слушаем, поем, подбираем), ритмической (двигаемся, хлопаем, считаем), образно-художественной (определяем характер, настроение, рисуем), зрительно-логической (запоминаем ноты, их написание, сольфеджируем). Все эти пьески затем пробуем сыграть щипком на открытых струнах. С самых первых шагов я готовлю детей к игре в ансамбле. На своей скрипке играю главную мелодию простейших песенок («Как на тоненький ледок», «Цыплятки», «Пойду ль, выйду ль я»), а ученики сначала щипком, затем и смычком на открытых струнах своих скрипочек мне аккомпанируют. Иногда, получается, объединить нескольких малышей своего класса в небольшой ансамбль и выступить с ними на каком-нибудь концерте. Параллельно, на каждом уроке, в доступной форме ввожу ученика в круг музыкальных понятий, прививаю основы музыкальной грамоты. Использую для этого всевозможные пособия, легко изготавливаемые (лесенка с восьмью ступеньками, карточки с изображением коротких ноток – ти-ти и длинных – та-та, «нотная тетрадь» и т.д.). Так, например, на отдельных листах альбомного формата в красочном оформлении выполняется крупная запись какой-либо одной пьесы, рядом  помещается рисунок к ней. При создании подобных пособий становиться возможной реализация следующей интересной педагогической находки: в период освоения нотной грамоты и постановки пальцев каждая струна имеет свой цвет: соль – коричневый; ре – зеленый; ля – красный ми – голубой. Запись соответствующим цветом попевок и коротких песенок, используемых на каждой струне, помогает привлекать внимание ребят к тембровой стороне звучания. Использую и другие пособия на своих занятиях:

  1. Лесенка. Делается лесенка из картона, внешний вид должен быть красочным. Задание: разучиваемую песенку петь наизусть словами или называя ноты. Показать на «лесенке» направление движения звуков мелодии.
  2. «Нотная тетрадь». На плотном цветном картоне нарисован нотный стан со скрипичным ключом. По вертикали натянуты восемь веревочек, на которые нанизаны пуговицы, чтобы они свободно передвигались сверху вниз. Задание: выучить разучиваемую песенку наизусть, выложить мелодию пуговичками в «нотной тетради».
  3. «Ритмические карточки». Сделаны из картона с изображением следующих длительностей: половинных ( ) – называем их ТУ-У, четвертных ( ) – называем слогом ТА, восьмых ( ♫ ) – называем ТИ-ТИ. Объясняю ребенку, что ТИ-ТИ – это детские маленькие шажочки. ТА – так ходят мамы и папы, ТУ-У – так ходят бабушки и дедушки. Задание: выложить ритмический рисунок разучиваемых песенок карточками.
  4. Карточки с изображением разных животных (петушок, курочка, цыплятки, собачка, корова, медведь и т.д.). У каждого животного своя коротенькая песенка на одной определенной нотке, в определенном регистре. Задание: запомнить на слух каждую песенку и уметь с закрытыми глазами отгадывать название каждой картинки.
  5. Карточки с изображением форте (f) и пиано (p). Задание: показываю ребенку то одну карточку, то другую, а он заранее выученное стихотворение должен прочитать соответственно показанным карточкам – громко или тихо. К работе над ритмом подхожу творчески. Полезным и доступным способами здесь является просчитывание долей изучаемого метра вслух (затем мысленно). Под музыку в разных размерах дети хлопают, шагают, приседают, при этом явственно подчеркивая первую долю (счет «раз»). Затем переходим к изучению ритмоформул (сначала в размере 2/4): - ТА; ♫ - ТИ-ТИ; - ТУ-У; - МО; - ТИ-РИ-ТИ-РИ.
  6. «Графические карты». На альбомных листах нарисованы разные графические изображения Задание: ребенок должен голосом изобразить каждую графическую запись. Это своего рода импровизационная игра, голосовая разминка. Дети еще не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. Графика и движение помогут им приобрести этот сложный навык. Берем с ребенком коротенькие стихотворения (обязательно с рисунком), к которым прилагается графическая запись поэтического текста, а также «расшифровка» словесного текста ритмослогами, что помогает соотнести слышимое с видимым. Работу ведем постепенно, усложняя варианты: учим стихотворение наизусть, проговариваем словами, ритмослогами, воспроизводим все под музыку. Добиваемся безостановочного исполнения. Такой принцип воспитывает чувство формы. Очень важным для скрипачей является и развитие слуха. Здесь тоже необходим творческий подход. На своих уроках я постоянно обращаю внимание ученика на различие звуков по высоте. Сначала он распознает звуки разных регистров, затем высоту близких звуков. На простых примерах объясняю ему различное направление движения мелодии – вверх и вниз. Использую для этой работы «лесенки», карточки, о которых уже говорилось выше. Очень любят мои ученики сольфеджирование на уроках. Для этого занятия хорошо подходит пособие, представляющее собой комплекс мелодий-упражнений для пропевания. Учитывая особенности детского восприятия, любовь детей к сказкам и фантазированию, все мелодии-упражнения включены в сюжет незатейливой музыкальной сказки. Небольшие литературные зарисовки, предваряющие каждое упражнение, помогают оживить ничем, на первый взгляд, непривлекательный нотный текст. Все мелодии пропеваются в той или иной тональности. Благодаря этому у детей вырабатывается чувствование - слышание лада, тоники, устойчивых ступеней.

