Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «ПОГОВОРИ СО МНОЙ!»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «ПОГОВОРИ СО МНОЙ!»
Семинар рассчитан на педагогический коллектив ДОУ. Целью является поиск путей решения проблемных ситуации в общении с родителями воспитанников ДОУ.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю обсудить очень важную тему – общение с родителями и воспитанниками. Тема нашего семинара-практикума – «Поговори со мной»
Упражнение: «Здравствуйте!»
Цель: снятие эмоционального напряжения, объединения участников.
Все участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая!» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Все участники говорят: «Здравствуй. …. сегодня вот такая» (повторяет жесты и мимику …). Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»
Ведущий называет тему круглого стола. «ПОГОВОРИ СО МНОЙ»
Основная часть:
Рассмотрим эффективные средства взаимодействие педагогов с родителями»
«Вербальные средства общения».
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера» (положительные, либо отрицательные чувства в отношении другого человека) (Психологический словарь, 1997, с. 232). В процессе взаимодействия человек пользуется разными средствами общения, к ним относятся: вербальные (словесные), невербальные (жесты), паралингвистические - это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативный аспект текста. К ним относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста.
Сегодня мы поговорим о вербальных средствах общения.
К вербальным средствам общения относятся слова, которые мы произносим при взаимодействии с людьми. Существуют принципы построения речевой коммуникации- это принцип кооперации (сообщение должно соответствовать цели и предмету разговора), принцип вежливости (тактичность, согласие, скромность, благожелательность и т.д.). Для того, чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педагог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики- лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести, как к непониманию партнерами др.др., так и к открытому конфликту.
В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я- высказывание» (предложен Томасом Гордоном в 1975г.)
«Я-высказывание» не содержит негативной оценки, обвинения другого человека, в отличае от «Ты-высказываний». "Я-сообщение" - это откровенная информация о вас, о том, что вам нужно, в чем состоят ваши потребности, какова ваша реакция на те или иные слова собеседника, его поведение и/или сложившуюся ситуацию. "Ты-сообщение" - это попытка воздействовать сразу на другого, минуя объяснения собственного состояния, по сути это приказ, критика, зачастую обвинения.
Простой пример из смс-переписки:
Сообщение "Ты где?" всем нам хорошо знакомо – возможно мы сами не раз посылали и получали подобные сообщения. А какое чувство вызывает такое сообщение у получателя? Ему нужно отчитаться, дать объяснения, возможно даже оправдаться?
Этого ли хотел посылающий сообщение? Может быть он/она хотел сказать "Я жду тебя!", "Я соскучилась (соскучился)!" или "У меня больше нет времени ждать, давайте перенесем нашу встречу на другой день"?
Чувствуете разницу? Это и есть примеры "Ты-сообщения" и "Я-сообщения". И хотя на первый взгляд разница между "Я" и "Ты-сообщениями" может показаться незначительной, тот посыл, который получает собеседник отличается в сообщениях кардинально!
Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями использование «Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и способствует развитию взаимопониманию. Вместо того, что бы обвинять партнера говорящий выражает проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант приемлемого разрешения конфликта. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях. Что обеспечивает его автоматическое включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я-высказывания»:
• Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу не обижать Сашу ответил: «Он сам ко мне лезет….» (Сравните: «Когда Дима с агрессивным видом набросился на Сашу…»).
• Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника, а выразить свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…».
• Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне разговаривала с детьми о том, что обижать друг друга нехорошо».
• Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас поговорить с Димой об отношениях с ребятами в группе, а я в свою очередь подберу соответствующие игры…».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство, потому что показывает вашу заинтересованность в конструктивных методах решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а так же делание совместной работы с родителями.
Упражнение «Скажи правильно»
Цель: отработка навыка использования «Я- высказываний».
Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка (см. приложение 1), задача: сообщить родителям информацию используя «Я- высказывания», затем «Ты- сообщения». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какое сообщение вызвали меньше отрицательных эмоций.
