a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие эмоционально-образного мышления на уроках вокала, как одно из условий развития творческих способностей и исполнительского мастерства»

Опубликовано: 2017-02-06 14:53:54

Документы для скачивания

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ

 

Обобщение педагогического опыта на тему:

 

«Развитие эмоционально-образного мышления на уроках вокала, как одно из условий развития творческих способностей и исполнительского мастерства»

 

Опыт представил: преподаватель по классу вокал

                                Кручинкина Е.В.

 

2017г.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Школа искусств, где я работаю, является муниципальным бюджетным

учреждением дополнительного образования. Дети, обучающиеся в школе, обладают различными индивидуальными способностями и возможностями.

Одной из главных задач школы является целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся, по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни.

 В сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором.

Администрация школы искусств способствует:

- воспитание у детей любви к искусству; 

- формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства; 

-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; 

- раскрытие творческого потенциала детей и подростков; 

- повышение привлекательности/статуса творческих профессий; 

- создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.

В школе постоянно пополняется учебно- методический комплекс. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведётся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Вокал», так как она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально-эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате многолетней работы.

 

2.Актуальность и перспективность опыта.

Государственная концепция «О развитии и совершенствовании эстетического воспитания и художественного образования», принятая в 2001 году направлена в целом на создание и осуществление единства  интеллектуального, художественного, трудового, духовного и нравственного воспитания личности.

На современном этапе наблюдается повышенный интерес и внимание педагогов – музыкантов к проблеме развития эстетического воспитания и художественного образования, а также развития творческих способностей детей через эмоционально – образное обучение.

Проблемы эмоционально-образного мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкой мышлению, но протекающей в иных формах и по другим законам.

Развитие эмоционально-образного мышления ведёт к развитию  особого, очень важного для вокалиста выразительного качества, проявляющего себя в разных видах и жанрах искусства - это артистизм.

В вокальной работе с детьми эмоционально-образный фактор очень важен, т.к. он является регулятором настроя гортани на определённый режим работы, который влияет на характер звучания голоса подсознательно и целостно.

В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его существления необходимо на уровне вокального педагога иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.

 

  1. Ведущая педагогическая идея.

В основе моего опыта лежит ориентация учебно-воспитательной работы на личность ученика . Основная идея моего опыта заключается в следующем: чтобы ученик мог понять художественную сущность вокального произведения через развитие эмоционально-образного, он должен стоять на соответствующем, общекультурном, музыкальном, исполнительском и вокально-техническом уровне обучения. Принцип эмоционально-образного воздействия, рассчитан на учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Технологическое действие этого принципа заключается в том, что образами, доступными детскому пониманию, а это и наглядные пособия, и игровые упражнения, и сказочные образы, отождествленные с различными элементами музыкальной грамоты, создаются в мышлении ребенка ассоциации, которые вызывают яркий эмоциональный отклик и помогают детям осмыслить и запомнить изучаемый материал.

  1. Теоретическая база опыта.        

Проблема эмоционально-образного обучения в системе начального музыкального образования наиболее полно разработана исследователями музыкального искусства.

Так, в работах по музыкальной педагогике Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпина, Г.С. Тарасова, Г.С. Вендровой и др. первой педагогической задачей является – формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее образного восприятия.

Применение элементов эмоционально-образного принципа обучения определяется в трудах преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, работавших по традиционной методике: А.В. Барабошкиной, Н.Х. Боголюбовой, В.Г. Запорожец, П.В. Вейс, Н.А. Кончаловской, Н.В. Ветлугиной, М.Д. Андреевой, Е.М. Коноровой, М.Н. Котляревской, Б.Д. Крафт, Ж.А. Металлиди, А.В. Перцовской и др., а также преподавателей фортепиано А.Л. Малюкова, А.Д. Артоболевской, В.Г. Игнатьева, Л.В. Игнатьевой, Л.А. Баренбойм, Б.Л. Мальцева, которые использовали в своей методике обучающие цветные картинки, схемы, стихотворения и прочее.

Альтернативные методики, основанные и целиком построенные на принципе эмоционально-образного воздействия, изложены в работах преподавателей теории и хора Л.Н. Алексеевой, Т.Э. Тютюнниковой, Е.А. Леонтьевой, Г.Ф. Калининой, Г.И. Шатковского, Л.М. Абелян, Е.Г. Огороднова, Г.А. Струве. В этих методиках применяются обучающие игры, игровые вокальные упражнения, песни-правила, сказочные формы изложения материала, нередко объединяющиеся в целый сказочный сюжет.