 

 

 Формы и методы учебно-воспитательной работы, технология их применения.

 

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Кем бы не стал ученик в дальнейшем, задача преподавателя музыки – с самого начала воспитывать в нем творческое  мышление. Умение и желание творить, помогут в любой сфере будущей деятельности. Стратегической задачей начального этапа занятий является создание предпосылок для адекватного формирования собственного мышления ученика в трех взаимосвязанных направлениях – образно-художественном, музыкально-звуковом, мышечно-двигательном. Для решения этой задачи я использую такой метод, как реализация принципа совместно-разделенной деятельности. В основе обучения лежат сложные умственные действия. Не все из них доступны начинающему. Он способен выполнить лишь некоторые. Тут- то и нужно, чтобы педагог взял на себя выполнение недостающих элементарных компонентов сложного музыкально-игрового действия. При этом можно выделить несколько стадий практической реализации принципа совместно-разделенного музицирования:

  1. Подготовительная стадия. Ее цель – накопление начинающим разносторонней, и по возможности, полной информации о закономерностях и технологии (в широком смысле) выполнения операций, образующих сложное музыкально- игровое действие. Очень важно на этой стадии слуховое восприятие, оценивание звука на основе эстетических критериев (нежный, ласковый, колючий, бархатный, солнечный и т.д.). Но наблюдения, накапливаемые ребенком, не должны ограничиваться только слуховым восприятием. Можно изобрести самые разные модели совместно-разделенных музыкальных действий. Например: • Я играю на скрипке, а ученик отхлопывает метрическую канву звучания; совместно на ярких примерах обсуждаем роль метрического начала в музыкальном звучании; • Ученик интонирует голосом какой-либо звук, а я его воспроизвожу на инструменте разной аппликатурой и в различных позициях, при этом выясняется общий принцип воспроизведения звуков мелодии на скрипке; • Я играю только смычком, а ученик устанавливает мои пальцы на грифе, чередует их. Таким путем он практически знакомится с тем, что он ранее наблюдал; • Ученик, проводя смычком по струне, старается извлечь «настоящий» звук, а я в это время играю только левой рукой. Так выясняется назначение смычка и некоторые его свойства (вес, упругость).
  2. Во второй стадии цельный образ скрипично-игрового действия практически воплощает сам ученик, хотя некоторыми моментами я еще управляю. Ученик должен чувствовать, будто он играет сам.
  3. Следующая стадия – это имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и попыток их воспроизведения начинающим.
  4. Очередная стадия – опыты самостоятельного сложного действования, по необходимости корректируемого педагогом, в том числе и путем кратковременного обращения к формам, использованным на предшествующих стадиях.
  5. Завершающая стадия связана со становлением саморегулируемых игровых действий ребенка. Педагог и ученик теперь как бы меняются ролями сравнительно с исходной, подготовительной стадией. Педагог становится активным слушателем, строящим свои заключения и оценки на анализе. В ходе совместно-разделенного музыкального действия приходится в весьма сжатом, концентрированном виде словно пройти весь исторический путь становления музыки и инструментальной игры, генетически связанный с имитацией звуковой среды, окружающей человека – звуков природы, живых существ и трудовых процессов. Иначе говоря, технология этого «совместного» музицирования на скрипке разделяется между педагогом и учеником так, чтобы ребенок постепенно перенимал все те специфические культурные способы игры на скрипке, которые присущи профессиональному музыканту. Одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося, стимулирующей его творческую активность, является игра в ансамбле. Именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией, юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством, в ином свете предстают перед учеником приобретенные в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки. Обучение для него становится более интересным, интенсивным и целенаправленным. Хорошо, если кроме общего ансамбля педагог хоть изредка объединяет учащихся своего класса в разного рода ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.д.). Это прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, сплачивает класс и заставляет ощущать его как единое целое. Солистом не каждый может быть, а исполнить даже самую простую партию в ансамбле может каждый. Поэтому такого рода выступления помогут даже слабым ученикам отлично проявить себя. Хотя есть педагоги, которые считают, что есть дети для «сцены», а есть для «класса». И последние могут всю свою «творческую жизнь» просидеть в классе, так не разу и не выступив на концерте. Однажды у меня появилась замечательная идея – подготовить целый концерт, посвященный ансамблевой музыке. Силами оркестрового отделения мы провели такой концерт на школьном уровне под тематическим названием «Музицируем вместе». Цель концерта состояла в следующем: 1. Дать возможность слабым учащимся в полной мере проявить себя. 2. Популяризация инструмента. Концерт превратился в настоящий праздник и для зрителей (среди них было много родителей, бабушек, одноклассников) и для самих исполнителей. Я глубоко убеждена, что такого рода мероприятия способствуют повышению интереса к занятиям, помогают увлечь даже нерадивых учащихся. У каждого педагога в этом направлении должны быть свои педагогические находки.


