Педсовет: Приобщение к русской народной культуре
Педсовет: Приобщение к русской народной культуре
- Вступление:
- За последние 20 лет наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.
- 1. Педагогический ринг: «Вопрос – ответ»
- Что значит, по-вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный патриотизм?
- Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
- Почему приобщение детей к народной культуре, формирование патриотических чувств надо начинать с раннего возраста?
- Какова роль педагога в воспитании любви, интереса к русской национальной культуре?
- Какова роль семьи в этом вопросе?
- Какие элементы народного творчества можно и нужно использовать в повседневной жизни?
- какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе с детьми по приобщению к народной культуре?
- Какое влияние на формирование духовных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта и декоративно-прикладного искусства?
- «Загадки – отгадки»
- - Черный конь скачет в огонь /кочерга/
- - Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит, отдает, сам в угол
встает /ухват/
- - Ни свет, ни заря согнувшись пошел со двора /коромысло/
- - Новая посудина, а вся в дырках /решето, сито/
- - Что в хлебе родится, а есть не годится /василек/
- - Маленький, горбатенький, по ниве побежал, каждый колос задрожал
/серп/
- - Загуляла корова, все поля рогами переполола /соха/
- - Девица-краса, в золоте коса, а сама боса /пшеница/
- - В летнюю пору растут золотые горы / снопы/
- - Одной – зимой отдых, другой – летом, третьей – ни зимой, ни летом
/телега, сани, лошадь/
- Мини – викторины:
1) Какой город старше?
ЯРОСЛАВЛЬ /1010/
МОСКВА /1147/
НОВГОРОД /859/
СМОЛЕНСК /863/
РОСТОВ ВЕЛИКИЙ /862/
ВЛАДИМИР /1108/
2)Объяснение значение:
-Гостиный двор /площадь с галереями для торговли/
-Терем /богатый дом в несколько этажей/
-Подворье /усадьба6дом, двор с хозяйственными постройками/
-Полати /в избе – полка для спанья под потолком/
-Хлев /помещения для скота/
-Месяцелов /так в старину называли календарь/
-Сусек /место в амбаре для хранения зерна/
-Дворяне /люди, которые выполняли государственную службу и
владели землей/
-Столбовые дворянки /дворянки из старинного рода/
-Сбитень /теплый напиток из трав с медом/
-Пенька /волокно из конопли/
-Гумно /сарай для сжатого хлеба, площадка для молотьбы/
3) Проверь себя:
- Для чего строили города?
- - чтобы жить весело
- - чтобы всем вместе защищаться от врагов
- - чтобы заниматься ремеслами, а не сельским хозяйством
- В городах в центре обычно строили кремль. Зачем нужен Кремль?
- -Для украшения города -Для царя или князя
- -В нем укрывались жители, когда на город нападал враг
- Богатая семья жила в 2-з-х этажном доме. Для чего предназначался
первый этаж?
- -Для хранения вещей
- -Для гостей
- -Для сна
- -Для увеселительных мероприятий
- Часто дома строили 1 этаж – каменный, 2 – деревянный. Почему?
- -показать свое богатство
- -чтобы дом был прочным, дольше стоял
- -часто были пожары от свечей, печей, т. е. обезопасить от пожара хоть один этаж
- Почему села и деревни строили на пригорках?
- -Так было красиво
- -Вокруг было далеко видно
- -Можно было спастись от наводнения весной
- «Собери пословицу»
1) У БО ТА КОР ЧИТ МУ МИТ ЧИТ
2) ДЕ ГУ СМЕ ЛЯЙ ЛО ЧИЛ КОН ЛО
3) НЕТ КО ХЛЕ ОБ БА ЕД ЛИ ХУД
4) НЕ ПАР КОС МИТ ТЕЙ ЛО
5) НИ МАС ТУ ВСЕ КО НЕ ЛЕ ЦА
6) ДА ЧАШ КА КАШ ЛА ХО МА ША КА РО
- Повторение – мать учения
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
-словесные
- практические
Вопрос: - Назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре
(-чтение, рассказывание сказок, потешек
-художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы
- заучивание потешек
- пение колыбельных, народных песен)
Назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре
(- рассматривание иллюстраций и картин о пршлом
-просмотр видео, м/фильмов, к/фильмов-сказок и эпизодов исторических к/ф)
Назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре
(-рисование элементов народных художественных проиыслов
-лепка народных игрушек
- аппликация жанровых сценок
- макетирование)
Назовите комплексное использование методов
(- организация досугов и развлечений
-музейная педагогика)
- 1. «Собери слово»
и, р, а, н, ш (аршин – мера длины)
ч, и, к, а, к (кичка – головной убор замужней женщины)
и, н, з, у, п (зипун – крестьянский кафтан)
о, т, о, з, к, и, л, н (золотник – мера веса)
ц, с, а, е, м, д, и, ь (седьмица – неделя)
ы, х, о, м, о, р (хоромы – название деревянного дома)
- Выбери правильный ответ
В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?