• «Стили «адвоката» и «прокурора».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы и взаимопонимания. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя. Стиль «адвокат» рекомендуется использовать в общении с родителями когда:
• Родители просят совета педагога, обращаются за помощью. Делятся своими проблемами, интересуются поведением ребенка;
• Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
• Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать с позиции «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиции его защитника- человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат»- не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, задавать вопросы гораздо труднее. Мы задаем вопросы. Что бы помочь, а не что бы обвинять.
Позиция «адвокат»:
• Какой бы серьезной ни была ситуация мы попытаемся найти выход;
• Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит существуют какие-то причины. Мы разрешим данную ситуацию.
Позиция «прокурор»:
• В сложившейся ситуации есть доля вашей вины;
• Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
Существует также ПРИНЦИП сэндвича.
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
• Начать с хорошего.
• Продолжить сложным и неприятным.
• Закончить хорошим.
Упражнение «Общение с родителем – это…»
Цель: обобщить знания.
Участники делятся на две команды, и в течение 10 мин. Каждая подгруппа выполняет следующее задание. Первая –перечисляет критерии эффективного общения с родителями используя буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Вторая- первые буквы второго слова. Затем команды по очереди зачитывают составленные ими критерии.
ТАК ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОДИТЕЛЯ, НО И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ РЕБЕНКА?
Что значит воспитывать, быть воспитателем?
Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения»
«Воспитатель – это человек, который кричит».
«Воспитатель – это человек, который следит».
«Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!»
Услышав эти высказывания, пришелец с далекой планеты будет поставлен в тупик. Он может понять эти слова: «у меня» и «смотри». Что означает их сочетание? К этим загадочным выражениям прибавляется еще непереводимый на «трансгалактический язык» вопрос, как «Ты почему?»
Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые.
Возможно, узнав, каков он в глазах пришельца, воспитатель не согласится с тем, что о нем было сказано. Отдельные моменты будут признаны, «моменты», но не образ в целом.
Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за всестороннее развитие другого человека – воспитанника.
Известно, что в воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей, поэтому исключение одной из них будет иметь негативные последствия для дальнейшего воспитания ребёнка вообще и подготовки его к школе в частности. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в этом процессе. Родители знают своего ребёнка лучше, чем любой другой человек. Семья является основным связующим звеном между дошкольником и широкой общественной средой. Взаимодействие семьи и детского сада составляет важнейшее условие подготовки детей к школе. Как подчёркивает Т.А. Маркова, педагог-психолог, только в тесной взаимосвязи и взаимодействии воспитателя и родителя достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребёнка к школьному обучению.
Большой интерес для нас представлял вопрос о том, какие формы взаимодействия с родителями использует современный воспитатель в процессе подготовки детей к школе. Соответствующий анализ показал, что российские воспитатели опираются на разнообразные формы взаимодействия с родителями, при этом большинство воспитателей выбирают традиционные формы контакта (беседы, консультации, родительские собрания). Отмечают 17 различных форм взаимодействия воспитателей с родителями по подготовке детей к школе: 1) беседа, 2) консультации, 3) родительское собрание, 4) «уголки» для родителей, 5) «круглые столы», 6) посещение семей, 7) выставки, 8) индивидуальная работа, 9) папкипередвижки, 10) тематические стенды, 11) рекомендации, 12) конференции, 13) информация для родителей о педагогической литературе, 14) задания на дом, 15) анкетирование, 16) праздники, 17) альбомы.
Хотелось бы поговорить именно о методиках нашего ДОУ. Коллеги, посовещайтесь мини-группами: какие инновационные формы общения с родителями могли бы предложить Вы?
Все эти формы в образовательной практике используются с разной степенью интенсивности. Так, значительно реже используются новые формы: «круглые столы», конференции, «почтовые ящики», практикумы для родителей и т.д. Наиболее часто, как показывает практика, используются традиционные формы взаимодействия (беседу, консультации, собрания). В настоящее время существует ряд серьёзных проблем взаимодействия воспитателей с родителями по подготовке детей к школе, требующих разрешения как в направлении осознания родителями и воспитателями необходимости планомерного сотрудничества, так и в направлении создания общей эмоциональной атмосферы этого взаимодействия и обогащения его новыми, более эффективными формами.
