Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.
Задачи:
- показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;
- учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;
- познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.
В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. В детском саду на занятиях по развитию речи занимются обучением детей пересказу один - два раза в месяц. Этого не достаточно для детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям для успешного обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
Зачем нужно учить детей пересказу?
В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
- Обогащается и расширяется словарь;
- Формируются навыки словоупотребления;
- Усиливается языковое чутье;
- Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
- Внимание (умение внимать);
- Память (запоминание текста);
- Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
- Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас, помочь, нам в этом.
Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением?
Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
После чтения текста обязательно побеседуйте о прочитанном.
Задайте вопросы, они должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
Побеседовали , надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.