- зима - лето - весна - осень
В крещенские морозы древесина становится сухой, в ней прекращается сокодвижение, дерево именно рубили, а не пилили, ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом и она дольше не портилась
Какой день масленичной недели называется широким?
- вторник - среда - четверг -пятница
С четверга начиналось настоящее масленичное гуляние, по улицам возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму
Какое дерево сажали крестьяне недалеко от мета выбранного для строительства дома?
-ель - березу - дуб - иву
Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, защищает дом от молнии
Как называлось родовое имение боярина, которое передавалось по наследству?
-вотчина - усадьба - поместье - посад
Поместье было у дворян, у князей – усадьба, посадом назывались любые поселения вне городских стен
Непременный атрибут мужской и женской одежды
- телогрея - кафтан -кушак - портки
Кушак или пояс был не просто деталью одежды, а и опознавательным знаком, символом благосостояния, знать носила золотые пояса с драгоценными камнями, кушак имел и утилитарное назначение – к нему подвешивали ключи, ложку, иногда гребень и специальную сумочку, заменявшую карман
- Назови правильно вид песенного фольклора:
- протяжная ласковая песенка для маленьких детей /колыбельная/
- короткие, состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию /частушки/
- ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками, ножками /потешка/
- праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья /колядки/
- Кто больше
Педагогам предлагается выбрать категорию вопросов и ответить на них
Мифология:
- дух дома, живущий за печкой /домовой/
-злая старуха-волшебница и ведьма /баба – яга/
- в славянской мифологии – хозяин леса и зверей /леший/
- хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте /водяной/
- предметы, которые подвешивают на шнурки и носят на шее или на руках /обереги/
- статуя языческого бога из камня или дерева, предмет поклонения людей /идол/
Храмы Руси
- перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от остального храма /иконостас/
-часть храма для совершения священнодействия, отделенная от верующих иконостасом /алтарь/
- столовая в монастыре, западная пристройка к храму /трапезная/
- ларец для хранения мощей святых /рака/
- чем всегда венчаются купола храмов /крестами/
- кельи отшельников в отдалении монастыря /скиты/
Предметы старины
-точеная палочка для намотки ниток и плетения кружев /коклюшка/
-полотенце, полотнище, кусок ткани во всю ширину /ширинка/
-обмотки для ног в сапоги или лапти /онучи/
-сосуд для пива /братина/
-луб, подкорковый слой дерева /лыко/
-старинное название икон /образа/
Русские народные промыслы
-что в переводе с греческого языка означает слово «керамика» /глина/
-как называются вятские глиняные игрушки /дымковские/
-как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины
и расписаны в сине- гобой гамме /гжель/
-какие изделия расписаны узорами «Кудрина» и «травка» /хохлома/
-лаковая миниатюра, возникшая в Ивановской области на основе иконописного промысла /палехская/
-какую игрушку иностранцы считают символом России /матрешка/
-что в древней Руси называли даром Валдая /колокольчик/
Русский народный костюм
-главная нательная одежда у мужчин и женщин длиною ниже колена /рубаха/
-женская короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафан /душегрея/
-старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону /кокошник/
-широкое длинное одеяние монаха или священника /ряса/
- мужская рубаха, разрез ворота которой сбоку /косоворотка/
-украшение одежды, сделанное нитками /вышивка/
Жилище
- деревянная изба из цельных бревен /сруб/
-то, что помещалось в красном углу комнаты /иконы/
-обрамление окон, украшенное искусной резьбой /наличники/
-крепкая изгородь, сделанная из заостренных бревен /частокол/
-то, чем снаружи закрывали окна в крестьянской избе /ставни/
-то, что располагалось в углу дома, противоположном красному углу /печь/
- Праздник – время года
Педагоги карточки с названиями праздников раскладывают против названия времени года
Зима
-Николай Чудотворец /19декабря/
-Святки /7-19 января/
-Крещение /19 января/
-Сретение /15 февраля/
Весна
-Благовещение /7 апреля/
-Пасха
-Красная Горка /послед. день пасх. недели/
-Вербное воскресение
Лето
-Троица /50 дн. после Пасхи/
-Иван Купала /7 июня/
-Яблочный спас /19 августа/
-Успение Пресвятой Богородицы /28 августа/
Осень
-Покров /14 октября/
- Воздвижение /сентябрь/