Характерной особенностью является контрастность отношения воспитателя к разным родителям, что отражается в проявлении различных аспектов общения – от содержательного, эмоционального, личностноокрашенного до эпизодического, формальноделового, нейтрально личностного. Часто общение воспитателя с родителями показывает, что воспитатели недостаточно владеют техникой и культурой общения. Нередко наблюдается официальный тон, некоторая холодность по отношению к отдельным родителям. Воспитатель часто начинает свою беседу с родителями отрицательной информацией о ребёнке, что не способствует установлению доверительных отношений между ним и родителями. К проблемам общения воспитателя с родителями следует также отнести недостаточное владение воспитателем психологией культурного и эффективного общения. Взаимодействие воспитателей и родителей является важнейшим фактором воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Именно в процессе содержательного взаимодействия воспитателей и родителей создаются условия для выработки правильного индивидуальнодифференцированного подхода к ребёнку.
Положительный, эмоциональный характер взаимодействия воспитателя и родителей предполагает эмоциональноличностный характер общения. В связи с этим необходимо решение следующих задач: 1) специально обучать воспитателей технике педагогического общения; 2) проводить целенаправленную работу по углублению представлений воспитателей и родителей в области подготовки детей к школе, прежде всего в плане современных подходов к решению этой проблемы (обеспечение соответствующего педагогического просвещения родителей и воспитателей с использованием новых форм обучения и сотрудничества); 3) совершенствовать существующую практику взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам подготовки детей к школе как в на правлении обогащения содержания, так и в направлении совершенствования эмоциональной и коммуникативной стороны общения; 4) разрабатывать новые, более эффективные и личностно окрашенные формы сотрудничества между родителями и воспитателями (необходимо создание между педагогами, родителями и детьми атмосферы «общей семьи»); 5) преодолевать существующую практику эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективную и пере ходить от случайных взаимодействий к планируемому совместному индивидуально дифференцированному подходу к детям, ориентированному на решение конкретных задач подготовки к школе, актуальных именно для данного ребенка.
Как работать с родителями
Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Условие для ее решения – создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительно деловой контакт.
Основной характеристикой данного типа общения являются его этапы.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях.
Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены в семье (особенности общения ребенка со сверстниками)
Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки)
Позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных)
Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть: « Давайте узнавать вместе!»
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателей и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова:
• на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями.
• на втором этапе внешняя цель это ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя – формирование и подкрепление установки к сотрудничеству
• на третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенка
• на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают
Тренинг «Поговорите со мной»
Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями
Психологическое вхождение
Упражнение «Имя»
Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей.
Саморефлексия: насколько трудно запомнить большой объем информации (родителей и детей много, что-то упуская, мы можем обидеть, оскорбить). Что Вы чувствовали, легко ли Вам было?
Упражнение «Войди в круг»
Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Обсуждение:
1. что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2. легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3. как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Релаксация
«Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне
Поворот туловищем вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вперед.
Подведение итогов.
Саморефлексия педагогов. Обсуждение.
Приложение 1
Примеры проблемных ситуаций:
Ребенка поздно забирают из детского сада.
Саша и Витя подрались.
Ребенок беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу, невзирая на замечания.
Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает.
Ребенку сломали игрушку, с которой он пришел из дома.
Ребенок не хочет заниматься.
Ребенок обманывает.
Ребенок материться.
Ребенок часто при ходит с не выполненным домашним заданием.
Ребенок часто приходит в детский сад в грязной одежде.
НЕГАТИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
"-------------------------------------------------------------------------
(ребенка поздно забирают из детского сада)
Мой ребенок не слушается бабушку, поэтому она не может забирать его из детского сада.
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо учится, потому что учителя не понимают его.
"-------------------------------------------------------------------------
Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.
"-------------------------------------------------------------------------
Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не поднимает руку на занятии, я боюсь, что вы считают, что он ничего не знает.
"-------------------------------------------------------------------------
Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья.
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят.
"-------------------------------------------------------------------------
Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом.
"-------------------------------------------------------------------------
Моя дочь — талантлива. Наташа замечательно рассказывает стихи, почему она не выступает на утренниках?
"-------------------------------------------------------------------------
Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.
"-------------------------------------------------------------------------
Почему вы не берете моего ребенка на открытые занятия?