 

  1. Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности:

Создание условий для развития эмоционально-образного мышления учащихся в процессе вокального воспитания.

Задачи:

- способствовать организации активного эмоционального вхождения школьников в мир музыки;

- развивать у детей способность восприятия искусства, формировать

художественный вкус;

- формировать осознанное отношение к музыке, которое помогает детям

самостоятельно использовать выразительно- изобразительные средства

музыкального искусства для выражения своих чувств в вокальном творчестве;

- развивать у начинающих вокалистов артистизм, как одного из необходимых для исполнителя качеств;

- развивать у каждого ребенка общие и специальные вокальноо- творческие способности.

Поставленным задачам соответствуют определенные приемы и методы

работы.

Наиболее продуктивными из них являются:

- метод иллюстрации музыкального произведения;

- метод подражания;

- метод пластического интонирования ;

- метод слуховой и зрительной наглядности

 Метод иллюстрации музыкального произведения состоит в том, чтобы ребёнок воплощают музыкальные образы в художественные. Я задаю ребёнку(как домашнее задание) нарисовать рисунок на тему вокального произведения. При анализе рисунка учитываются не только изображённые образы, но цвета, форма, масштаб. Учащиеся очень часто не представляют до конца художественные образы тех произведений, которые они исполняют, поэтому получив задание нарисовать иллюстрацию к вокальному произведению, они начинают задумываться о чем они поют и  как это может выглядеть визуально.  Очень важно при использовании данного опыта, проконтролировать чтобы, ученик рисовал сам, без помощи мам, пап, бабушек и дедушек.

Метод подражания используется мною, как для детей младшего, так и старшего возраста.  Во время разучивания вокального (эстрадного или академического) произведения я с учениками просматриваем видеозаписи   этого произведения нескольких исполнителей. Мы с учащимся анализируем все образы, все варианты исполнения и как бы берём из каждого что-то что наиболее понравилось. Этот метод позволяет постепенно создать свой образ произведения, свою интерпретацию на основе накопленных  впечатлений.

А заодно, не задумываясь, запоминают то правильное вокальное звучание, которое должно быть примером и образцом.

Метод пластического интонирования заключается в исполнения музыки движением, жестом. Это помогает детям ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

 При знакомстве, а затем и при работе над вокальным произведением даю задание определить характер произведения, его художественный образ и пластикой (руками, телом, головой) выразить этот образ. Движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца. Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества

Метод слуховой и зрительной наглядности крайне важен для развития вокального слуха в процессе обучения пению. Потому что, в связи со склонностью младших школьников к конкретно-образному мышлению, всякое звуковое восприятие в их сознании трансформируется в зрительный образ. Поэтому особенно перспективным,  в работе по развитию вокального слуха у детей будет создание наглядных учебных пособий и технических средств обучения аудио — визуального типа. При разучивании  вокального произведения, исполнении упражнений и попевок, я использую различные наглядные пособия (карточки или изображениями на компьютере с временами года, природы, животными, растениями, эмоциями, разными предметами). Ребёнок сам формирует из этих изображений целостную  картину исполняемого произведения. Также этот метод позволяет понять эмоциональное состояние ребёнка на занятии, что для вокалиста является одним из главнейших факторов для плодотворной работы.

 

6.Результативность.

Важным результатом своей педагогической деятельности считаю то, что мои ученики, завершив курс занятий вокалом, продолжают заниматься творчеством: занимаются в классе предпрофессиональной подготовки(2 выпускника) ,работают  в Большеелховском хоре(2 выпускника), работают в вокальном ансамбле(1 выпускник).

Стабильности положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ и результативности воспитательной работы способствовала система развития собственного профессионально-личностного потенциала через участие в в фестивалях и конкурсах республиканского, всероссийского и международного уровней.

 

7.Трудоёмкость опыта.

Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

-низкое познавательное развитие детей;

-не высокая профессиональная компетентность преподавателей в развитии вокально-творческих способностей учеников;

-неумение преподавателя правильно организовать учебно-воспитательный процесс;

-низкая заинтересованность родителей.

 

8.Адресность опыта.

Данный опыт адресован учителям ДМШ и ДШИ, средних и дошкольных общеобразовательных учреждений, преподавателям детских вокальных и актерских студий, музыкальным руководителям, руководителям школьных методических и творческих объединений, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

 

Оставить комментарий: