Кружок «Говорушки» для детей младшей группы
Кружок «Говорушки»
для детей младшей группы
Составитель:
Акимова Н.В., Куликовская Л.А.
воспитатель
Пояснительная записка.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Цель программы - Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.
Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
- «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
- «Развитие речи» - на котором, у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
- «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
- «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Тематический план.
ОКТЯБРЬ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Цветы» разучивание игры со стихотворным сопровождением
Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.
Продолжать развивать двига- тельную активность детей в играх со стихотворным сопро- вождением..
Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.
2-я неделя
«Я умница – разумница» Русская народная потешка.
Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству.
Кукла Маша
3-я неделя
«Зайчик» чешская народная игра.
Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей
Игрушка зайчик.
4-я неделя
«Лиса, заяц и петух».
Русская народная сказка.
Вызывать желание следить за развитием действия в куколь -ном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.
Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.
Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, заяц и петух». Шумовые игрушки.
НОЯБРЬ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Коза – хлопота» Русская народная потешка.
Вызывать радостное чувство от участия в игре.
Побуждать наблюдать за действием педагога с резино -вой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички.
Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки.
Шапочки-маски птичек по количеству детей. Резиновая игрушка -коза
2-я неделя
«Деревьям по подарку» латышская народная песенка.
Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени
(деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей.
Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку».
3-я неделя
«Я серый волк»
Г.Науменко
Побуждать детей использовать движения для создания образа птички.
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слу- шая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу.
Шапочки-маски
птичек по количеству детей.
4-я неделя
«Серенький козлик» Кукольный спектакль.
Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон
Декорации, комплект резиновых кукол к спектаклю «Серенький козлик».
ЯНВАРЬ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я
неделя
Машенька и рукавички.
Кукольный спектакль.
Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову
Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк.
2-я неделя
Зайчишка – трусишка.
Русская народная потешка
Познакомить детей с управле- нием перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски..
Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки.
3-я неделя
Волчок – волчок
Русская народная потешка
Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок – волчок». Знакомить детей с приемами кукловождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно следить за развитием действия в куко-
льном спектакле, эмоциональ- но реагируя на происходящее.
Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка- волк, комплект перча- точных кукол к спек- таклю «Гуси и волк».
ФЕВРАЛЬ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Зайчик».
Русская народная считалка.
«Прыг да скок»
Русская народная игра
Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.
Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.
2-я неделя
«ЛИСА»
Русская народная попевка
Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.
Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количест- ву детей.
3-я неделя
«Три медведя»
Настольный театр
Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя».
перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя».
4-я неделя
«Бабушкины
забавушки»
Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.
Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки.
МАРТ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Топ – Топ» Кабардино – балкарская песенка.
«Мамины помощники» настольный театр.
Побуждать детей принимать участие в игре, выполняя движения по показу педагога.
Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца.
Воспитывать желание участвовать в общей пляске, выполняя движения по показу педагога.
Настольная ширма, комплект рукавичек к кукольному спектаклю «Мамины помощни- ки».
2-я неделя
«Зайчик» Русская народная потешка
«Прокати, лошадка, нас!» песенка
Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика.
Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании.
Резиновые куклы:
сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика.
3-я неделя
«Маша и медведь» настольный театр
Приобщать к игре, обучая звукоподражанию.
Учить понимать содержание сказки, разыгранной педагогом.
Игрушки театра рукавичек: большая собака и щенок. Комплект кукол театра рукавичек к спектаклю «Маша и медведь».
4-я неделя
«Шарик мой голубой» песенка
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки.
Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.
Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек
АПРЕЛЬ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Мышка в чашечке зеленой» польская детская песенка
«Медведь» русская народная потешка
Знакомить детей с приёмами кукловождения театра народной игрушки.
Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Побуждать к участию в свободных плясках с игрушками.
Большая машина; комплект кукол театра народной игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
2-я неделя
«Теремок» Р.Н. С.
Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога.
Развивать стремление участвовать в свободных плясках, выполняя движения по показу педагога и самостоятельно.
Большая машина, комплект народных игрушек к сказке «Теремок».
3-я неделя
«Самолет» потешка
«Веселые музыканты» кукольный театр
Побуждать детей принимать участие в игре со стихотвор- ным сопровождением.
Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.
Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежо- нок. зайчик, козочка, кошка..
4-я неделя
«Шла собачка»
русская народная потешка.
«Петух» русская народная считалка
Закреплять интерес к театраль- но-игровой деятельности.
Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народ ными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка»
Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь.
МАЙ
Неделя
Тема
Цель
Оборудование
1-я неделя
«Расти, коса, до пояса»
Русская народная потешка
Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.
Развивать эмоциональную отзывчивость,
Деревянный гре6ень для расчёсывания волос.
. Мягкая игрушка: лиса,
2-я неделя
«Кто в домике живёт?» кукольный спектакль
Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?»
Поддерживать желание общаться с игрушками.
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым.
Напольная плоскостная избушка
. Мягкие игрушки: медведь. медведица, два медвежонка.
3-я неделя
«Не вари кашу круту» Русская народная потешка
Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком».
Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол.
Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком».
4-я неделя
Анализ театрально-игровой деятельности детей
Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года