Теоретическая база опыта

При создании своей системы работы я опиралась на свой опыт,
а также на работы М.Берлянчика «Основы воспитания начинающего скрипача», В.В Крюкова «Музыкальная педагогика», Г.Турчанинова «О первоначальном этапе развития юного скрипача», «Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ», В.Третьяченко «Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача», М.Фейгин «Воспитание и совершенствование музыканта-педагога», Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля», Л.Мордкович «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы».

Я стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень:

 в октябре 2013 года я прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Психолого-педагогические подходы к образовательному процессу в условиях детских школ искусств";

 в июне 2015 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Теория и методика профессиональной деятельности" для преподавателей инструментов симфонического оркестра.. Участвую в работе Республиканских и городских учебно-методических  семинаров, посещаю методические конференции, постоянно поддерживаю связь с преподавателями Саранского музыкального училища и музыкальных школ города Саранска.

 

Результативность

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед нами преподавателями сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предмет по выбору).
Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДШИ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Главная ее задача – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков. Кроме того, ДШИ должна выявить наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения. При этом, несомненно, главенство первой - музыкально-эстетической задачи. Особенно это актуально для нас преподавателей, ведущих класс скрипки, так как наш инструмент не выдерживает конкуренции с таким популярным сейчас вокалом, хореографией и даже фортепиано.
Все это, а также отсутствие конкурса и вынужденное зачисление в контингент учащихся практически всех желающих, являются препятствием в процессе формирования настоящих профессиональных классов.
Несмотря на все сложности, педагог должен вести профориентационную работу. Поэтому уже на начальном этапе обучения я выявляю наиболее способных детей и, обучая их, стараюсь охватить более широкий диапазон проблем и задач, с тем, чтобы в дальнейшем ориентировать их на продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении.

В этой работе постоянно прибегаю к консультациям с ведущими преподавателями Саранского музыкального училища и музыкальных школ города. Выпускница моего класса – Рогожина Марина закончила Музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова, а также Самарский государственный институт культуры, музыкально-исполнительский факультет (консерватория) и стала моей коллегой в ДШИ. Еще одна выпускница - Кантышева Елена окончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева и стала учителем музыки в Средней общеобразовательной школе пос. Б.Елховка. Выпускница Бабурова Катя является учащейся 2 курса муз. училища, класс преподавателя Щербаковой Е.А..

Учащиеся моего класса неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах:

на зональном туре IX Республиканского конкурса юного исполнителя "Юный виртуоз" Курмаева Иляна награждена дипломом 3 степени;

на IV Республиканском фестивале искусств Курмаева Иляна заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;

на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Имерякова Арина заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;

на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Хвастунова Дарья заняла 1 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;

на Всероссийском фестивале-конкурсе по всем направлениям искусств Игошина Полина заняла 2 место в номинации Скрипка 5-8 лет - соло;

Так же мне неоднократно выражали Благодарность от Администрации Лямбирского муниципального района за активное участие в Республиканском фестивале народного творчества "Шумбрат, Мордовия"

В 2015 году организаторы "Х Всероссийской олимпиады искусств" выразили  мне искреннюю благодарность  за компетентную работу и подготовку конкурсантов.

А в 2016 году я получила благодарственное письмо от оргкомитета международного телевизионного конкурса "Национальное достояние-2016", в котором я принимала участие как педагог-иллюстратор (ученица пианистка заняла почетное 4 место)

 

 Все выступления учащихся моего класса (конкурсы, концерты перед родителями, концерты в детских садах и т.д.) дают возможность им найти свою концертную площадку, своего слушателя, а, следовательно, способствуют оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению репертуара. «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова Золтана Кодая могут служить опорой и стимулом в кропотливой работе всех тех музыкальных педагогов, чьей задачей является не только преподавание способным и одаренным детям, но и кажущиеся менее успешным «массовое воспитание».

Оставить комментарий: